Литературно-музыкальная композиция "Защитники Отечества"

Разделы: Внеклассная работа


В наше нестабильное, полное противоречий время, когда полностью утрачивают свое значение нравственные ценности и чувство патриотизма порой вовсе не знакомо подростковому поколению, возникает необходимость в проведении занятий, которые способствуют воспитанию в детях любви и уважения к своей Родине и Защитникам Отечества.

Цель: - воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;
            - воспитание и сохранение чувства гордости за свою страну и ее Вооруженные силы.

Ход подготовки 

  1. Подготовка стихотворений детей:
    В.Занадворов «Война», И.Эренбург «Был лютый мороз», В.Кочетков «В горах Афганистана», В.Верстаков «Давай за тех, кто не вернулся», Я.Шурбина «Памяти   моряков - подводников».
  2. Подготовка фонограмм песен:
    слова В.Лебедева-Кумача, музыка А.В.Александрова «Священная война»
    слова В.Бокова, музыка А.Пахмутовой «Песаня сказ о Мамаевом Кургане»
    А.Розенбаум «Афганистан»
    песня «Его величество пацан»
    группа «Любэ» «Море»
  3. Оформление выставки книг по теме:
    «Великая Отечественная война»; «Афганистан».
  4. Написать плакаты:
  5. А мальчики совсем не виноваты
    Ни в том, что родились в шестидесятом
    Ни в том, что на планете нет покоя
    Ни в том, что не сдавались в плен без боя.
                            О.Казаковцева

            Когда страна узнала о войне,
            в тот первый день, в сумятице и бреде,
            Я помню я подумала о дне,
            Когда страна узнает о победе.
                        Маргарита Алигер

            Экипаж – как маленькая секта
            Лодка – Бог, командир – медиум,
            подводники – узкий круг посвященных.
            Экипаж – это душа корабля, а металл – его тело.

План–конспект классного часа

Ведущий 1: Все может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Поэтому защита родной земли обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Людям даются почетные звания, но самое почетное из них – защитник Родины. Добрый день, дорогие друзья. Уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас в канун замечательного праздника Дня защитников Отечества.

Ведущий 2: Что такое армия? В чем смысл, дух и назначение этой древнейшей опоры российской государственности? Служба в армии – испытание на мужество, патриотизм и гражданственность. На протяжении всей истории армия, флот были оплотом российской государственности. Военные конфликты, кризисы и катаклизмы, сменяя друг друга, становятся испытанием на прочность нашего общества. Выжить и победить России и россиянам в данных ситуациях всегда помогали высшие патриотические чувства, сплоченность, жертвенность, способность поступиться благами настоящего ради великого будущего.

Ведущий 1: Мы живем в обществе, где вооруженные силы являются гарантом нашего спокойствия. Армия всегда первой откликается на любую беду и поэтому достойна самого глубокого почитания. В истории нашего государства очень много периодов связано с войнами, когда народу российскому необходимо было грудью защищать свое Отечество. Давайте же сегодня все вместе перелистаем часть этих славных страниц истории нашей Родины и посвятим наше мероприятие памяти тех, кто погиб защищая нашу Родину в военных действиях и в мирное время, неся службу, охраняя морские рубежи нашей Родины.

Ведущий 2: 1941-1945 года. Великая Отечественная война. В ночь на 22 июня 1941 года войска фашистской Германии напали на нашу Родину. Война ворвалась в жизнь нашей страны неожиданно, мы не были готовы к ней.

Ведущий 1: Грохот предательского обстрела донесся до каждого города и деревни нашей страны. Запричитала, застонала вся Земля наша. Заголосила раненная Родина. И встали, поднялись на защиту ее сыновья и дочери.

(Звучит песня «Священная война», слова В.Лебедева-Кумача, музыка А.В.Александрова)

Шли на фронт от мала до велика. И проливали они свою кровь на одном великом поле битвы за спасение одной общей своей Родины.

Чтец 1:             «Война» В.Занадворов

Ты знаешь сынок, что такое война?
Это вовсе не дымное поле сраженья.
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выражение.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок.
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды окопных ночевок:
Это – кровью омытые письма мои
Что написаны криво на ложе винтовок
Это в жизни короткой последний рассвет.
Над изрытой землей. И лишь как завершенье.
Под разрывы снарядов, при вспышках гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.

