Воспитание в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры

Разделы: Музыка


“Музыкальное воспитание –
это не воспитание музыканта,
а прежде всего человека”.

В.А. Сухомлинский

На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, я как учитель музыки и чувствую себя ответственным за музыкальное воспитание учащихся.

Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем воспитанию в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу.

Цели, которые перед собой ставлю:

  1. Развивать у детей творческие способности.
  2. Активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся.
  3. Способствовать формированию у школьников умений и навыков выразительного исполнения музыки.
  4. Развивать умение давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать свое мнение.
  5. Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре народов мира.
  6. Научить обобщать жизненно-музыкальные впечатления учащихся на основе восприятия фольклорного творчества народов мира.
  7. Научить детей корректировать свое психологическое состояние, прививать чувство ответственности за свое здоровье и учить управлять им.
  8. Способствовать формированию у школьников положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.
  9. В своей работе, независимо от того, в каком направлении она идет, опираюсь на такие педагогические принципы, как:

  • уважение к личности ребенка;
  • признание права ребенка на ошибку;
  • опора на их знание и интерес, получаемые вне школы;
  • объективность в выведении оценок, признание того, что не все дети в музыке талантливы, но полюбить музыку могут все;
  • воспитать в них потребность общаться с музыкой;
  • справедливость;
  • сохранение здоровья детей.

В целях формирования у учащихся любви и понимания музыки во всем ее богатстве ее форм и жанров, т.е. воспитания в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, стремлюсь увлечь учеников всем тем, что люблю сама, хочу, чтобы мои ученики с удовольствием приходили ко мне на уроки и в чем-то были похожи на меня. Ученики для меня во многом соратники, собеседники, друзья – люди, с которыми мне бесконечно интересно.

Всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на нас музыка. Медики разных стран не только признали благотворное влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека, но и создали специальное направление – музыкотерапия. Музыка – это не только развлечение, но и хорошее средство для воспитания психически здоровых людей. Поэтому я как учитель музыки стремлюсь, чтобы на моих уроках дети не только нравственно обогащались, но и физически становились здоровыми. Для этого я использую специальные дыхательные упражнения, развивающие певческое дыхание и способствующие развитию легких. Все это благотворно влияет на здоровье детей. В начальных классах на каждом уроке выделяется определенное количество времени (3-5 минут) для проведения физкультурной разминки, которую ребята проводят сами. Такие разминки не только дают возможность детям отдохнуть, расслабиться, но и укрепить здоровье. Каждый учитель, независимо от преподаваемого предмета, должен понимать, что здоровье его учеников в существенной мере зависит от него самого. И поэтому я стремлюсь, чтобы дети на моих уроках духовно и музыкально обогащались, становились здоровее не только душой, но и телом.

Мое педагогическое кредо – воспитывает все: одежда, аудитория, выражение лица (мимика), речь, артистизм педагога. При работе с детьми эффективным считаю применение артпедагогики, методы которой помогают ребенку найти себя, свою индивидуальность, оригинальность. Так, после знакомства с каким-либо музыкальным произведением, его прослушиванием и тщательным обсуждением, я задаю ребятам такое домашнее задание, как, например: нарисовать к этому произведению рисунок или написать сочинение “Мое музыкальное впечатление”. Выполняя такие задания, ребенок творит, создает что-то свое, уникальное и тем самым выражает себя. Все это оставляет зримый след в жизни школьника (Приложение 1,2,3).

В своей работе я опираюсь на опыт педагогов-музыковедов, которые в своих музыкально-педагогических трудах отмечали особую значимость эмоционально-образной сущности музыки. Это Д.Е. Огороднов, Т. Ригина, Б.В. Астафьев, О.А. Апраксина, Ю. Б. Алиев, М.А. Румер и другие. За основу я принимаю методику, разработанную Д.Б. Кабалевским, важной особенностью которой является ее тематическое построение. Это создает условия для достижения цельности урока, единства всех составляющих его элементов, для достижения цельности уроков музыки – музыка и жизнь, помогает сформировать у школьников музыкальную культуру на основе целостного представления о музыкальном материале программы: например, в 4 классе в последней четверти большое внимание уделяется знакомству с произведениями о весне, о природе (М. Равель “Восход солнца” из балета “Дафнис и Хлоя”; П. Чайковский “Песня жаворонка” из “Детского альбома”; Ф. Шопен “Весна” из сборника “Шесть польских песен” и другие).

