Игра — средство развития и обучения детей

Разделы: Начальная школа


Ребенок пошел в школу, сел за парту - ему интересно все, что происходит в классе, он исполняет указания учителя, но он психологически остался тем малышом, который по-прежнему бессознательно принимает игру.

Учитель может успешно использовать игры в качестве средства для отдыха и развлечения детей. В тоже время игра может стать средством для полезного поучения. Игра не только учит, но и развивает ребенка. С давних пор игра составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации.

Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благоприятное влияние на формирование детской души, развитие умственных способностей. В игре растущий человек познает жизнь. Ученые считают, что игра развивает внутреннюю речь и логику. Ведь ученику часто приходится выбирать и совершать из множества возможных операций одну, по его мнению, наиболее целесообразную. Содействуя умственному развитию учащихся, урок-игра побуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера.

Использование игры в учебных целях обусловлено сложностью и противоречивостью природы игровой деятельности и, в первую очередь, ориентацией на конечный результат. Целью педагогических технологий вообще, и технологии игры в частности, является практическое осуществление педагогической теории и получение в педагогическом процессе заранее намеченных результатов. В первую очередь, развитие творческих возможностей каждого школьника формирование их собственной активности и всего того, что непосредственно отвечает интересам личности и общества. В этом плане теория игры выступает как часть научного обоснования педагогического процесса. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающегося осознать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели общественно значимой самостоятельной деятельности. Необходимо помнить, что игра – стратегически точно организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Увлекшись, дети не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас понятий, представлений, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные развивающие, воспитательные и образовательные возможности. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия.

Дидактические игры хорошо уживаются и с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

Урок я начинаю с инструктажа: знакомлю учеников с заданием, “ проигрываю “ наиболее трудные места выполнением похожего задания. Затем составляю команды, которые сами выбирают капитанов.

Урок- игра позволяет проверить всех учащихся класса. Особенно важен в игре воспитательный аспект: взаимопомощь, сопереживание за товарищей. Ученики работают в командах, поэтому от вклада каждого в игру зависит успех всей команды. Каждый ученик стремится наиболее быть полезным команде, здесь не бывает и не может быть равнодушных.

Приведу пример одного из этапов урока закрепления знаний, где я использовала игровой момент:

ТЕМА УРОКА:
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПРАВОПИСАНИЯ ГЛАСНЫХ А, И, У,
В БУКВОСОЧЕТАНИЯХ ЧА -ЩА, ЧУ -ЩУ, ЖИ-ШИ

Цель: закрепление и обобщение знаний учащихся о правописании буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу, развитие умения находить в словах изученные орфограммы.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент. , постановка цели и задач данного урока.
2. Закрепление и обобщение знаний. (Я провожу в виде игры, предлагаю следующие задания).

* Лингвистическое задание

Угадай и запиши слово. (Участвуют все дети класса)

Кот живет у нас на крыше ,
А в чулане живут. .. (мыши )
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни. ... (машина).
По полям бегут ручьи ,
На дорогах. .. (лужи ),
Скоро выйдут муравьи
После зимней. .. ( стужи ).

После того, как дети определят все слова, даю новое задание: Списать, выделить зеленой пастой все буквосочетания: ча - ща, чу - щу, жи - ши. Определить сколько их всего. (7 сочетаний)

Команда, которая быстро, красиво и без ошибок выполнит задание, получит дополнительное очко.

* На доске кроссворды. Даю задание командам, чья команда быстрее заполнит кроссворд, получает 2 очка. К доске выходят только капитаны, а команды помогают им с места.

Кроссворды одинаковые.

Ч У У У У У
Щ А У У У У
Ж И У У У У
Ч А У У У У
Ш И У У У У

Задание: Подобрать слова, которые начинаются с заданных слогов. (Возможные варианты: ЧУ- чулан, чудак, ЩА - щавель, ЖИ - жизнь, ЧА - чашка, чайка, ШИ - шина, шило )

Записать полученные слова в тетрадь. Выделить орфограммы.

* Составить слова из слогов:

лы, ча, пру, ма, на, ша, кры, жи, ши, чай, ща, ник, ча, ро, ка, вель, ветре.

(Лыжи, пружина, машина, крыши, щавель, чайник, чайка )

*Допишите слова, используя буквосочетания: ча -ща, чу -щу, жи -ши.

... сы, ... ка, ... ник, ... гун, ветре ... , пи ... , ча ... , ту ... , добы ... , ро ... , ... на, лы ...

(Часы, чайка, чайник, чугун, встреча, мища, чаща, туча, добыча, роща, шина, лыжи)

Выигрывает та команда, которая быстрей составит все слова.

В конце урока подводятся итоги. Определяется победитель по количеству очков.

В финале урока хором все повторяем рифмованное упражнение, изученное на первых уроках по этой теме:

В сочетаниях ЖИ - ШИ Только И всегда пиши! В сочетаниях ЧА - ЩА Пишем только букву А В сочетаниях ЧУ - ЩУ Пишем только букву У!

На данном уроке дети в игровой форме закрепили и повторили знания о правописании буквосочетаний: ча -ща, чу - щу, жи - ши. Детям очень нравятся игровые уроки, но не следует преувеличивать образовательного значения дидактических игр, так как они не могут быть источником систематических и прочных знаний. Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге преследовать следующие цели: учитель должен дать учащимся знания, соответствующие современному уровню развития науки; он должен их научить приобретать знания самостоятельно. Только умелое использование игры приносит пользу. Хорошая игра активизирует ребенка, стремительно включает его в самые трудные дела, увлекая и захватывая своим темпераментом, она удовлетворяет неиссякаемую потребность ребенка в романтике, в желании действовать и получать знания.