Цели:
- Знакомство с отрывком из стихотворения “Листопад” И. А. Бунина.
- Создание условий для формирования вдумчивого отношения к авторскому слову, навыков сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности.
- Создать условия для формирования умения постигать смысл и художественное содержание поэтических произведений, усвоение детьми основ филологической оценки поэтического произведения.
- Создать условия для эмоционально-эстетического воспитания, соответствующей атмосферы для духовного совершенствования.
Оборудование урока:
- Учебник по чтению (авторы М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова).
- Индивидуальный лист с заданиями для каждого учащегося.
- Аудиозапись пьесы П.И.Чайковского “Октябрь” (“Времена года”).
- Иллюстрация В.Семенова “Дворец в селе Коломенском”.
- Репродукция картины И. И. Бродского “Опавшие листья”.
План урока:
I. Оргмомент.
II. Чтецкая пятиминутка.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Знакомство с отрывком И. А. Бунина “Листопад”.
Вводная беседа.
Словарная работа.
Первичное восприятие произведения.
Проверка первичного восприятия стихотворения.
V. Физкультминутка.
VI. Аналитическая беседа.
VII. Подготовка к выразительному чтению
VIII. Работа над репродукцией картины И. И. Бродского “Опавшие листья”.
IX. Домашнее задание.
X. Итог урока.
XI. Рефлексия.
Логика урока:
Мотивация.
Актуализация опорных знаний и способов деятельности.
Восприятие и осмысление нового материала учащимися.
Первичная проверка понимания.
Первичное закрепление.
Анализ содержания.
Рефлексия.
Ход урока
I. Оргмомент.
“И дверь распахну я на
солнечный блеск
Для новой работы, для нового счастья”.
– Такие слова сказал И.А. Бунин. Что он имел в виду?
– У нас тоже есть работа. Мы учимся быть хорошими вдумчивыми читателями. Сегодня на уроке познакомимся с новым поэтическим произведением.
– Как вы думаете, чему мы еще научимся на уроке?
II. Чтецкая пятиминутка.
– Начнем урок с разминки.
1) Дыхательная гимнастика.
А |
У |
Ы |
Э |
Е |
Ы |
||||
Э |
||||
У |
2) Упражнения на развитие внимания, памяти.
Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
I в. Мел – мель – мыл – мыль – мал – мял.
Мышка – мошка – мишка – миска.
II в. Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка.
Марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.
3) Упражнения для развития выразительности чтения.
Фотоглаз.
Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. (Пословица).
– Когда так говорят?
III. Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам к стихотворению И. А. Бунина “Родине”.
– Дома вы готовили выразительное чтение стихотворения И. А. Бунина “Родине”. Некоторые ребята приготовили чтение наизусть.
Проверка домашнего задания.
– Кого укоряет в этом стихотворении автор и за что?
– К чему призывает автор?
IV. Знакомство с отрывком из стихотворения И. А. Бунина “Листопад”.
1) Вводная беседа.
– Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством И. А. Бунина. Начать знакомство я предлагаю с прослушивания пьесы П. И. Чайковского из цикла “Времена года”.
Слушание фрагмента пьесы “Октябрь”.
– Что вы услышали в музыке? Что почувствовали? Что представили себе, пока слушали музыку?
– Эта пьеса называется “Октябрь”.
– Сегодня мы будем говорить об осени, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом. Будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива природа.
– На этом уроке мы познакомимся с новой стороной творчества И. А. Бунина. Послушайте, что говорил о нем А. Блок:
“Так знать и любить природу, как умеет Бунин, – мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит далеко и зорко…”.
– Как вы думаете, о чем еще писал поэт?
– Стихотворение называется “Листопад”. Оно было посвящено близкому другу Бунина. Максиму Горькому. Эпиграфом к нему я взяла слова самого автора:
“Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия…”
– Как вы думаете, о чем будет стихотворение?
2) Словарная работа.
– Поэты для создания художественных образов используют разные образные выражения, которые нам могут быть непонятны. Давайте поговорим о некоторых из них.
На доске:
Багряный |
пестрый |
резьбой (резной) |
Работа над уточнением значений слов, подбор синонимов к ним.
3) Первичное восприятие текста.
Отрывок из стихотворения “Листопад” читает хорошо подготовленный ученик под музыку (музыкальным фоном является отрывок из пьесы “Октябрь” Чайковского).
4) Проверка первичного восприятия стихотворения.
– Понравилось ли вам это стихотворение?
