Цель: на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существенных связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости.
Задачи:
- Развивать историческое мышление, интерес к изучению Земли, как к дому, в котором мы живем, формировать экологическую грамотность.
- Активизировать эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждать у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме, тем самым создать условия для общего развития школьников.
- Формировать умение: воспринимать проблему; выдвигать гипотезу; ориентироваться в пространстве и времени; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками; делать выводы и обобщения.
- Расширять кругозор, развивать эстетический вкус ребенка, способность к конструктивному мышлению с опорой на эмоциональную сферу; работать над развитием речи.
Оборудование: видиомагнитафон, карта полушарий и карта Кемеровской области, глобус, карточки для моделирования Земли, таблица с фотографией планета Земля, толковый словарь Ожегова, карта древнего материка Пангея, коллекции ракушечника и каменного угля.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Объявление темы и цели урока
- рассыпались буквы, соберите слова.
лнпает мЗлея
- Почему слово Земля написано с большой буквы?
- Какие еще планеты вы знаете? (9 планет)
- О чем будем говорить на уроке? (О планете Земля)
- Уточним тему и цель урока.
Таблица с изображением глобуса и фотографии планета Земля, сделанной с космического корабля.
- Что это?
- Как могли получить фотографию Земли?
- Это облик Земли.
Словарная работа “Толковый словарь Ожегова”
Один ученик читает объяснение к слову “облик”.
- Прочитайте тему урока на доске.
- Какая цель нашего урока?
На предыдущих уроках мы выяснили, как Земля выглядит сейчас. Но всегда ли Земля была таковой? Существует несколько гипотез (мнений) о возникновении жизни на Земле. Мы остановимся на одной из них - научной. (Эта загадка Земли до конца не разгадана)
Цель урока:
выяснить, как выглядела Земля раньше, и как постоянно менялся ее облик.- Вспомним, какие важные условия нужны для того, чтобы возникла жизнь? (Тепло, вода, воздух, свет)
3. Объяснение нового материала
1. Просмотр кадров из видеофильма. (О зарождение планеты Земля)
2. Рассказ ученика о возникновение Земли во вселенной.
Давно, 6-7 млрд. лет назад, в результате взрыва во Вселенной возникло Солнце.
В то время оно мало чем напоминало привычное ласковое светило. Учёные его назвали древним Солнцем. Считается, что его рождение - это не что иное, как вспышка сверхновой звезды. Сильные взрывы на солнце выбросили из космического пространства газовое плазменное облако. Из этого облака возникли планеты, кометы и астероиды Солнечной системы.
Земля как космическое тело окончательно сформировалась около 5 млрд. лет назад. Поверхность Земли начала постепенно остывать. Её поверхность представляла собой бесконечную, однородную серую равнину. Долгое время этот ландшафт оставался безжизненным. На планете господствовали только космический холод и обжигающий ветер.
Только приблизительно 650 млн. лет назад на Земле появились многоклеточные организмы, и началось массовое заселение Земли.
3. Выложите карточки с изображением неживой природы. Ответьте на мои вопросы. (Рис. 1).
- С каким современным явлением можно сравнить то, что происходило в далеком прошлом на Земле? (С извержением вулкана). Положите 1 карточку - вулканы.
Тогда не было на Земле жизни. А была ли природа? (Да. Неживая природа – вначале в виде каменной поверхности, гор, потом и в виде воды, воздуха). Положите 2 карточку – горы.
Земля постепенно остывала. Прошло ещё много времени, и на поверхность Земли обрушились дожди. Положите 3 карточку – водопад.
- Так постепенно в небе появились тучи, первый земной ветер подхватил их и понёс путешествовать. Потоки воды залили все низменности и образовали “Мировой океан”. Положите 4 карточку – океан.
Итак: Повторите, в какой последовательности менялся облик Земли.
4.Физминутка.
Игра “Решето” (проверка домашнего задания)
Назвать материки или океаны, если вы получили мяч. Не повторяться. Если не можете назвать продолжаете стоять.
Подведение итогов игры.
5. Объяснение нового материала (продолжение). Практическая работа. Моделирование.
1. Рассказ учителя.
Посмотрите на современную географическую карту мира: видите, среди голубых пространств лежат материки – их шесть. Самый большой (на котором мы живем) называется Евразия. Жаркий материк Африку от Евразии отделяет Средиземное море.
Два других больших материка внешне похожих друг на друга – это северная Америка и Южная Америка.