Музыка и жизнь – это генеральная тема, своего рода “сверхзадача” моих уроков музыки. Стараюсь, чтобы эта тема пронизывала все занятия во всех звеньях с первого до последнего класса. Например, второе полугодие 5-го класса посвящено выяснению связей между музыкой и изобразительным искусством. Здесь необходимо достичь того, чтобы ребята почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение (т.е. способность “внутри себя”, “мысленно” увидеть то, чего он глазами в данный момент не видит). Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое необходимо человеку не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он ни работал. Для того, чтобы ребята уловили связь между музыкой и изобразительным искусством, мы вместе с учителем ИЗО проводим бинарные (интегрированные) уроки. Например, “Времена года” в произведениях Чайковского и Левитана”, “Образ Древней Греции”, “Башкирия моя” и другие. Эпиграфом к таким урокам служит высказывание Леонардо да Винчи “Музыка и живопись – это как сестры”.

В 4-м классе, когда мы изучаем тему “Музыка моего народа”, я ввожу в программу изучения этой темы региональный компонент, т.е. звучание национальной музыки башкирского народа, рассказы о башкирских композиторах, исполнителях, разучивание национальных песен как народных, так и композиторских. Это помогает сформировать у детей разных национальностей глубокий интерес и уважение к культурному наследию коренного населения Башкортостана. Например, в 3-м классе проводила интегрированный урок музыки и ИЗО на тему “Башкирское искусство”, где ученики познакомились с музыкальным и художественным наследием башкирского народа, получили начальные представления о характерных особенностях жанров башкирской народной музыки: узун-кюй, кыска-кюй, кубаир, баит, такмак, мунажат.

Основой формирования музыкальной и духовной культуры школьников является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается жизненный и музыкальный опыт школьников, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений. Это и опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства, и художественный опыт, связанный с исполнением музыки. Я как учитель музыки стремлюсь на уроках научить детей по-настоящему слышать музыку, размышлять о ней. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Моя задача состоит в том, чтобы все 45 минут урока создавали ситуацию, способную формировать состояние человеческого открытия мира музыки. Всю свою работу на уроке строю так, чтобы музыка переживалась ребятами, чтобы не было равнодушных глаз, нейтральных поз, жестов, лиц у тех, кто слушает и исполняет музыку.

