Цели:
Форма проведения: дидактическая игра
Оборудование: таблицы, диапозитивы, графопроектор.
Место проведения: кабинеты математики
Содержание игры
I. Подготовительный этап:
В игре принимает участие 8 команд (по 5 человек в каждой) из четырех 9 классов. Команды сформированы заранее, выбраны капитаны. Для капитанов проводится инструктаж по правилам игры. Все команды жеребьевкой разбиваются на два потока (по одной команде из каждой параллели).
На каждом этапе (в кабинете) находятся по два члена жюри. На дверях указан номер этапа и название. Парты в кабинетах составлены по две. Члены жюри отмечают в маршрутках команды время нахождения на этапе и количество набранных баллов. Они также следят за выполнением командами правил игры.
Маршрутка
Математическая эстафета Команда__________ 9____класса Капитан_________________
|
|||||
№ этапа | Старт | Финиш | Время | Кол-во баллов | Члены жюри |
II. Математическая разминка.
В кабинете команда рассаживаются за столы. Члены жюри задают вопросы командам. За каждый правильный ответ они получают 1,2 или 3 балла. Полученные баллы команда складывает в “копилку”. Как только она получает 5 баллов, капитан получает “маршрутку” и ведет команду на 1 этап. Аналогично отправляются на этап остальные команды сначала I потока, а потом II потока.
III. Математическая эстафета.
1. Этап "Лирики и математики"
На экране с помощью графопроектора спроецировано зашифрованное высказывание великого поэта.
Задание: Расшифровать высказывание А. С. Пушкина о геометрии.
1 слово - 1 балл
Максимальное количество - 9 баллов
Правильный ответ: “Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии.”
Ключ
Зашифрованное высказывание
2.Этап “Реши уравнение”
Задание: Командам нужно решить уравнение.
Каждая правильная цифра - 3 балла. Максимальное количество - 21 балл
1.ИН = ДНЯ | ОТВЕТ: 27 = 128 |
о 2.ЯП =НИЯ |
19 = 361 |
а З.АНГ = ОЛ |
289 =172 |
н 4.СЕ = ЕГАЛ |
872 =7569 |
З.Этап “Реши кроссворд”
от Г. МАТВЕЕВОЙ, л, Полбервзье, Новгородская обл.
1 слово - 1 балл. Время работы на этапе 15 минут.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1. Ставка, совокупность ставок или оплаты за пользование чем-либо. 7. Совокупность правил, действий для решения задачи. 8. Письменная принадлежность, графитная палочка в дереве. 10. Установленная мера, средняя величина чего-нибудь. 11. Немецкий математик и астроном, открывший законы движения планет. 12. Слово или словосочетание, раскрывающее определенное понятие науки, техники, искусства. 15. Один из размеров при измерении. 17. Знак корня. 18. Выдающийся немецкий математик, который любил строить правильные многоугольники, завещал на своем надгробии выгравировать правильный 17-угольник. 20. Великий английский физик и математик, сумел создать математическую основу физики. 21. Часть плоскости, ограниченная замкнутой линией. 25. Единица массы. 26. С его именем в нашей стране связывают эпоху ЭВМ. 27. Отпечаток, тонкое различие в чем-либо. 30.Ручные рычажные или пружинные весы. 31. Знаменитый французский математик и астроном, его имя носят теоремы в теории вероятностей. 32. Сторона в прямоугольном треугольнике. 34. Советский педагог (1913-1981 г.г.), страстный пропагандист педагогических знаний. 35. Координата точки. 36. Старинная русская мера длины.
ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Самый большой из спутников Сатурна, на нем обнаружена атмосфера. 2. Законченное высказывание. 3. Арифметическое действие. 4. Швейцарский математик XVIII в., ученик и друг И. Бернулли. 5. Крупная единица измерения времени, используется чаще в астрономии. 6. Наибольшее значение функции. 9. Наглядное изображение функции. 13. Другое название полевого циркуля. 14. Итальянский физик, механик и астроном (1564-1642 гг.). 15. Старинная монета в некоторых странах Западной Европы. 16. Буква греческого алфавита. 18. Греческий математик, его именем стали называться треугольники с целочисленными значениями сторон и площади. 19. Тригонометрическая функция. 22. Одно из основных понятий мат. анализа, бывает определенным и неопределенным. 23. Буква греческого алфавита. 24. Величина, характеризующая основное свойство устройства, системы. 28. Немецкий ученый XIX в., установил существование односторонних поверхностей. 29. Английский математик. В 1065 г. написал о целесообразности введения нулевого, отрицательных и дробных показателей степеней и современных символов. 32. Произведение печати в виде переплетенных листов бумаги с текстом. 33. Древнее орудие для разрушения стен.
ОТВЕТЫ:
По горизонтали: 1. Тариф. 7. Алгоритм. 8. Карандаш. 10. Норма. 11. Кеплер. 12. Термин. 15. Длина. 17. Радикал. 18. Гаусс. 20. Ньютон. 21. Фигура. 25. Тонна. 26. Лебедев. 27. Нюанс. 30. Безмен. 31. Лаплас. 32. Катет. 34. Маргулис. 35. Ордината. 36. Аршин.
По вертикали: 1. Титан. 2. Фраза. 3. Сложение. 4. Крамер. 5. Парсек. 6. Максимум. 9. График. 13. Шагомер. 14. Галилей. 15. Дукат. 16. Альфа. 18. Герои. 19. Синус. 22. Интеграл. 23. Дельта. 24. Параметр. 28. Мебиус. 29. Валлис. 32. Книга. 33. Таран.
4. Этап “Волшебный квадрат”
Задание: В пустые клетки запишите такие числа, чтобы произведение трех чисел по любой горизонтали и вертикали были 16N 30.
1 вертикаль или 1 горизонталь - 3 балла.
Максимальное количество - 18 баллов
Ответ:
IV.Подведение итогов. Награждение победителей.
После четвертого этапа команда во главе с капитаном идет в кабинет для подведения итогов, где на доске нарисована итоговая таблица эстафеты. Члены жюри заполняют ее для каждой команды I потока. Они подводят итоги эстафеты и награждают победителей. Также подводят итоги для команд II потока.
Итоговая таблица результатов
I потока
8 | 12 | |
48 | ||
8 | 12 | 80 |
48 | 20 | 8 |
20 | 32 | 12 |
Название команды | Класс |
Время | Балл |
Место |
Веселые математики | 9В |
50 |
67 |
III |
Луч | 9А |
55 |
60 |
IV |
Круг мира | 9Б |
45 |
11 |
I |
Альфа | 9Г |
50 |
75 |
II |