Урок литературного чтения по теме: "И.А. Бунин "Листопад"(отрывок)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Знакомство с отрывком из стихотворения “Листопад” И. А. Бунина.
  • Создание условий для формирования вдумчивого отношения к авторскому слову, навыков сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности.
  • Создать условия для формирования умения постигать смысл и художественное содержание поэтических произведений, усвоение детьми основ филологической оценки поэтического произведения.
  • Создать условия для эмоционально-эстетического воспитания, соответствующей атмосферы для духовного совершенствования.

Оборудование урока:

  • Учебник по чтению (авторы М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова).
  • Индивидуальный лист с заданиями для каждого учащегося.
  • Аудиозапись пьесы П.И.Чайковского “Октябрь” (“Времена года”).
  • Иллюстрация В.Семенова “Дворец в селе Коломенском”.
  • Репродукция картины И. И. Бродского “Опавшие листья”.

План урока:

I. Оргмомент.

II. Чтецкая пятиминутка.

III. Проверка домашнего задания.

IV. Знакомство с отрывком И. А. Бунина “Листопад”.

  1. Вводная беседа.

  2. Словарная работа.

  3. Первичное восприятие произведения.

  4. Проверка первичного восприятия стихотворения.

V. Физкультминутка.

VI. Аналитическая беседа.

VII. Подготовка к выразительному чтению

VIII. Работа над репродукцией картины И. И. Бродского “Опавшие листья”.

IX. Домашнее задание.

X. Итог урока.

XI. Рефлексия.

Логика урока:

  1. Мотивация.

  2. Актуализация опорных знаний и способов деятельности.

  3. Восприятие и осмысление нового материала учащимися.

  4. Первичная проверка понимания.

  5. Первичное закрепление.

  6. Анализ содержания.

  7. Рефлексия.

Ход урока

I. Оргмомент.

“И дверь распахну я на солнечный блеск
Для новой работы, для нового счастья”.

– Такие слова сказал И.А. Бунин. Что он имел в виду?

– У нас тоже есть работа. Мы учимся быть хорошими вдумчивыми читателями. Сегодня на уроке познакомимся с новым поэтическим произведением.

– Как вы думаете, чему мы еще научимся на уроке?

II. Чтецкая пятиминутка.

– Начнем урок с разминки.

1) Дыхательная гимнастика.

     А     

     У     

     Ы     

     Э     

     Е     

    Ы

       

     Э

       

    У

       

2) Упражнения на развитие внимания, памяти.

Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

I в. Мел – мель – мыл – мыль – мал – мял.
      Мышка – мошка – мишка – миска.

II в. Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка.
       Марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.

3) Упражнения для развития выразительности чтения.

Фотоглаз.

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. (Пословица).

– Когда так говорят?

III. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам к стихотворению И. А. Бунина “Родине”.

– Дома вы готовили выразительное чтение стихотворения И. А. Бунина “Родине”. Некоторые ребята приготовили чтение наизусть.

Проверка домашнего задания.

– Кого укоряет в этом стихотворении автор и за что?

– К чему призывает автор?

IV. Знакомство с отрывком из стихотворения И. А. Бунина “Листопад”.

1) Вводная беседа.

– Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством И. А. Бунина. Начать знакомство я предлагаю с прослушивания пьесы П. И. Чайковского из цикла “Времена года”.

Слушание фрагмента пьесы “Октябрь”.

– Что вы услышали в музыке? Что почувствовали? Что представили себе, пока слушали музыку?

– Эта пьеса называется “Октябрь”.

– Сегодня мы будем говорить об осени, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом. Будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива природа.

– На этом уроке мы познакомимся с новой стороной творчества И. А. Бунина. Послушайте, что говорил о нем А. Блок:

“Так знать и любить природу, как умеет Бунин, – мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит далеко и зорко…”.

– Как вы думаете, о чем еще писал поэт?

– Стихотворение называется “Листопад”. Оно было посвящено близкому другу Бунина. Максиму Горькому. Эпиграфом к нему я взяла слова самого автора:

“Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия…”

– Как вы думаете, о чем будет стихотворение?

2) Словарная работа.

– Поэты для создания художественных образов используют разные образные выражения, которые нам могут быть непонятны. Давайте поговорим о некоторых из них.

На доске:

Багряный

пестрый

резьбой (резной)

Работа над уточнением значений слов, подбор синонимов к ним.

3) Первичное восприятие текста.

Отрывок из стихотворения “Листопад” читает хорошо подготовленный ученик под музыку (музыкальным фоном является отрывок из пьесы “Октябрь” Чайковского).