Решению задачи формирования нравственно-эстетического отношения к музыкальным ценностям служит, например, метод проблемного обучения, который я стараюсь использовать на уроках музыки. Этот метод позволяет мне организовать на уроках дискуссии, развить музыкальное мышление ребят, их оценочные представления. Например, на уроке в 6 классе ученики обсуждали проблему, внесенную в программе в тему “В чем сила музыки?”. После прослушивания произведения “Рондо в турецком стиле” В.А. Моцарта, я предложила ребятам ответить на вопрос: “Чье произведение вы только что услышали?” Почти все ученики узнали имя композитора. Я в свою очередь попыталась проникнуть в основание такой оценки и задала им следующий вопрос: “Как вы узнали, что это произведение сочинил Моцарт?” И вот что ответили ребята: “Музыка Моцарта прозрачная, легкая, светлая и очень нежная”, “Мне сразу представились старые времена, когда жил Моцарт, звучание клавесина, мерцание свечей”, “Его музыка нежная и вдохновенная”. А дальше я рассказала ученикам, что думали о музыке Моцарта И.С. Тургенев, который сравнивал ее с звенящим ручейком, А.Г. Рубинштейн, который сказал так: “Вечный солнечный свет - имя тебе, Моцарт!” И когда я задала еще один вопрос: “А нам, современным людям, нужна ли музыка Моцарта?”, в классе началась дискуссия. Кто-то из ребят высказал мнение о том, что когда ему бывает плохо, то он может послушать музыку Моцарта, и его настроение изменится. А кто-то сказал, что будет слушать не Моцарта, а современную популярную танцевальную музыку. Класс разделился на два лагеря. Одни предпочли дискотеки, где нет ни Моцарта, ни Баха, ни Бетховена. Другие говорили, что нельзя только танцевать, что надо ходить и на концерты, чтобы слушать Баха и Моцарта. Некоторые ребята высказали мнение о том, что современному человеку надоедает слушать только эстраду, ему нужны и Моцарт, и Бах. Подводя итоги дискуссии, я рассказала ученикам о замечательном русском дипломате Г.В. Чичерине, который написал книгу “Моцарт”. Особенно сильное воздействие на шестиклассников произвели слова о том, что Чичерин на одну высоту ставил служение Отечеству и исследование творчества великого австрийского композитора. Я прочитала притихшим ребятам слова из его книги : “Для меня Моцарт был лучшим другом и товарищем всей жизни, я ее прожил с ним, самым сложным и тонким, самым синтетическим из всех композиторов, стоявшим на вышке мировой истории, на перекрестке исторических течений и влияний”. И во время слушания “Маленькой ночной серенады” Моцарта чувствовалось, что музыка захватила всех.

Развитию самостоятельного оценочно-эстетического отношения ребят к музыке служат их “дневники музыкальных наблюдений”, с которыми мы работаем 2-й год. Такие “дневники” помогают мне проследить за тем, какую музыку слушают ребята дома и что о ней думают, как воспринимают ее. Хотя ведут их школьники не для учителя, а для себя. Многие ребята рисуют в дневниках, либо наклеивают в них репродукции картин известных художников. Творческое оформление дневниковых записей служит развитию музыкальных ассоциаций ребят, расширению их художественного кругозора. Я предлагаю ученикам не только отвечать на вопросы, но и написать дома рассказ об услышанной на уроке музыке. Например, написать рассказ о различии музыки Э. Грига “Утро” и симфонической картины М. Мусоргского “Рассвет на Москве-реке” из оперы “Хованщина”. Вот что можно прочитать о сравнении двух музыкальных картин: “Оба композитора показывают красоту природы, но по-разному. В музыке Э. Грига все становится красивым, а музыка М. Мусоргского тяжелая и мрачная. Прежде чем написать эту музыку, Григ, наверное, смотрел, как поднимается солнце, а затем выразил свои чувства в музыке “Утро”, Мусоргский своей музыкой передал не только пейзаж древней Москвы, а выразил тревогу за судьбу русского государства”. Посткоммуникативная (“последействие” музыки) фаза художественного восприятия, протекающая с помощью таких специально организованных форм, как воспроизведение мелодии голосом, рассказ, сочинение, способствует углублению музыкального восприятия школьников и побуждает к новому, повторному контакту с музыкальным произведением.

В своей работе я использую такие методы музыкального обучения, которые направлены на решение поставленной задачи и организацию усвоения содержания, которые способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства, т.е. выполняют регулятивную, познавательную и коммуникативную функции: метод музыкального обобщения, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, метод драматургии. Для реализации всех методов музыкального обучения я на уроках музыки использую различные формы обучения. Одной из таких форм является хоровое пение, которое должно звучать эмоционально, чувственно, искренне. Положительно влияют на эмоциональность исполнения условные модели характера музыки, которые в процессе работы связываются с определенными певческими приемами. Так, печальная музыка чаще исполняется legato (легато), шутливая - staccato (стаккато) и т.д.

