Цели:
- Формирование умения самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию.
- Развитие любознательности, фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления.
- Формирование эмоционального отношения к действительности, нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни.
- Оборудование: альбомные листы, ткань, кисти, краски, карандаши, бархатная бумага, вата, гратаж-бумага с восковой основой, цветная бумага, ножницы, клей, поделки учащихся, магнитофон, таблица “Основные правила труда”.
ХОД УРОКА
I. Вступление.
– Ребята, сегодня у нас урок творчества. А
творчество – это источник доброты, истины
и красоты.
Давайте сядем поудобней и улыбнемся друг другу.
Мы спокойны и добры, приветливы
и ласковы.
Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните
вчерашние обиду, злобу, беспокойство.
Забудьте о них.
Вдохните в себя свежесть и красоту
белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту
морозного воздуха….
Чтобы творить прекрасное и дарить этим радость
людям, мы с вами закроем глаза и прислушаемся, как
звучит радость в вашем маленьком горячем
сердце.
Что удалось услышать? (Ответы детей)
– А сейчас вы узнаете, почему прислушивались
именно вашим горячим сердечкам. (Чтение учителем
на фоне музыки).
Притча “КРАСОТА”
В.А. Сухомлинский
Узенькой тропинкой шли два путника. С одной
стороны плескалось синее море, с другой – стояли
горы.
Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них
был человек с горячим сердцем, другой – человек с
холодным сердцем.
Человек с горячим сердцем взглянул на море, и
глаза его стали изумленными и ласковыми. Он
сказал:
– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.
А человек с холодным сердцем сказал:
– Да. Много воды.
Подошли путники к серому камню. У человека с
горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и
есть та красота, которую мы ищем!
– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился
человек с холодным сердцем. – Это же серый
камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт
он. Камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, –
возразил человек с горячим сердцем. – Надо
добраться, освободить его от каменного плена.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и
резал камень. А человек с холодным сердцем сидел
на берегу и с тоской смотрел на море.
Наконец из-под осколков камня показался цветок
изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг
притаился, всматриваясь в красоту, которую
освободил человек из каменного плена.
Даже горы поднялись выше. Даже волны морские
затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.
Только человек с холодным сердцем ничего не
увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному
изваянию и сказал:
– Да, крепкий камушек….
– А вам приходилось видеть красоту на своем пути?
(Ответы детей)
– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?
(Ответы детей)
– Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?
(Ответы детей)
– А что ему помогло?
– Упорство, настойчивость и доброе сердце нам
понадобятся на нашем уроке. Мы с вами постараемся
разглядеть красоту зимнего дня или ночи, красоту
живой и неживой природы зимой. И если вы вложите в
свою работу душу и сердце, то она получиться
прекрасной.
II. Основная часть – групповая работа детей.
(При делении на группы учитываются возможности учащихся и их интересы)
- Работа по таблице “Основные правила труда” (по технике безопасности).
- Беседа о красоте зимней природы.
– Красота природы воспевается и художниками, и
поэтами, и композиторами. Мы с вами читали стихи
замечательных поэтов-классиков о природе в
разное время года. Вспомните авторов и их
произведения о зиме, которые мы изучали на уроках
чтения. (А.С. Пушкин “Зимнее утро”, “Зимний
вечер”, И.С. Никитин “Встреча зимы”, И.З. Суриков
“Детство”, Н.А. Некрасов “Не ветер бушует над
бором”…)
– Выборочное чтение отрывков из этих
стихотворений.
Поэты словами, а композиторы музыкой стремились
передать звуки зимы.
Мы с вами уже знакомы с творчеством П.И.
Чайковского “Времена года”.
– Красота зимней природы не оставила
равнодушными и художников. Сколько прекрасных
картин создано ими!
Многие картины и рисунки вы уже видели, учились
описывать их, определять настроения и характер. В
будущем нам предстоит писать сочинение по
картинам К.Ф. Юона “Конец зимы. Полдень”, И.
Грабаря “Февральская лазурь”. А сегодня мы с
вами будем создавать красоту зимней природы
своими руками.
Дома вы должны были подготовить все необходимое
для этого урока творчества по своему желанию.
Поэтому у нас получилось 4 группы.
I группа.
– В этой группе ребята выбрали ткань. Они будут
рисовать зиму на ткани. Какая предварительная
работа была дома?
– Нанесен на ткань фон: небо, воздух. Затем
просушили, для того чтобы можно было выполнять
основную работу – нарисовать деревья, дом,
снеговика и т.д. Для работы на ткани используется
гуашь.
II группа.
– Вторая группа будет работать на альбомном
листе – иллюстрация по сырому.
– Что для этого нужно?
– Альбомный лист смачивается водой (кисточкой),
наносится фон – небо, облака, снег. Когда
высохнет, основные детали рисунка.
III группа.
– Ребята в третьей группе рисуют ластиком.
– Объясните, как это вы будете делать?
– Альбомный лист закрашивается простым
карандашом, затушевывается (растирается),
бумагой и ластиком вырисовывается зимняя
картина.
IV группа.
– В четвертой группе разные виды работ. Это
гратаж и два вида аппликаций.
– Расскажите нам, что такое гратаж?
– Гратаж-работа на восковой основе: бумага для
работы заготовлена заранее: альбомный лист, а
лучше – для черчения растирается тщательно
свечкой (обычной хозяйственной), затем
закрашивается гуашью (цвет – по желанию),
сушится. На таком листе “выцарапывается”
рисунок.
– Каковы основные правила для аппликации ватой
на бархатной бумаге?
– Из ваты скатываются тонкие жгутики и обводят
ими контуры рисунка предварительно выполненные
на бумаге и кое-где накладывается тонкий слой
ваты (без клея).
Аппликация на цветном картоне (цветной бумагой или белой)
III. Заключение.
- Выставка работ, демонстрация и краткая характеристика.
- Итоги урока.
Гуляет русская зима.
Останови ее, попробуй!
Махнет рукой – бела земля,
Махнет другой – растут сугробы.
Белит деревья и дома,
Морозит, устали не зная.
Гуляет, русская зима
Морозная не злая!
Литература
- Н.А.Некрасов “Не ветер бушует наг бором”
- И.С.Никитин “Встреча зимы”
- А.С.Пушкин “Зимнее утро”, “Зимний вечер”
- И.В.Суриков “Детство”.
- Притча В.А. Сухомлинского.