О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли, знания, т.е. как он говорит и пишет. К сожалению, речь школьников часто бедна и однообразна, засорена различного рода ошибками. Учитель обязан помочь детям овладеть богатствами русского языка, сделать для учащихся родной язык тонким и гибким инструментом общения, выражения своих мыслей, чувств, побуждений, намерений.
Уместно вспомнить два высказывания В.А. Сухомлинского. Первое: “В детстве каждый ребенок поэт. Конечно, было бы наивным ожидать, что поэтическое вдохновение придет к ребенку по какому-то чудесному наитию… Дать ребенку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества – это такое важное дело, как научить читать, решать задачи”. Второе: “Поэтическое творчество доступно каждому. Оно не является привилегией одаренных”. (В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям).
Эти краткие замечания не просто факт классической педагогики, а программа деятельности. Один из важных этапов в моей работе над развитием речи учащихся – это работа над словом. В чем она заключается? Конечно, в том, чтобы научить детей тонко чувствовать слово, его красоту, значение, уместность. Работа над словом заключается в умении подбирать синонимы, антонимы, использовать красочные сравнения, метафоры, выражать словом точно, ярко, то или иное чувство. Работа над словом должна иметь выход к более высоким ступеням речевых упражнений – составлению предложений, связной речи.
Один из наиболее сложных видов работы в системе речевых упражнений – это сочинение.
Детское сочинение – это творческая работа, в которой ученик выражает свои индивидуальные склонности, интересы, вкусы, дает выход воображению. В традиционной методике отношение к сочинению достаточно одностороннее: они рассматриваются как обучающие. Отсюда – большая коллективная подготовительная работа: составление общего плана, обсуждение содержания каждого его пункта, устное составление будущего текста, выписывание на доске опорных слов, разбор написания трудных слов. И только после этого учащиеся приступают к записи работ в тетради. Таким образом, ученику остается просто воспроизвести только что услышанное.
Л.В. Занков рассматривает детское сочинение как форму самовыражения, самосознания ребенка, как возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, с классом. Он считает, что в сочинении проявляется (а значит, и воспитывается) восприятие красоты природы, красоты человека, прекрасное в его труде, поступках. Ценность детского сочинения он определяет по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.
Большое значение имеет выбор темы. Тема должна воспитывать и развивать не только ум ребенка, но и его чувства. С другой стороны, тема должна предоставлять ребенку возможность проявить при написании сочинения свои самые сильные стороны.
Работа над сочинением усложняется от класса к классу. Сложнее и разнообразнее становятся предметы, явления, которые дети наблюдают, сравнивают; постепенно возрастает степень самостоятельности учащихся, Сочинению должна предшествовать большая подготовительная работа.
Покажем на примере, каким образом можно организовать подготовку учащихся второго класса к написанию сочинения. Тема – “В чем красота русской зимы”. Подготовка к сочинению началась задолго до его написания. Почему выбрана именно эта тема? На мой взгляд, она дает большие возможности для формирования у детей умения составлять художественное описание, умение ярко, живо передавать свое настроение, пользоваться словами: не просто точным словом описать краски, звуки, но и выразить свое отношение к изображаемому, показать, нравится ли тебе то, что ты изображаешь.
Работа по активизации словаря осуществлялась на каждом уроке русского языка и литературы. Дети много читали, анализировали прочитанное, выбирали наиболее подходящие для сочинения слова, фразы, образы. На уроках литературы читали стихи русских поэтов о зиме. Сравнивали картины зимней природы, изображенные А. Пушкиным, А. Фетом, С. Есениным, И. Буниным, К. Бальмонтом, составлялись устные рассказы о зиме.
Работа над словом, словосочетанием, предложением была построена следующим образом.
1. Дети подбирали к словам синонимы, сравнения, художественные определения, определения (эпитеты).
Зима – белоснежная, красавица, волшебница, величавая, снежная, вьюжная, суровая, морозная.
Снежинки – нежные, ажурные, узорчатые, серебристые, хрупкие, будто звездочки, хрустальные. Снежинки падают, порхают, кружатся, искрятся.