Чтец 2:             «Был лютый мороз…» И.Эренбург

Был лютый мороз. Молодые солдаты.
Любимого друга по оплюю несли.
Молчали. И долго стучали лопаты
В угрюмое сердце промерзшей земли.
Скажи мне товарищ. Словами не скажешь.
А были слова – потерял на войне.
Ружейный салют был печален и важен
В холодной, в суровой, в пустой тишине.
Могилу прикрыли, а ночью в атаку
Боялись они оглянуться назад.
Но кто там шагает? Друзьями оплакан.
Он вместе с другими бросает гранаты.
А, если заглянут, - он крикнет «ура».
И место ему оставляют солдаты,
Усевшись вокруг золотого костра…

Ведущий 2: Победа досталась огромной ценой. 27 миллионов жизней унесла Великая Отечественная война. Вечная слава героям павшим за свободу и независимость нашей Родины! У кремлевской стены, у могилы неизвестного солдата всегда горит вечный огонь. Там написаны слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой не забыт».

(Звучит «Песня – сказ о Мамаевом кургане», слова В.Бокова, музыка А.Пахмутовой)

Ведущий 1: 1979 год. Правительство Афганистана обратилось к нашей стране с просьбой ввести в страну наши войска, так как в 1978 году там разгорелась гражданская война. 26 декабря 1979 года наши войска вступили на территорию Афганистана. Наши войны честно исполняли свой воинский долг, проявляли героизм. Они штурмовали горные высоты и перевалы несмотря на то, что несли большие потери.

Чтец 3:             Стихотворение «В горах Афганистана» В.Кочетков

Не сон, а явь. В горах Афганистана,
Охваченные мстительным огнем,

Душманы гульбеддиновского клана
Его казнили августовским днем.
- Веселый парень из деревни вятской.
Десятидневный новичок войны
С кровавою налобною повязкой
Стоял он возле каменной сосны.
- Глядел в чужие дымчатые дали
Короткой жизни подводя итог

А моджахеды яростно рыдали,
Протягивая руки на восток.
- И тени зла сменяли тени страха
На пыльной коже смуглого лица.
Они просили гневного Аллаха

Простить их распятье пришелица
- Из-за рядов неторопливо вышел
И приказал хозяин – феодал:
- Отрезать ему уши – чтоб не слышал
- Глаза повыжечь – чтобы не видал.
- И распластали грудь ему ножами,
И вырезали сердце из груди.
И, как шакалы палачи визжали:
Вовек гяур сюда не приходи!
- Одну из веток дерева пригнули,
Подвесили солдата на сосне.
А сердце в пропасть ближнюю швырнули
И сгинули в вечерней тишине.

- Сосна его растерянно качала.
Немела ночь. Ни звуков. Ни огней.

А сердце все настойчивей стучало.
Из под не остывающих камней.    
- И все ему, бессмертному внимало –
И тот орел, что вымерял простор,
И тот овраг с прожилкой речки малой,
И тот аул, что прятался меж гор.
- И травы, омертвевшие когда-то,
Очнулись вновь и дружно в рост пошли.
Как будто сердце русского солдата

Вдруг стало сердцем выжженной земли.

Ведущий 2: Эта длинная, жестокая война, погубившая и покалечившая тысячи судеб, закончилась 15 февраля 1989 года, после достижения соглашения о мирном урегулировании. Наши войска были выведены из Афганистана. Многие не вернулись домой с этой войны, но память о них еще долго будет жить в наших сердцах. Стихотворение «Давай за тех, кто не вернулся» В.Верстаков

Чтец 4:

Давай за тех, кто не вернулся…
Кто стал частицей тишины,
Кто лег в горах – и не проснулся
От необъявленной войны.
Давай не чокаясь, ребята,
Давайте молча и до дна.
За офицера и солдата,
Кого взяла себе война.
Давайте вспомним поименно
тех, с кем навеки сроднены,
Кто был частицей батальона
А стал частицей тишины.
Вслух выговаривать не будем
Их дорогие имена,
Покуда здесь безвестна людям
Та наша горькая война.
Давай прочней держать бокалы,
Они пролиться не должны,
Хоть горше зелья не бывало,
Больней не будет тишины.
Оставить не имеем права,
А только молча и до дна, -
Поскольку общая держава,
Поскольку общая война.

