Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий.
Современные педагогические проблемы зачастую разрешаются путем создания и внедрения в образовательный процесс инновационных систем, что требует тщательного проектирования, которое выражается не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь и здоровье подрастающего поколения. Это выводит проблему проектирования на одно из первых мест в теории педагогики и практике образовательной деятельности.
Педагогическое проектирование и его приложения исследовались В.С. Безруковой, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, Н.Н. Суртаевой, Н.О. Яковлевой, Ю.К. Черновой, В.З. Юсуповым и др. Однако, несмотря на интенсивные поиски ученых в целях создания единой теории, пока остаются слабо изученными вопросы терминологии данной проблематики, ее содержательного наполнения.
Н.О. Яковлева так рассматривает определение педагогического проектирования “исходя из классических представлений о сущности проектирования, сохраняя его ключевые особенности, под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы, ориентированной на массовое использование” [2].
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Она обусловлена потребностью разрешения актуальной проблемы, носит творческий характер и опирается на ценностные ориентации. Ее результатом выступает модель объекта педагогической деятельности, которая обладает системными свойствами, базируется на педагогическом изобретении, так как в ее основе лежит новый способ решения проблемы, и предусматривает возможные варианты использования.
В современных условиях в дошкольном учреждении уделяют должное внимание такому виду управленческой деятельности, как проектирование развития. И это не случайно, так как главным назначением проектирования является обеспечение целенаправленности развития личности ребенка, его знаний, умений, навыков и применения их в качестве основы принятия собственных решений.
Назначение проектирования состоит в исследование целей, выявление основных противоречий обучения и постановка проблемы. Исследование условий реализации вырабатываемой технологии обучения. Разработка дидактических средств технологии обучения, реализация проекта, исследование эффективности и разработка рекомендаций по совершенствованию.
Выделим особенности проектирования:
- Проектирование призвано придать четкую направленность процессу развития компетентности ребенка;
- Проектирование на основе анализа результатов диагностики призвано смоделировать технологию регуляции управления процессом развития личности.
- Проектирование призвано признать создать условия для образовательной, обеспечивающей, управленческой деятельности.
Используя технологию проектирования в образовательном процессе дошкольного учреждения, педагог должен ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития воспитанников. Проектирование – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Отсюда можно сделать вывод, что активное применение проектирования в детском саду дает возможность ребенку дошкольнику осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность.
Рассмотрим вариант механизма проектирования предложенный Евдокимова Е.С., который может быть применен в дошкольном образовательном учреждении.
Механизм проектирования в ДОУ
Разработка проектов
Реализация технологии проектирования в дошкольном образовательном учреждении начинается с определения актуальной для дошкольников проблемы и разработки проекта. Педагог готовит предварительный план решения проблемы. Дети по ходу реализации проекта или в процессе планирования вносят спои предложения. Таким образом, дети становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуют право на саморазвитие.
Роль педагога
Технология дает возможность реализовать функции воспитателя как организатора детской продуктивной деятельности: авторитетного источника информации, консультанта, эксперта.
Развитие мотивации
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед героями любимых сказок, сверстниками и взрослыми, благодаря знакомству с различными точками зрения субъектов совместной деятельности, возможности высказать и обосновать свою позицию на те или иные явления.
Организация предметно-познавательного пространства группы (автономно оборудованной детской мсдиатеки – библио-аудио-видеотеки)
Успешность реализации детьми многих проектов (в первую очередь исследовательских и информационных) определяется возможностью обратиться к источникам знания. В пространстве групповой комнаты взрослые сосредоточивают документы на различных носителях информации: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать различные способы познания окружающего мира.
Совместная деятельность
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:
- совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом:
- совместная деятельность детей;
- совместная деятельность детей с родителями. Возможны следующие формы коллективной деятельности взрослых и детей: совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная. Постепенное усложнение форм организации коллективной деятельности – от совместно-индивидуальнои и совместно-взаимодействующей (в паре и небольшой подгруппе) в среднем дошкольном возрасте к совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей (в группе) деятельности в старшем возрасте стимулирует развитие умения согласовывать совместные действия детей (обсуждать содержание, распределять обязанности, помогать друг другу).
Реальные возможности индивидуализации образовательного процесса
Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других.
Контроль и оценка деятельности дошкольников
Контроль внешний уступает место оцениванию результатов работы над проблемой. Оценивается продукция: соответствие проекту, своевременность выполнения, ее качество. Вместе с тем необходимо периодически знакомить детей с промежуточными результатами для коррекции и регулирования выполняемой работы.
Результаты проектирования:
1. Полученный продукт
Результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, сочиненная сказка, концерт, спектакль, урожай овощей и пр.
2. Культурное развитие ребенка
Дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность.
3. Развитие взаимоотношений ребенка с воспитывающими взрослыми
В ходе совместной с детьми работы над проектом
педагоги содействуют восхождению к культуре, т.
е. совершению воспитанниками самого наивысшего,
на что они способны, — быть добрее, смелее,
решительнее, внимательнее и пр. Улучшается
микроклимат в детском саду.
Присматриваясь к каждому дошкольнику, пытаясь
понять его, общаясь с ним, педагог также создаст
культурное поле в самой его личности. В этом поле
больше возможностей для самопознания и
самоопределения ребенка, для личностного роста и
раскрытия индивидуальности. Внимательное и
доброжелательное отношение к ребенку успешно
формирует у него чувство доверия к Миру взрослых
и безопасности.