Узоры – причудливые, необыкновенные, удивительные, сказочные.
Ветер – обжигающий, морозный; ветер бодрит, холодит, студит, обжигает огнем и т.д.
С этими словами составлялись словосочетания и предложения. Причем дети объясняли, как-то или иное слово сказывается на лексическом значении всего предложения, как изменяется смысл. Приведем примеры предложений, составленных детьми.
Снег укутал землю белым пушистым ковром. Снег укрыл землю белым пушистым одеялом. Тонкие стволы молодых берез пригнулись под тяжестью снега. Тонкие веточки молодых березок пригнулись под тяжестью инея.
Использовался и такой вид работы, как составление предложений по открыткам с зимним пейзажем. Предложения разбирались, дополнялись, редактировались, обогащались более выразительными средствами.
2. Один из уроков посвящался обогащению текста выразительными средствами.
Текст был предложен такой.
Солнце осветило вершины деревьев. Тихо в лесу. Снегом покрыты ветви деревьев. Стволы берез прогнулись под тяжестью снега. Вот простучал дятел. С еловой ветви упал снежный ком. Шуршат по снегу лыжи. Лесную тишину нарушили птичьи голоса. Это стайка снегирей пронеслась над головой. Красивы эти птички! Словно бусы, осыпали они вершину ели.
В результате совместной работы у детей получился следующий текст.
Яркое солнце осветило вершины деревьев. Тихо в зимнем лесу. Пушистым снегом покрыты ветви елей. Тонкие стволы молодых берез прогнулись под тяжестью снега. Вот простучал дятел. С широкой еловой ветви упал большой снежный ком. Тихо шуршат по мягкому снегу лыжи. Вдруг лесную тишину нарушили веселые птичьи голоса. Это стайка снегирей пронеслась над головой. Удивительно красивы эти птички! Словно яркие бусы, осыпали они вершину ели.
3. На одном из уроков дети писали восстановленный диктант. По выписанным из текста глаголам восстанавливали текст “Снег”.
Снег.
Великолепен был вид зимней природы. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящим инеем. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность. Стояли короткие зимние дни. Мороз стал спадать. Померкла ясность синего неба. Надвинулась пухлая белая туча. Наступали зимние, длинные сумерки. Небо сыпало снежный пух.
Приведем пример детской работы.
Работа Юли П.
Вид зимней природы был великолепен. Мороз вытянул влагу из стволов деревьев. Кусты, деревья опушились блестящим инеем, лучи солнца осыпали все вокруг блеском. Стояли короткие зимние дни. Мороз стал спадать. Померкла ясность неба. Надвинулась большая белая туча. Наступали длинные зимние сумерки. Небо сыпало легкий пух.
4. Следующим шагом в подготовительной работе к сочинению было написание текста по опорным словам и текста по данному началу.
Зимнее утро.
Кружились в воздухе, ложились на крыши домов, озябшую землю, покрылись чистой белой скатертью.
Работа Андрея З.
Зимнее утро. В воздухе кружатся легкие, как пух, снежинки. Они ложатся на крыши домов, озябшую землю. Снег искрится на солнце. Тут и там сверкают тысячи огоньков.
Парк зимой.
Утро. Выхожу я на прогулку и не узнаю парка. Какая чудесная картина!
Работа Оли К.
Утро. Выхожу я на прогулку и не узнаю парка. Какая чудесная картина!
Белый ковер застилает землю и искрится на солнце. Деревья стоят в снежном уборе, словно в сказке. Тепло им в снежных шубках и рукавичках. Под деревьями на мягком снегу отпечатались следы птиц. Вдруг набежал легкий ветерок и закружил пушистые снежинки в веселой пляске.
5. Следующий этап подготовки – конструирование сложных предложений. Дети учились строить сложные предложения с помощью союзов и союзных слов. Например, причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные веточки, которые нарисовал на окнах мороз.
6. Редактирование текста.
Для удобства предложения были пронумерованы. Учащимся было предложено:
а) прочитать внимательно текст, б) сделать его связным, ясным, понятным.