(Звучит песня «Афганистан» А.Розенбаум)

Ведущий 1:

Еще не стихла боль Афганистана.
Еще в плену томятся сыновья.
А у России вновь открылась рана
С названием пронзительным – Чечня.
Туда как в бездну гонят эшелоны
Вновь погибать мужчинам на Руси
А вслед летят родительские стоны
Прости их господи! Помилуй и спаси!

Ведущий 2: 1991 год. Власть в Чечне насильственно захватывает генерал Дудаев со своими сообщниками. Они пытаются отделить Чечню от России и установить там власть исламских экстремистов. В Чечне была установлена военная диктатура. Там стала процветать преступность, контрабанда, захват заложников. В декабре 1994 года российские войска вошли в Чечню для оказания помощи законному правительству Чечни, против которого Дудаев и поднял вооруженный мятеж.

Ведущий 1: С территории Чечни совершались набеги на Российские регионы, захватывались заложники. В республике содержались тысячи рабов. Чеченские террористы организовывали взрывы в Российских городах. Буденовск и Первомайск…Это страшно! Страдает мирное население. Гибнут там и наши ребята.

(Звучит песня «Его величество пацан»)

Ведущий 2: В октябре 2002 года боевики захватили заложников в Москве в театральном центре на ул. Дубровка. Здание было взято штурмом российскими силовыми структурами. Все это мы не должны забывать. Забыть все это – значит предать память о людях, погибших за свободу и счастье нашей Родины.

Ведущий 1: Море…Оно всегда манило отважных и мужественных людей. Настоящих мужчин. Со времен Петра I Россия считалась великой морской державой. Вот и в наше время несмотря на все трудности, ребята идут служить на море. Это сильные, самоотверженные люди. На подводных лодках, в глубинах наших морей, охраняя рубежи нашей Родины, несут свои вахты моряки подводники.

Ведущий 2: Именно из таких мужественных людей и состояла команда подлодки «Курск». нет в России человека, который бы тогда не слышал и не знал о трагедии, которая случилась 12 августа 2000 года в Баренцевом море. Вся страна замерла в ужасе. Больше сотни молодых и здоровых ребят поглотила морская пучина.

Чтец 5: Стихотворение Л.Шурбиной «Памяти моряков - подводников»

Девятый день бушует море
И шквальный ветер за кормой
Родителям большое горе
Их дети не придут домой.
Не выйдет в море «Курск», как прежде,
Залег в пучине под водой.
Но в сердце теплится надежда:
«А вдруг остался кто живой».
Молили Бога и просили
Чтоб жизнь оставил молодым,
И на тебя моя Россия
Матрос надеялся . И жил.
Любил он Родину и море,
Девчонку с русою косой,
"В пучине вод, большое горе
Глубоко скрыто под водой.

Ведущий 1: Россия потеряла лучших. Матери, жены, дети – потеряли родных, любимых, единственных. И все же, несмотря на трагедии, которые случаются в море, любовь к морю не ослабла. Продолжают бороздить простор морские корабли, охраняя границы нашей Родины. Подводные лодки продолжают выходить на учения, а парни идут служить на море.

(Звучит песня группы «Любэ» «Море»)

Ведущий 1:            

Прошла война, идет война,
И боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколения,
Затем, чтоб нам счастливым быть
А счастье – не забвенья.

Ведущий 2:

Помните!
Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придет никогда – помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами.
Жизнью просторной, каждой секундой,
Каждым дыханьем будьте достойны!

(Минута молчания)

Используемая литература

  1. Школьная энциклопедия История России ХХ век. М: Олма-Пресс Образование 2003г.
  2. Д.Ортенберг «Год 1942», М: Издательство политической литературы 1988г.
  3. В.В.Фадин «Праздники. Музыкальное сопровождение и оформление» г.Волгоград Издательство «Учитель».