Важнейшая проблема, стоящая перед современным учителем начальных классов-организация личностно-ориентированного образовательного пространства.
Огромную роль играет воспитательный потенциал, заложенный в учебном процессе. Исходя из того, что воспитание предполагает развитие личности, я попыталась вычленить и систематизировать методы, эффективно влияющие на развитие личности младшего школьника.
Убеждена в том, что эффективно может работать только педагог, сочетающий в себе учителя-психолога и воспитателя. Знание всех сторон образовательного процесса (учебной, развивающей, воспитывающей) обеспечат выполнение стандартов начального общего образования. Все мы хорошие учителя (этому подтверждение – наши дипломы). Но все ли мы хорошие воспитатели? Хорошие психологи?
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
– развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению,формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
– сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Основная воспитательная работа осуществляется на уроках.
1. Отличительной особенностью уроков в начальной школе, я считаю, является – атмосфера особой теплоты человеческих отношений. Для этого я использую такие средства как музыка, живопись, литература.
При проведении уроков опираюсь на принцип психологической комфортности. С этой целью использую следующие методы:
– разумную требовательность в сочетании с уважением к личности ребенка;
– ненасильственное отношение;
– искреннее понимание детских проблем;
– контроль деятельности и поведения детей;
– стиль общения с детьми эмоционально-положительный;
– применяю эффект Розенталя (стараюсь заметить малейшие достижения и успехи, убеждаю в реальности этих успехов в будущем);
– использую похвалу (словесно, приветливую улыбку, кивок головы, взгляд);
– физический контакт (погладить по голове, похлопать по плечу, взять за руку, посмотреть в глаза).
Данные методы способствует повышению самооценки, стимулированию учебных и воспитательных успехов детей.
2. Как сделать так,чтобы каждый ученик уходил с урока удовлетворенным и с ощущением значимости своего учебного труда?
Для этого я использую – метод коллективного взаимообучения в следующих формах:
- индивидуальной (ученик самостоятельно работает с источником информации),
- парной,
- групповой,
- коллективной.
Этот метод способствует не только развитию интереса к учению у младших школьников, но и развивает в них умение сотрудничать с детьми.
3. Как соединить чувство удовольствия с умственной деятельностью?
Есть достаточно большой арсенал эффективных методов, направленных на улучшение внимания, на то, чтобы создать такую ситуацию на уроке, когда ученик преодолевает себя, заставляет себя что-то сделать, когда ему не очень хочется этого делать. Этому способствует поданный в интересной форме учебный материал, который нужно расшифровать (рассекретить), стимульный материал (различного рода знаки отличия), использование интересной наглядности, соревновательные и конкурсные формы.
Это способствует воспитанию у учащихся трудовых, учебных навыков, развитию желания и умения учиться и, в конечном счете, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе как ученику.
4. Многие учителя начальной школы понимают, что мальчиков и девочек нельзя воспитывать одинаково.
Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Я СТАРАЮСЬ ПОНЯТЬ И ПРИНЯТЬ ИХ ТАКИМИ, КАКИЕ ОНИ ЕСТЬ, какими их создала природа.
Нам следует сохранить, раскрыть и развить их задатки.
На уроке приходится учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Мальчики | Девочки |
– лучше выполняют поисковую деятельность, | – лучше развита речь, но ответы однообразны, |
– они нестандартно и интересно мыслят, | – лучше справляются с типичными задачами, |
– выдвигают новые идеи, – лучше работают, если надо решить новую задачу. |
– зато их требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской части задания весьма велики. |
Все это нужно знать и использовать, чтобы правильно развивать личность каждого школьника, вырабатывать разные подходы к воспитанию отдельной личности, в этом и заключается работа каждого учителя на современном этапе.
Сегодня я поделилась с коллегами несколькими “секретами” из своей работы и хочется напомнить, что ДЕТИ УЧАТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДЯТ В СВОЕЙ ЖИЗНИ. Учителю надо помнить об этом, а в качестве размышления – слова психолога Дорис Лоу Ноулт.
Если ребенок окружен критицизмом,
он учится обвинять.
Если ребенок видит враждебность,
он учится драться.
Если над ребенком насмехаются,
он учится быть робким.
Если ребенка постоянно стыдят,
он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок окружен терпимостью,
он учится быть терпимым.
Если ребенка поддерживают,
он учится уверенности.
Если ребенка хвалят,
он учится ценить других.
Если с ребенком обходятся справедливо,
он учится справедливости.
Если ребенок чувствует себя в безопасности,
он учится верить.
Если ребенка ободряют,
он учится нравиться самому себе.
Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно,
он учится находить любовь в этом мире.