При создании этих моделей я взяла за основу таблицу В.Г. Ражникова “Обозначение качественных свойств музыкального содержания и их синонимы”, выбрав из нее наиболее понятные и доступные детям младшего школьного возраста свойства. Я выяснила, какие ассоциации вызывает у детей музыка разного характера, исследовала рисунки детей на темы, соответствующие выбранным мною из упомянутой таблицы определениям. В результате появились темы картин - условных моделей характера музыки:

1. Задумчиво, печально, грустно - “Осень”.
2. Торжественно, ликующе - “Праздник”.
3. Радостно, весело, задорно - “Танец”.
4. Решительно, смело, мужественно - “Воин”.
5. Взволнованно, тревожно - “Буря”.
6. Спокойно, просто, светло - “Родные просторы”.
7. Шутливо, забавно - “Клоуны”.
8. Тяжело, грузно - “Медведь”.
9. Нежно, ласково, мягко - “Колыбельная”.
10.Таинственно, загадочно - “В пещере”.

Модели представляют выполненные в реалистической манере полотна (репродукции картин художников). Картины - модели можно использовать при работе над песней и в ходе слушания музыки. Как правило, учащиеся начальных классов не имеют достаточного запаса слов и не всегда могут выразить свое мнение, даже если правильно воспринимают музыку. Опора на модели позволяет им сориентироваться.

При изучении средств музыкальной выразительности мне помогает также использование моделей.

Опора на модели, которые я успешно применяю в практике на уроках музыки, значительно ускоряют процесс развития музыкального восприятия учащихся. Детям очень интересна такая форма занятий. Они позволяют скорее вырабатывать и певческие навыки, так как дети осознают их значимость и принципы применения при исполнении музыки различного характера.

Хотелось поподробнее рассказать о методе активизации восприятия и исполнения музыки, который раскрывается в детском музыкальном творчестве. Самый простой и элементарный импульс к творчеству - это заинтересованность детей изобретением, подголосков или вариантов напева. Для этих целей стараюсь использовать компьютер. На нем можно набрать и выполнить напев подголосками, иначе говоря, интенсифицировать напев, согласно мелодическому чутью. Также можно интерпретировать заданную мелодию, придавая ей новый характер, новое настроение. Это способствует развитию способности к импровизации. И, конечно, увеличивает интерес учеников к предмету “музыка”, раскрывает творческий потенциал личности ребенка.

В 2000 году Министерством народного образования Республики Башкортостан была издана программа по музыке для 1-8 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, составители: Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова. После ознакомления с этой программой, я начала применять ее на своих уроках. Она служит хорошим дополнением не только для уроков музыки, но и уроков Культуры Башкортостана. Эта программа составлена с учетом республиканского, регионального и федерального компонентов содержания музыкально-эстетического образования. Ведущая задача - воспитывать школьника хорошо знающим, любящим культуру своего народа и уважающим культуру других народов. Художественно-педагогическая идея уроков может быть сформулирована в своеобразных эпиграфах к урокам, “крылатых” фразах и выражениях, стихотворных и прозаических строчках, например: “Зло не вечно в этом мире, неизбывна красота” (Ш. Руставели), “Красота спасет мир” (Ф. Достоевский), “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” (И. Крылов), “Но если и музыка нас оставит, что же тогда будет с нашим миром?” (Н. Гоголь) и др. Эти мысли помогают учителю создать на уроках ситуации раздумий, размышлений, споров и дискуссий вокруг вопросов, совместный поиск ответов, на которые раскроет чувства детей, их взгляды на отношения с миром, с самим собой, с природой и людьми. Я использовала эту программу в 4 классе при изучении темы “Музыка моего народа”. Ученики познакомились с характерными особенностями национального мелоса в формировании башкирской народной музыки; с историей развития и совершенствования монодической (одноголосной) музыкальной культуры башкир (ладовые нюансы, орнаментированная мелодия, смешанные метроритмы, импровизационная природа); с инструментальной музыкой башкир; с основными жанрами башкирской народной музыки (узун-кюй, кыска-кюй, такмак и др.). Для таких уроков всегда стараюсь подобрать такой материал, чтобы он был близок и понятен детям, отличался высокой художественностью, был педагогически целесообразен и подтверждал главную мысль темы уроков: “Народная музыка – зеркало жизни народа” (песни узун-кюй “Зюльхизя”, “Салават”, “Марш Салавата” А. Ибрагимова, песня Н. Сабитова, узун-кюй “Хандугас”, кыска-кюй “Бейеш”, опера З. Исмагилова “Салават Юлаев”, и др.). Мощным источником воспитания доброты являются уроки осердечивания ума, развития речи и чувств, разработанные М.П. Уриным – учителем средней школы №89 г. Донецка. Он является пропагандистом педагогических идей В.А. Сухомлинского. Такие уроки осердечивания ума являются стимулом для самовоспитания, повышают нравственные критерии детей и уровень их духовной культуры. Они необходимы для наших детей. Поэтому в своей работе стараюсь использовать уроки осердечивания ума.