Пятый материк – Австралия, он меньше всех остальных.
И шестой, ледяной, материк Антарктида находится на самом юге карты мира.
Материки друг от друга отделяют океаны. Их четыре: Антлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый океаны.
Вот так выглядит наша Земля сейчас. Но знаете, дети, уже тысячи лет ученые спорят, какая же она Земля будет? Как Земля выглядела давным-давно?
Видите, как далеко расположены материки? Но на всех находят окаменевшие кости сухопутных животных, живших миллионы лет тому назад. Но как же они оказались на разных материках, разделенных океанами? Ведь плавать они не умели. Значит, решили ученые, все материки когда – то были совсем рядом или даже одним целым. Потом мало-помалу, незаметно разъехались вместе со всеми обитателями. Не сразу, страшно медленно, по несколько сантиметров в год, но отошли один от другого.
Чтобы убедиться в этом, ученые попробовали сложить их вместе. И получилось. По середине Мирового океана находился огромный материк – суша под названием Пангея. (Изображение Пангеи на доске (Рис. 2)). С Пангеей происходили изменения. Примерно 120 млн. лет назад она раскололась, сначала на две части: на северную – Лавразию и южную – Гондвана.
Два ученика (помощника) у доски, остальные учащиеся работают в паре – строят модель современного облика Земли.
- Что это? (Глобус – модель Земли)
- Как называется белая полоса на глобусе? (Экватор – делит Землю на северное и южное полушарие).
- Перед вами рисунки Западного и Восточного полушария. (Рис. 3). Части Пангеи размешены в Восточном полушарии. Влево от самого большого куска Евразии отходит материк Северная Америка. Эти два материка расположены в Северном полушарии. В Южном полушарии расположилась Южная Америка (ниже Северной). Под Евразией в левой ее части располагается Африка (ее надо повернуть на 90 градусов). Далее откалывается Австралия и Антарктида. (Рис. 4)
- В каком полушарии Восточном или Западном больше материков?
Проверка и закрепление.
Я показываю материк на доске. Дети хором называют его. Один ученик показывает этот же материк на карте, а учащиеся накладывают надписи. По окончании работы учащиеся поднимают руки в паре.
6. Физминутка.
Игра – путешествие “К нам приехал пароход. С кем?”
Показываю материк – называю животное – учащиеся изображают его.
Антарктида – пингвин.
Австралия – кенгуру.
Африка – слоны.
Северная Америка – пума.
Южная Америка – обезьяна.
Евразия – заяц.
7. Объяснение нового материала (продолжение).
- На материке Евразия расположено самое большое (по территории) государство Россия.
- Продолжите предложение: Столица России… (Москва).
- Работа с учебником. Стр. 39.
- Заглянем в прошлое нашего родного города Новокузнецка. Карта Кемеровской области.
На доске нарисован “Глаз”. Это означает
“взгляд” в прошлое.
а). Чтение статьи.
б). Рассматривание иллюстраций. (Настоящее и
прошлое Москвы)
- Как изменялся облик Москвы?
Показываю коллекцию ракушечника.
Кузнецкая котловина расположена между Салаирским кряжем и Кузнецким Алатау. В далекие времена на этом месте находился морской залив, на дно которого отлагались остатки деревьев и других растений. Эти отложения за многие миллионы лет превратились в каменный уголь.
Показ коллекции угля. Отрывок из стихотворения В. Измайлова “Горючий камень”.
Блестит, как смоль,
В изломах – как стекло.
Тяжелый, черный –
Впрямь, горючий камень.
Сейчас поверхность котловины представляет собой холмистую равнину, расчлененную небольшими долинами. Широкие равнины пространства котловины, раньше занятые степью и небольшими перелесками, сейчас распаханы и превращены в плодородные поля. Построены города. Наиболее крупные: областной город Кемерово и на юге – Новокузнецк. Формирование Кузнецкого Алатау началось примерно 500 млн. лет назад.
8. Итог.
На доске предложение.
“На Земле изменяется все: …” Продолжите.
Ученица читает стихотворение Я. Акима “Планета дом”.
Есть одна планета сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету.
На следующем уроке мы продолжим обсуждать, какие изменения происходят в облике Земли.
Мы выясним, почему в одной части планеты цветут сады, шумят леса, а в другой части – вечный холод.
Рефлексия.
Кто был доволен на уроке своими успехами, кому было интересно – улыбнитесь.