Тема урока: математическое описание колебательного движения.
Цели урока:
1) Познакомить учащихся с примерами колебательных движений.
2) Изучить построение графиков функций y=sinx и y=cos х.
3) Научиться "читать" графики тригонометрических функций и строить их.
4) Развивать научное мировоззрение учащихся.
5) Воспитывать аккуратность, культуру поведения и речи.
Оборудование: пружинный и математический маятники, персональные компьютеры.
Межпредметные связи: с физикой (колебательные движения), с геометрией (свойства тригонометрических функций).
Структура урока.
1.
Организационный момент 2. Постановка цели урока. Изучение нового материала. 3. Закрепление материала. 4. Итоги урока. 5. Задание на дом. |
2м. 15м. 15м. 4м. 4м. |
Ход урока.
I.Организационный момент. | |||||||||||||||||
Деятельность учителя. Приветствую класс. Отмечаю отсутствующих.. Выясняю причину их отсутствия |
Деятельность учащихся. Приветствуют учителя. Отвечают на мои вопросы. Настраиваются на урок. |
||||||||||||||||
II. Постановка цели урока. Изучение нового материала. | |||||||||||||||||
Сегодня на уроке мы продолжим изучать тригонометрические функции. Цель нашего урока - рассмотреть примеры колебательных движений, описать их с помощью математических законов, получить графики этих законов; научиться строить графики тригонометрических функций с помощью персональных компьютеров. Запишем тему урока "Математическое описание колебательных процессов". | Слушают рассказ учителя. Записывают тему урока в тетради. |
||||||||||||||||
Выделим из всех видов движения - колебательное, это движение которое повторяется через определенный промежуток времени. Приведите примеры таких движений Какая величина, описывающая движение изменяется с течением времени? |
Отвечают на вопросы. Примеры колебательных движений; движение тела по окружности, иглы швейной машины, колебание ветки дерева на ветре и т.д. Изменяется направление скорости, ускорения, координата тела. |
||||||||||||||||
Как изменяется координата тела? Рассмотрим колебательную систему "тело - пружина". Демонстрирую колебания тела на пружине. |
Координата тела изменяется периодически. | ||||||||||||||||
Задаю вопросы: 1) Какие величины, описывающие движение тела на пружине, изменяются? 2) Как изменяются координата тела? Рассмотрим другую колебательную систему "нить - груз - земля" |
Отвечают на вопросы: 1) Изменяется сила упругости, ускорение, координата тела. 2)Координата тела изменяется периодически. |
||||||||||||||||
Демонстрирую колебание шарика на нити.
Задаю те же вопросы. Ставлю основную проблему; Какие величины в математике изменяются периодически. |
Еще раз отвечают на мои вопросы. В математике изменяются периодически функции синуса, косинуса, тангенса, котангенса. |
||||||||||||||||
Какие из этих тригонометрических функций описывают изменения координаты колеблющегося тела? | Изменение координаты тела описывают функции y=sinх и y=cosх. | ||||||||||||||||
Проведем эксперимент по получению графика координаты колеблющегося тела в зависимости от времени. | Два ученика выходят к доске и демонстрируют опыт по получению графика изменения координаты колеблющегося тела от времени. | ||||||||||||||||
Такой график называется синусоидой. Построим синусоиду y=sinх с помощью таблицы и сравним ее с экспериментально полученной кривой.
|
Заполняют таблицу значений функции y=sin x. |
||||||||||||||||
Строят график функции y=sin x. | |||||||||||||||||
Так как функция y=sinx - нечетная, то ее график симметричен относительно начала координат, а так как она периодичная с периодом 2П продолжим ее график на всю ось Ох. |
Применяют центральную симметрию и строят график функции на отрезке [-?; 0]. |
||||||||||||||||
Продолжают график функции на всю ось. | |||||||||||||||||
Прочитайте график функции y=sinx. | Ученики по цепочке выходят к доске и объясняют с помощью графика свойства функции y=sin x. |
||||||||||||||||
Как, зная график функции y=sinx построить график функции у=cosx? | По формулам приведения cosx=sin(n/2+x), поэтому график функции y=cosx, получается сдвигом графика функции y=sinx на л/г влево по оси Ох. | ||||||||||||||||
III. Закрепление нового материала. | |||||||||||||||||
Провожу инструктаж по выполнению практической работы с помощью персональных компьютеров. | Слушают инструктаж; уточняют задание, приступают к выполнению практической работы. | ||||||||||||||||
IV. Итоги урока. | |||||||||||||||||
Проверяю выполнение работы, выставляю оценки, комментирую их. Прошу подвести итоги урока. | Подводят итоги урока:
|
||||||||||||||||
V. Задания на дом. | |||||||||||||||||
Построить графики функций:
Дополнительное задание. Построить графики уравнений.
|
Практическая работа
Построение графиков функций. В-I (Ответы)
|