На уроках музыки я использую различные формы обучения. Это слушание, исполнение, игра, решение музыкальных кроссвордов, комбинирование музыки с другими предметами (ИЗО, литература, иностранный язык), для увеличения интереса к музыке использование новых форм работы (компьютер, синтезатор), творческие работы учеников, “Музыкальные копилки”, “Дневники музыкальных впечатлений” и другие формы. С интересом ребята на уроках музыки стараются “открывать” музыкальные тайники, т.е. отвечают на вопросы викторин, которые я провожу, как правило, на заключительных уроках семестров. С большим увлечением ребята играют на музыкальных инструментах, изготовленных своими руками. Например: в различные пластмассовые игрушки или баночки насыпают горох, или рис, или песок. Затем все это хорошо заклеивается и, пожалуйста, шумовой инструмент готов. Для углубления интереса и знаний школьников в области музыкального искусства, использую такие формы внеклассной работы, как хор, вокальный ансамбль мальчиков и девочек, работа с солистами <Рисунок 1, 2, 3 >. Стараемся вместе с ребятами, поющими в хоре, принимать активное участие в проведении праздников, концертов, различных вечеров <Рисунок 4, 5>.

Едва ли не главную роль в успехе концерта играет его программа. А программа определяется репертуаром хора. Значение репертуара не исчерпывается необходимостью показа достижений коллектива. Не менее важную роль он играет в музыкальном образовании и в эстетическом воспитании его участников, в повышении их вокально-хорового мастерства, в развитии музыкального вкуса исполнителей и аудитории. При выборе хорового репертуара я стараюсь учитывать ряд факторов. Произведение должно быть прежде всего доступным для исполнения (диапазон, вокальные возможности исполнения). Доступность предполагает также восприятие детьми образного строя произведений. Выбирая произведения для разучивания, каждый руководитель хора должен думать об их художественной ценности. Хор, созданный в нашей школе, ежегодно принимает участие в городских фестивалях вокальной и хоровой музыки. Неоднократно был награжден дипломами.

РЕПЕРТУАР ХОРА:

1. “Живут волшебники на свете” сл. М. Пляцковского, муз. П. Савельева.
2. “Я с комариком плясала” Русская народная песня.
3. “Горные вершины” сл. М. Лермонтова, муз. С. Танеева.
4. “Носорог” сл. В. Семеркина, муз. С. Соснина.
5. “Песня дружбы” сл. Ю. Гончаренко, муз. В. Моцарта.
6. “Шаль вязала” Башкирская народная песня.
7. “Дом под крышей голубой” сл. В. Орлова, муз. М. Славкина.
8. “Хлопай в такт” сл. и муз. Дж. Гершвина.
9. “Шел ленинградский паренек” Русская народная песня.

РЕПЕРТУАР АНСАМБЛЯ МАЛЬЧИКОВ

  1. “Я рисую” сл. В. Суслова, муз. Я. Дубравина.
  2. “Три зверолова” сл. С. Маршака, муз. П. Фруменко
  3. Попурри песен военных лет

Завершить свою статью я хотела бы стихотворением Владимира Соколова:

Спасибо, музыка, за то,
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь,
Себя не прячешь ни за что.
Спасибо, музыка, за то,
Что ты единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда
Что для кого-то ты ничто.
Спасибо, музыка, за то,
Чего и умным не подделать,
За то спасибо, что никто
Не знает, что с тобой поделать.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3