Цель:
- продолжать работу по расширению представлений учащихся об окружающей среде;
- обобщить знания, полученные на уроках природоведения;
- развивать познавательную активность учащихся, умение работать в группе, высказывать своё мнение и слушать мнение других;
- воспитывать бережное отношение к природе посредством игр экологического характера.
Оборудование:
- индивидуальные вопросники и задания,
- изображения животных и растений для групповой работы,
- кроссворд для каждой команды,
- листы бумаги для ответов,
- ручки,
- фишки.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Деление на команды, проверка готовности к работе.
2.Вводная беседа
(Тематика и направление беседы выбирается на усмотрение учителя), постановка цели занятия.
3.Представление команд.
(Изначально было дано задание на дом придумать назва-ние, сделать эмблему, подготовить девиз, после чего команды представляют себя). Эта работа оценивается отдельно, максимальная оценка – 5 баллов.
4.Проведение игры по этапам.
Первый этап. “Разминка”.
Загадки о животных, растениях и природных явлениях. (За каждый правильный ответ игрок получает фишку).
Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь).
Неизвестно где живёт, налетит, деревья гнёт. (Ветер).
То он - клин, то он – блин, ночью на небе один. (Месяц).
Кто за печкою живёт, спать мне ночью не даёт? (Сверчок).
В лесу у пня суетня, беготня: народ рабочий весь день хлопочет.(Муравьи).
Прыгает зверюшка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка).
У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы).
Стоит старик над водой, качает бородой. (Камыш).
Под водой живёт народ, ходит задом наперёд. (Раки).
Конь бежит, земля дрожит. (Гром).
Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила. (Ива).
(Количество загадок может быть различным.)
Подводится итог первого этапа. Одна фишка – один балл.
Второй этап. “Эрудит”.
У каждой команды на столе для работы лежит кроссворд. Задания читаются учителем. (Кроссворд см. Рисунок 1).
1.Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет. (Мороз).
2.Похож я с виду на горох, где пройду – переполох. (Град).
3.Красна девица днём по небу ходит. (Солнце).
4.Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая? (Вода).
5.Летит орлица по небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча).
6.Зимой на земле лежал, весной в реку попал. (Снег).
Подводится итог. Баллы суммируются.
Третий этап. “Вопрос – ответ”.
Даются вопросы познавательного характера.
1.В какое время суток можно наблюдать первые заморозки на почве? (Утром).
2.Что общего у облаков и тумана? (Состоят из капелек воды).
3.Какой дождь называют моросящим? (Мелкий, идущий длительное время).
4.Чем стрекочет кузнечик? (Лапками о крылья).
5.Какой жук носит название того месяца, в котором он появляется? (Майский).
6.Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает).
7.Кошкин сын? (Котёнок).
8.Земная талия? (Экватор).
9.Птица с рюкзаком под клювом. (Пеликан).
10.В какие времена года можно наблюдать туманы? (В любые).
Подводится итог. Баллы суммируются.
Четвёртый этап. “Путаница”.
Капитаны команд выбирают конверты с запутанными пословицами о природе. Необходимо восстановить смысл пословиц и прочитать, объяснив их смысл.
Рады люди лету, а пчёлы цвету.
Кто спит весною, тот плачет зимою.
У каждого месяца свои порядки.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Мороз да вьюга – два друга.
Хороший снежок урожай сбережёт.
Сломить дерево – секунда, вырастить – года.
Здоровое дерево дятел не долбит.
Лес и вода – брат и сестра.
Подводится итог. Баллы суммируются.
Пятый этап. “Знатоки живой природы”.
Капитаны выбирают конверты, в которых по одной картинке животного и растения. После обсуждения в команде выступают два представителя с рассказом о выбранных животных и растениях.
Подводится итого. Баллы суммируются.
Шестой этап. “Помоги своей команде”.
Каждый участник получает по одному вопросу.
В каких трёх состояниях бывает вода?
Что такое линька?
Когда собирают урожай?
Какие осадки выпадают зимой?
Что такое оттепель?
В какую погоду снег бывает рыхлым, сыпучим, скрипучим?
Перечисли вечнозелёные деревья. Перечисли части растения.
Где раньше тает снег?
Что такое ледоход?
Почему весной набухают почки и распускаются листья?
Что такое исток?
Сколько ты знаешь материков?
Что такое глобус?
Каким цветом изображены на глобусе равнины?
Каким цветом на глобусе изображены водные пространства?
Отчего происходит смена дня и ночи?
Отчего происходит смена времён года?
На каком материке расположена наша страна?
Что является органом слуха?
Что является органом зрения?
Что является органом обоняния?
Что является органом дыхания?
Что является органом вкуса?
На сколько полушарий разделён глобус?
Каждый правильный ответ на вопрос приносит по одному баллу команде.
Подводится итог. Баллы суммируются.
Седьмой этап. “Мы – жители Земли”.
Даётся задание творческого характера. Команды создают запрещающие знаки, для использования при формировании навыков поведения в природе.
Подводится итог.
5.Подведение итогов игры.
Задаются вопросы обобщающего характера, подсчитываются баллы и определяется победитель.
По горизонтали: 1.Мороз. 2.Град. 3.Солнце. 4.Вода. 5.Туча.
По вертикали: 6.Снег. По вертикали должно сложиться ключевое слово: природа.