Целью внеклассной работы является активное и регулярное развитие исследовательских навыков у учащихся. На это направлена внеурочная, факультативная работа учителя и ученика.
Внеурочная работа имеет сочетание активного занятия математикой для ученика, приобретения навыков решения математикой для ученика, приобретение навыков решения нестандартных задач и углубления знаний учащихся в разных разделах математики.
Основными целями факультативных занятий являются :
- развитие логического и алгоритмического мышления;
- создание ситуации осмысления и решения стандартных задач, не входящих в курс общеобразовательной программы;
- формирование навыков исследования и анализа получаемой информации;
- поиск и выбор приемов решения традиционных задач, не входящих в общеобразовательную программу;
- создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности .
Проведение факультативных занятий является одной из форм работы с учащимися, мотивированными на изучение математики.
Тип учебного занятия:“Изучение и первичное закрепление новых знаний”
Этапы занятия:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных занятий.
- Усвоение новых знаний и способов действий.
- Первичное закрепление знаний и способов действий.
- Контроль и самопроверка знаний, рефлексия.
- Подведение итогов занятий.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе на занятии.
2. Подготовка к основному этапу. Обеспечение мотивации, значимости изучаемой темы занятия и принятия учащимися учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.
а) С помощью неравенств сравниваются большие и
малые величины;
b) Вопрос:
- С помощью какого приема мы умеем доказывать
неравенство вида a<b?
Ответ:
- Один из приемов доказательства неравенства a<b
(a>b) сводят к доказательству равносильного ему
неравенства a-b<0 (a-b>0);
c) Повторим данное доказательство на примере
неравенства Коши.
“Среднее арифметическое неотрицательных чисел
не меньше их среднего геометрического”:
Доказать:
Доказательство: Рассмотрим разность левой и правой частей неравенства:
Неотрицательность квадрата любого вещественного числа очевидна.
Значит, – верное неравенство.
3.
a) Вопрос:
- Попробуем сформулировать другой прием.
Ответ (учитель помогает ответить на вопрос):
- Другой прием состоит в том, чтобы показать, что
данное неравенство является следствием
некоторого очевидного неравенства:
(a-b)2 0, (a+b)2 0 или неравенства Коши , при а0, b0, выражающее
соотношение между средним арифметическим и
средним геометрическим двух неотрицательных
чисел;
b) Докажем, что (a+b)(ab+1) 4ab, при а0, b0.
Доказательство: Рассмотрим a+b и ab+1.
Используем очевидное неравенство Коши:
второго множителя.
Перемножим получившиеся неравенства:
с) Так же используют следующий прием: предполагают, что данное неравенство верно при заданных значениях переменных, строят цепочку неравенств-следствий, приводящую к некоторому очевидному неравенству. Рассматривая затем эту цепочку неравенств снизу вверх, показывают, что данное неравенство является следствием полученного очевидного неравенства и потому верно при указанных значениях переменных.
Значит, доказательство (a+b)·(ab+1) 4ab, при а0, b0 можно выполнить другим способом.
Допустим, что при а0, b0 данное неравенство верно, т.е.:
Используя неравенство Коши дважды для каждого множителя, имеем:
Значит, (a+b)·(ab+1) 4ab, при а0, b0, что и требовалось доказать.
4. Докажем:
Доказательство: Допустим, что данное неравенство верно.
Получили очевидное неравенство.
Значит, данное неравенство верно.
Вопрос: Мы можем привести доказательство данного неравенства из очевидного неравенства (a+b-2)2 0?
Ответ: Да, для этого сделаем обратные шаги (рассказать по готовой записи)
5. Контрольная самопроверка знаний. Для самостоятельной работы предлагается доказать, что неравенство верно при всех значениях переменной (работа в парах).
Для доказательства неравенств используем любой прием (проверка работы по готовым записям).
Доказательство:
а) Допустим, что неравенство верно.
Неравенство очевидно, значит, верно при всех значениях переменных.
Значит, 2a2 + b2 + c2 2a(b+c) верно при всех значениях переменных.
Доказательство: Пусть данное неравенство верно при допустимых значениях переменных.
(Проверка решения по готовым записям).
6. Итог занятия
a) Проводится рефлексия результатов самостоятельной работы, выясняются проблемы и их коррекция.
Дается оценка деятельности каждого учащегося.
Листы с доказательствами собрать на проверку.
Работа считается хорошей, если доказано одно неравенство, успешной – если доказано два или три неравенства.
b) Какие приемы использовались на занятии?
– сводили доказательства к равносильному
неравенству a-b < 0 (a-b > 0).
– использовали очевидные неравенства (a-b)2
0, (a+b)2 0, неравенство Коши
– допускали, что неравенство верно и приводили
его к очевидному неравенству.
Тема занятия : “Доказательство
неравенств”,
( 8 класс)
Формировать у учащихся навыки осмысления и применения приемов доказательств неравенств , научить применять приемы доказательств при выполнении упражнений , научить сравнивать, обобщать, логически излагать мысли.
При доказательстве неравенств используются неравенство Коши и очевидные неравенства ( a-b)20 и (a+b)20.