4. Участие родителей в совместном с воспитателями введении ребенка в контекст культуры
Родитель принимает активное участие в создании культурных традиций детского сада как реальный, а не декларируемый субъект образовательного процесса. Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника. [1]
Дошкольные годы – важный период в становлении свободной, автономной компетентной личности. Педагоги, проектируя развитие дошкольника, должны уделять внимание не только формированию знаний, умений, навыков и адаптации к социальной жизни, но и обучению его через проблематизацию, совместный поиск решений, моделирование гуманитарных и естественнонаучных отношений; предоставление ему возможности самостоятельного овладения нормами культуры.
Цели проектирования компетентности дошкольников включают в себя:
- Передача знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту;
- Развитие способностей, которые соответствуют, которые соответствуют типу деятельности, ведущему для данного возраста;
- Создание условий необходимых детям для закрепления своих знаний, проявления своих способностей в разных целях деятельности, т.е. формирование субъекта своего социального, интеллектуального, физического, личностного развития
Одним из вариантов проектирования может выступать разработанная нами модель развития воспитанников детского сада. Она имеет следующую структуру:
Модель развития дошкольника
Цель развития дошкольника: |
|||||||||||
Принципы организации развития социальной компетенции дошкольника: |
|||||||||||
системности |
научности |
доступности |
технологичности | ||||||||
Условия функционирования системы развития социальной компетенции: |
|||||||||||
организационные |
педагогические |
методические |
|||||||||
Задачи развития: |
|||||||||||
Функции развития: |
|||||||||||
информационная |
оценочная |
формирующая |
|||||||||
Объекты: развитие ребенка дошкольника |
|||||||||||
Этапы управления процессом развития дошкольников: |
|||||||||||
Подготовительный |
Входная диагностика |
Развивающий |
Выходная диагностика |
Коррекционный |
|||||||
Выявление знаний, умений, навыков, необходимых для развития. | Диагностика развития ребенка | На основе полученных диагностических данных, развитие необходимых навыков | Диагностика развития ребенка | Использование выводов диагностики в целях коррекции и дальнейшего развития воспитанников | |||||||
Критерии |
Влияние окружения |
||||||||||
Взрослый |
Детское общество |
Подобная модель позволит комплексно изучать ребенка на различных стадиях его развития, определять пути использования полученных результатов в воспитательно-развивающем процессе с целью повышения его эффективности. В ней рассмотрены конкретные механизмы организации развития дошкольников.
Данная модель является системой педагогической диагностики развития на уровне "педагог-воспитатель – ребенок дошкольник". Удобна:
- для реализации в практике,
- позволяет осуществить анализ управления развивающим процессом в аспекте изучения поведения воспитанников.
В модели отражаются основные принципы реформирования отечественной образовательной практики: гуманизации, диверсификации, стандартизации, многоуровневости, информатизации, индивидуализации.
Новая образовательная парадигма носит, действительно, гуманистический характер, который предполагает, что в основе образовательного процесса должен находиться ребенок.
Исходя из этой идеи, нами выделены те принципы, которые определяют направления реформирования отечественной дошкольной образовательной системы. Подведем их краткую характеристику.
Принцип гуманизации образования заключается в ориентации образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения воспитанников и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека.
Принцип диверсификации ориентирует на широкий выбор образовательных программ, форм организации развития и т.п.
Принцип стандартизации состоит в ориентации образовательной системы на реализацию государственного образовательного стандарта, гарантирующего личности качественные образовательные услуги, а обществу – здоровую, развитую личность.
Принцип многоуровневости предполагает организацию этапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе развития того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам личности. При этом каждый уровень – это период обучения и развития, который имеет свои цели, задачи, сроки и специфические особенности.
Принцип информатизации образования связан с широким и всё более массовым использованием в воспитательно-развивающем процессе различных видов аудио-, видео- и компьютерной техники.
Принцип индивидуализации состоит в учёте и развитии личностных особенностей каждого ребенка во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
Названные принципы коррелируют с общей целью дошкольного образования – развитие здоровой, в физическом и духовном плане, разносторонне развитой, компетентной личности, способной адаптироваться к новым социальным условиям обучения в школе.
В контексте вышеизложенного, становится очевидным, что одним из реальных механизмов практической реализации целей является организация педагогической диагностики как средства совершенствования проектирования развития ребенка дошкольника.
Разработанные модели позволяют осуществлять процесс постоянного диагностико-прогностического слежения за результативностью и эффективностью образовательного процесса.
Согласно нашим представлениям, успешное функционирование предлагаемой моделей развития дошкольников возможно, если определены условия: организационные, педагогические, методические.
Так, организационные условия обуславливают:
- создание в ДОУ систематизированного материала по всестороннему развитию воспитанников на разных этапах развития дошкольников;
- создание банка данных педагогической диагностики;
- организация хранения и систематизация полученного диагностического материала.
Педагогические условия обуславливают:
- использование материала в целях повышения эффективности процесса развития воспитанников;
- формирование у педагогов дошкольных учреждений диагностических умений как составной части педагогической культуры.
Методические условия обуславливают:
- разработку и отбор игр, дидактического материала, наиболее адекватно отвечающих современным требованиям развития дошкольников;
- периодически пересматривать и пополнять банк данных педагогической диагностики;
- оказание необходимой методической помощи педагогам в проведении диагностической и развивающей работы с детьми.
Таким образом, подводя итог сказанному, отметим, что в настоящий момент считать проблему педагогического проектирования в образовательных системах решенной было бы преждевременно. Скорее мы находимся на этапе постановки проблемы. Важно рассматривать компоненты проектировочной деятельности на самой начальной ступени системы образования – дошкольной. Так как именно там начинает развиваться личность ребенка. На этой ступени мы можем управлять и развивать качества личности, готовить дошкольника к взрослой жизни, придавать направленность процессу развития компетентности воспитанника ДОУ.
Литература:
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград “Перемена”, 2001. – с.18.
- Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен. //Педагогика №6, 2002. – с.8.