- Зимним утром я вышел из лесной сторожки.
- И почувствовал себя бодро и весело на холодном воздухе.
- В зимнем уборе красиво каждое дерево выделялось.
- Лес покрыт блестящим и пушистым инеем.
- Деревья в лесу тихо качались.
- Иней засверкал в прозрачном воздухе.
- Все блестело и сверкало на светлом фоне зари.
Подробно проанализировав текст, дети решили поменять ряд предложений местами, в некоторых предложениях изменить порядок слов, два первых предложения объединить в одно. Вот что у них получилось.
Ранним зимним утром я вышел из лесной сторожки и на холодном воздухе почувствовал себя бодро и весело. Лес был покрыт блестящим и пушистым инеем. В зимнем уборе красиво выделялось каждое дерево. Деревья тихо качались. Иней сверкал в прозрачном воздухе. Все блестело на светлом фоне зари.
Наконец, наступил урок, когда дети должны были написать сочинение “В чем красота русской зимы?”
Приведем план этого урока
Тема: Сочинение-описание по личным наблюдениям “В чем красота русской зимы?”
Цель: формировать умение строить речь в определенной композиционной форме; продолжить работу по формированию навыка самоконтроля, орфографической зоркости; воспитывать самостоятельность, творческую активность, любовь к природе.
Ход урока
1 .Сообщение темы и цели урока.
2. Вступительная беседа.
- Какова зимняя природа?
- В чем красота зимнего наряда?
- Что показалось вам особенно красивым при снегопаде?
- Что вам нравится в ясную погоду?
- Чем удивила вас зима в пасмурную, ветреную погоду?
3. Обсуждение плана сочинения, выбор эпиграфа.
Слово учителя. Каждый видит зиму по-своему. Поэтому ваши сочинения будут
Разными, каждый будет писать то, что ему самому нравится в зимних пейзажах. В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, как художник подбирает подходящую краску, не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного смыслового построения предложений, грамотности.
Самостоятельная работа учащихся. ( Звучит музыка П.И. Чайковского из альбома “Времена года” по теме “Зима”)
5. Чтение готовых сочинений.
6. Подведение итогов урока.
Сочинение Саши К.
Улетели на юг птицы. С деревьев облетела листва. Мороз сковал землю, покрыл льдом реки и озера.
Удивительно красива русская зима! Снег укрыл землю белым пушистым ковром. Деревья нарядились в снежные шубки. Их ветки гнутся под тяжестью снега. Мороз расписал стекла чудесными сказочными узорами. Эти узоры – словно вышивка на ткани! Снежинки в ясную погоду плавно ложатся на землю, блестят в солнечных лучах. Но не всегда зимой солнечно и ясно. Иногда налетает сильный холодный ветер, небо заволакивают хмурые тучи. Это зимние проказники метель и буран начинают жалить, занося все вокруг снегом.
Я очень люблю зиму за ее красоту. Зимушка дарит нам столько радости!
Сочинение Юли М.
Наступила волшебница-зима. Она принесла с собой снег, морозы, метели, бураны и новогодние тайны.
Снег покрыл землю белым одеялом. Кругом белым-бело. А как красивы деревья в зимнем наряде! Зима окутала березки серебристым инеем, а елочки и сосенки нарядила в снежные пуховые шали. Мороз нарисовал на окнах удивительные узоры. Вот лесная полянка, а – это дворец Снежной королевы. Глаз не оторвать! Иногда зима бывает очень сердитой. Тогда начинается пурга. Ветер крутит снег, не успокаиваясь ни на минуту.
Вот за эту красоту, за эти проказы я люблю русскую зиму.
Итак, учитель обязан тщательно готовиться ко всем урокам по развитию речи, т.к. только тщательная подготовка и всестороннее обдумывание всех вариантов, которые могут возникнуть на уроке, определяет цель работы и ее значение для учащихся.
Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, приучает к последовательности, стройности мышления, самоутверждает школьников, развивает интерес к языку и литературному творчеству. Сочинение – это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом.
Литература
- Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1983.
- Капинос В.И. Культура речи// Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1980.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1985