– Что вас удивило?
– Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас.
V. Физкультминутка.
– Давайте отдохнем и послушаем фрагмент из пьесы “Октябрь”. Закроем глаза и представим себе, что мы в осеннем лесу. Вспомните свои походы в осенний лес, свои ощущения.
Провести зарядку для глаз по офтальмотренажеру.
VI. Аналитическая беседа.
1) Прочитайте текст про себя и отметьте карандашом непонятные вам слова.
Работа со значением слов, которые выделили учащиеся.
2) Чтение текста по частям.
Прочитайте шепотом первые четыре строчки и подумайте, с чем сравнивает лес автор.
– Из уроков истории и рисования мы помним, что терем это дом, построенный из дерева. Какие особенности были у терема?
– Посмотрите на иллюстрацию В. Иванова. На ней изображен теремной царский дворец в Коломенском. Именно его имел в виду Бунин, когда сравнивал лес с теремом.
– Прочитайте следующие шесть строчек и подумайте, листья, какого дерева, по мнению автора, похожи на резьбу, украшавшую терем?
– Что напоминают поэту небольшие оконца русских теремов? С чем он сравнивает елочки?
– Прочитайте следующие четыре строчки и подумайте, чем пахнет лес?
– Почему слово осень написано с большой буквы?
– Какой поэтический прием использует автор?
– С кем сравнивает он Осень?
– Какая Осень, веселая или грустная? Почему?
– Прочитайте следующие 14 строчек и подумайте с чем сравнивает автор поляну?
– Бунин говорит “на пустой поляне.”, совсем ли пусто?
– Какие звуки слышит автор?
– Прочитайте последние строки стихотворения. Что о них можно сказать?
– Чем последние строки похожи и чем отличаются?
– Автор использует повтор, как раму, которая обрамляет прекрасный пейзаж осеннего леса.
3) Выборочное чтение.
– Дух захватывает от такой красоты. Представить эту картину помогают многочисленные сравнения. Бунин, как художник, пишет картину леса словами – мазками.
– Какие цвета использует автор? Найдите в тексте и зачитайте.
– Бунин сравнивает лес с теремом не только по внешней красоте, но и по запаху. Чем пахнет в этом тереме?
– В этом стихотворении Бунин передает звуки. Зачитайте эти строки
– Сколько раз поэт повторяет слово сегодня? Как вы думаете почему?
– Действительно, такой теплый тихий денек может быть и последним.
– В лесу уже мертвое молчание. Природа готовится к зиме. Безлюдно в царском тереме осени, вокруг мертвое молчание, нарушаемое лишь шуршанием листика.
VII. Подготовка к выразительному чтению.
1) Предварительная беседа.
– Прежде, чем мы будем пробовать читать выразительно, давайте подумаем над таким вопросом. Бунин восхищается красотой осеннего леса, почему он не выразил это восклицательной интонацией?
– Как будем читать это стихотворение, выберите подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь.
– Какую половину стихотворения следует читать тише?
2) Самостоятельная работа.
Прочитайте стихотворение “про себя”, отметьте знаками паузы. Подумайте, какие слова нужно выделить голосом в каждой строке.
3) Работа в парах. Соревновательное чтение до первой ошибки. Индивидуальная помощь учителя.
4) Выразительное тренировочное чтение с последующим анализом ошибок детьми.
Что получилось, что не получилось и почему?
VIII. Работа над репродукцией картины И. Бродского “Опавшие листья”.
– Чтобы усилить ваше впечатление от прочитанного стихотворения, предлагаю познакомиться с репродукцией картины И. Бродского “Опавшие листья”.
– Рассмотрите репродукцию и скажите, что изображено на первом плане?
– Что изображено на заднем плане?
– Какие краски взял художник?
– Как вы думаете, передает ли художник какие-нибудь звуки?
– Созвучны ли эти произведения? Почему?
– Помогает ли картина И. Бродского глубже понять стихотворение И. Бунина? Докажите свое мнение.
IX. Домашнее задание.
– На уроке мы проанализировали стихотворение И. А. Бунина “Листопад”, учились читать его выразительно. Как вы думаете, какие можно предложить задания для продолжения читательской деятельности дома? Выберите вид домашней работы по силам и интересам.
X. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
XI. Рефлексия.
– У вас на парте лежит по два листика – красный и зеленый. Поднимите красный листик, если на уроке вам все было понятно, и работа была интересной. И – желтый, если не все понятно, и вы испытывали затруднения.