4) Проверка первичного восприятия стихотворения.

– Понравилось ли вам это стихотворение?

– Что вас удивило?

– Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас.

V. Физкультминутка.

– Давайте отдохнем и послушаем фрагмент из пьесы “Октябрь”. Закроем глаза и представим себе, что мы в осеннем лесу. Вспомните свои походы в осенний лес, свои ощущения.

Провести зарядку для глаз по офтальмотренажеру.

VI. Аналитическая беседа.

1) Прочитайте текст про себя и отметьте карандашом непонятные вам слова.

Работа со значением слов, которые выделили учащиеся.

2) Чтение текста по частям.

Прочитайте шепотом первые четыре строчки и подумайте, с чем сравнивает лес автор.

– Из уроков истории и рисования мы помним, что терем это дом, построенный из дерева. Какие особенности были у терема?

– Посмотрите на иллюстрацию В. Иванова. На ней изображен теремной царский дворец в Коломенском. Именно его имел в виду Бунин, когда сравнивал лес с теремом.

– Прочитайте следующие шесть строчек и подумайте, листья, какого дерева, по мнению автора, похожи на резьбу, украшавшую терем?

– Что напоминают поэту небольшие оконца русских теремов? С чем он сравнивает елочки?

– Прочитайте следующие четыре строчки и подумайте, чем пахнет лес?

– Почему слово осень написано с большой буквы?

– Какой поэтический прием использует автор?

– С кем сравнивает он Осень?

– Какая Осень, веселая или грустная? Почему?

– Прочитайте следующие 14 строчек и подумайте с чем сравнивает автор поляну?

– Бунин говорит “на пустой поляне.”, совсем ли пусто?

– Какие звуки слышит автор?

– Прочитайте последние строки стихотворения. Что о них можно сказать?

– Чем последние строки похожи и чем отличаются?

– Автор использует повтор, как раму, которая обрамляет прекрасный пейзаж осеннего леса.

3) Выборочное чтение.

– Дух захватывает от такой красоты. Представить эту картину помогают многочисленные сравнения. Бунин, как художник, пишет картину леса словами – мазками.

– Какие цвета использует автор? Найдите в тексте и зачитайте.

– Бунин сравнивает лес с теремом не только по внешней красоте, но и по запаху. Чем пахнет в этом тереме?

– В этом стихотворении Бунин передает звуки. Зачитайте эти строки

– Сколько раз поэт повторяет слово сегодня? Как вы думаете почему?

– Действительно, такой теплый тихий денек может быть и последним.

– В лесу уже мертвое молчание. Природа готовится к зиме. Безлюдно в царском тереме осени, вокруг мертвое молчание, нарушаемое лишь шуршанием листика.

VII. Подготовка к выразительному чтению.

1) Предварительная беседа.

– Прежде, чем мы будем пробовать читать выразительно, давайте подумаем над таким вопросом. Бунин восхищается красотой осеннего леса, почему он не выразил это восклицательной интонацией?

– Как будем читать это стихотворение, выберите подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь.

– Какую половину стихотворения следует читать тише?

2) Самостоятельная работа.

Прочитайте стихотворение “про себя”, отметьте знаками паузы. Подумайте, какие слова нужно выделить голосом в каждой строке.

3) Работа в парах. Соревновательное чтение до первой ошибки. Индивидуальная помощь учителя.

4) Выразительное тренировочное чтение с последующим анализом ошибок детьми.

Что получилось, что не получилось и почему?

VIII. Работа над репродукцией картины И. Бродского “Опавшие листья”.

– Чтобы усилить ваше впечатление от прочитанного стихотворения, предлагаю познакомиться с репродукцией картины И. Бродского “Опавшие листья”.

– Рассмотрите репродукцию и скажите, что изображено на первом плане?

– Что изображено на заднем плане?

– Какие краски взял художник?

– Как вы думаете, передает ли художник какие-нибудь звуки?

– Созвучны ли эти произведения? Почему?

– Помогает ли картина И. Бродского глубже понять стихотворение И. Бунина? Докажите свое мнение.

IX. Домашнее задание.

– На уроке мы проанализировали стихотворение И. А. Бунина “Листопад”, учились читать его выразительно. Как вы думаете, какие можно предложить задания для продолжения читательской деятельности дома? Выберите вид домашней работы по силам и интересам.

X. Итог урока.

– Чему учились сегодня на уроке?

XI. Рефлексия.

– У вас на парте лежит по два листика – красный и зеленый. Поднимите красный листик, если на уроке вам все было понятно, и работа была интересной. И – желтый, если не все понятно, и вы испытывали затруднения.