Тема урока: Работа над ошибками.
Цель урока: Мобилизовать учащихся на преодоление пробелов в знаниях, которые обнаружились при проверке контрольного диктанта; убедить детей в том, что работа над ошибками – это один из путей формирования грамотного письма.
Оборудование урока: Опорные таблицы “Правописание наречий”; изготовленные учащимися, сигнальные карточки, раздаточный материал, способствующий воспитанию орфографической зоркости; орфографические словари.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня у нас на урок работы над
ошибками. С ней мы встречаемся довольно часто.
Работаем над ошибками, которые допустили в
классных и домашних работах, в диктантах,
изложениях и сочинениях.
А нужна ли нам работа над ошибками? Может быть,
можно обойтись и без нее.
Ответы учащихся о том, что работа над ошибками
необходима, так как она способствует развитию
грамотности, помогает повторить изученный ранее
материал.
II. Учитель: И прежде чем, приступить к этой нужной для нас работе, проведем орфографическую разминку (по принципу “четвертое лишнее”):
1. Выпишите слово с приставкой при:
преступник, препятствие, преодоление,
прикосновение.
2. Слово с пре: природа, причина,
преграда, пример.
3. Слово с нн в суффиксе: брошенный,
соленый, вареный, печеный.
4. Слово с чередующейся гласной и в
корне: расстелить, упирается, вытереть, подберу.
5. Слово с безударной гласной, проверяемой
ударением: прибой, бревна, разбиваются, отходят.
6. Слово с проверяемой гласной в корне: водоросли,
горизонт, затишье, волны.
7. Выпишите наречие, которое пишется раздельно:
вперед, без умолку, наугад, вдребезги.
III. Самопроверка. Учащиеся объясняют орфограммы, затем сверяют свою запись с образцом:
IV. Учитель: Ребята, вы, вероятно, вспомнили, что некоторые из этих слов взяты из последнего диктанта. Может быть, даже кто-то из вас ошибся при их написании. Но прежде, чем анализировать свои ошибки, давайте поучимся на чужих. Перед вами текст (Приложение 1). В чем его особенность?
Дети отвечают, что в тексте есть ошибки.
Учитель: Вы должны выступить в роли проверяющих. Исправьте все ошибки и подумайте, на какое правило больше всего допущено ошибок в этой работе?
Учащиеся исправляют ошибки. Всего 14 орфографических ошибок и 2 пунктуационные. Больше всего ошибок на правописание наречий. Называются и другие ошибки.
Учитель: Теперь сделаем работу над ошибками, помня наш алгоритм:
1. Пишу правильно.
2. Объясняю.
3. Подтверждаю примерами.Ошибки у доски объясняют ученики-консультанты, а те, кто затрудняются, сверяют свою запись с полученной на доске:
V. Учитель: А теперь назовите все наречия из этой работы, в написании которых были сделаны ошибки ( вдаль, вглубь, внизу, вверху, набок, сначала и др.). Ошибки в написании наречий были и в ваших диктантах. Работу над своими ошибками вы сделаете самостоятельно дома, и каждый получит за нее свою оценку. (Записывается домашнее задание: занести слова в тетрадь учета ошибок, сделать работу над ошибками. У кого за диктант оценки “4” и “5”, пишут миниатюру “ Проделки наречий”). А теперь продолжаем нашу работу. Действительно, слитное, раздельное и дефисное написание наречий вызывает затруднение у многих. Посмотрите в свои опорные таблицы (Приложение 2), вспомните правила и приготовьтесь к работе с сигнальными карточками.
- Желтая карточка – слитное написание.
- Зеленая карточка – дефисное написание.
- Красная карточка – раздельное написание.
Карабкаться вверх.
Разойтись по-хорошему.
Взял без спросу.
Глядеть исподлобья.
Говорить по-английски.
Уходить по трое.
Выйти навстречу.
Сжечь дотла.
Успокоился мало-помалу.
Все пойдет по другому.
Сделать точь-в-точь по учебнику.VI. Учитель: Из своих диктантов выпишите 10 наречий.
Детям предлагаются разноуровневые задания. Учащиеся первой группы составляют с этими наречиями словосочетания. Учащиеся второй группы пишут творческую миниатюру, включая в нее данные наречия.
Подводится итог урока.
Учащиеся зачитывают свои работы.
Учитель: О чем мы вспомнили и чему научились на нашем уроке? (Учились анализировать свои и чужие ошибки, делали работу над ошибками, повторили правописание наречий).