“Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия” |
Я. Берцелиус |
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, навыков, умений (ЗУН).
Цели урока:
- закрепить и обобщить знания учащихся о свойствах получении и применении кислорода;
- показать существование связи между свойствами и областью применения кислорода;
- усвоение взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого вещества планеты;
- использование межпредметных связей (биология, география, литература);
- развитие образного и логического мышления;
- обучение работе с лабораторным оборудованием;
- формирование умения проводить эксперименты, наблюдать, анализировать и делать выводы соблюдение правил техники безопасности при работе в кабинете химии.
Методы:
- фронтальная и индивидуальная формы оценки знаний с использованием игровой ситуации и выступлением учащихся по опорному конспекту;
- решение практических и расчетных задач.
Оборудование и реактивы:
- штатив, газоотводная трубка, пробирка, химический стакан, спиртовка, перманганат калия, лучинка. Важнейшие представители основных классов неорганических соединений, содержащих кислород (щелочи, кислоты, оксиды, соли);
- дидактический материал – опорный конспект по кислороду, точечный портрет Лавуазье, карточки, тесты, конверты с моделированием круговорота кислорода.
План урока
- Организационный момент.
- Самостоятельное определение учащимися темы урока.
- Фронтальный опрос – в виде игровой ситуации.
- Работа по карточкам и опорному конспекту.
- Эксперимент – получение и собирание кислорода.
- Видеофильм “Химические свойства кислорода”.
- Решение расчетной задачи.
- Моделирование – круговорот кислорода в природе.
- Тест по данной теме.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
Учитель. Сегодня я вам предлагаю самостоятельно определить тему нашего урока. Для этого отгадайте три загадки.
Первая загадка.
Джозеф Пристли как-то раз,
Окись ртути нагревая,
Обнаружил странный газ.
Газ без цвета, без названья,
Ярче в нем горит свеча.
А не вреден для дыханья?
(Не узнаешь у врача!)
Новый газ из колбы вышел –
Никому он не знаком.
Этим газом дышат мыши
Под стеклянным колпаком
Человек им тоже дышит…
Он бесцветен, ну и что ж?
В окисленьях он хорош.
Без него погибнет род.
Кто же это? – КИСЛОРОД (ученики хором)
Вторая загадка.
На столе находятся представители важнейших классов неорганических соединений. Ответьте на вопрос. Что общее между ними? Какой класс неорганических соединений вам известен?
Ученики. Общее – у всех встречается кислород. Оксиды.
Учитель. Третья загадка. Зажигает свечу и задает вопрос. Как называется этот процесс с точки зрения химии?
Ученики. Горение.
Учитель. Тема урока – Кислород. Оксиды. Горение. Ребята сегодня мы с вами повторим и обобщим знания о свойствах, получении и применении кислорода. Предлагаю девиз урока: “Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия”.
Учитель. Ребята, сейчас я вам расскажу детективную историю-сказку. У вас на столах лежат карточки с вопросами, на которые вы должны ответить, прослушав мой рассказ?
- Кто является “важным господином”?
- Кто такие “одинокие жители” и их “семьи”?
- Что означает слово “контакт”?
- О какой “знатной даме” идет речь?
- Что с ней произошло?
- Кто выступил в роли экстрасенса?
- На какое “гремучее дело” собрался идти кислород?
Речь пойдет об одном городе, населенном необычными жителями. Необычными они были потому, что могли жить и поодиночке, и семьями, причем семей у них могло быть несколько. Жил в этом городе один важный господин. Он был очень гордый, но, несмотря на это, он всегда мог найти с жителями этого города контакт, и легче всего с одинокими. С ними он со всеми перезнакомился: с одними это не составляло труда, с другими требовалась специальная подготовка. И после каждого контакта с важным господином жители изменялись до такой степени, что их не возможно было узнать. Однажды после посещения им одной знатной дамы, она так изменилась, что ее никто не мог узнать: ее краснота исчезла, и она вся почернела. И только экстрасенс смог восстановить ее первоначальное состояние. Последней каплей, переполнившей чашу терпение жителей, было сообщение о том, что господин хочет встретиться с экстрасенсом. Он так и сказал: “Иду на гремучее дело”. Жители всполошились. Они поняли, что речь идет о покушении на экстрасенса и приняли единственно верное решение: обратиться за помощью в полицию. На важного господина было заведено уголовное дело. Ваша задача – провести расследование и установить личность господина, а также всех причастных к этому делу. Кто является важным господином?
Ученики. Кислород.
Учитель. Кто такие “одинокие жители” и их “семьи”?
Ученики. Простые и сложные вещества.
Учитель. Что означает слово контакт?
Ученики. Химическая реакция.
Учитель. Ребята, перед вами точечный портрет известного химика. Мы, с вами выполняя задания на уроке, будем последовательно соединять точки. И в конце урока у нас получится портрет. См. рисунок 2. Вызывает одного ученика к доске и дает решить карточку № 1:
Рисунок 2
Карточка № 1:
Напишите уравнения химических реакций и расставьте коэффициенты:
Cu + O2 —>
S + O2 —>
C3H8 + O2 —>
Что такое оксиды?
Второй ученик отвечает по опорному конспекту cм. рисунок 1 – характеристика кислорода, как химического элемента и простого вещества.
Рисунок 1
Продолжаем расследование. О какой знатной даме идет речь?
Ученики. Медь.
Учитель. Что с ней произошло?
Ученики. Окисление. Дают определение окисления.
Учитель. Что такое горение?
Ученики. Дают определение горения.
Учитель. Проверяем выполнение карточки № 1. Соединить точки: 15, 4, 17. См. рисунок 2.
Вызывает двух учеников доске для решения карточек № 2 и № 3:
Карточка № 2:
Напишите уравнение химической реакции между кислородом и водородом. Что такое гремучий газ?
Карточка № 3:
Напишите уравнение химической реакции:
CuO + H2 —>
Если реакции с участием кислорода называют окислением, то, как можно назвать реакции с участием водорода?
Продолжаем расследование дальше. Кто выступил в роли экстрасенса?
Ученики. Водород.
Учитель. На какое “гремучее дело” собрался идти кислород?
Ученики. Взаимодействие кислорода с водородом?
Учитель. Проверяем выполнение карточки № 2 и № 3. Соединить точки: 7, 20, 29. См. рисунок 2.
Вызывает ученика для практического задания по карточке №4:
Получить и собрать кислород; записать уравнения химических реакций получения кислорода в лаборатории.
Выслушаем сведения о местонахождении кислорода.
Ученик. Защищает первую часть опорного конспекта “Нахождение в природе”.См. рисунок 1. Соединить точки: 5, 14, 27. См. рисунок 2.
Учитель. Проверяем практическое задание. Соединить точки: 32, 22, 34. См. рисунок 2.
А сейчас ребята, вы посмотрите видеофильм о химических свойствах кислорода. Приложение 1. Ваша задача записать уравнения химических реакций. Проверка уравнений. Вызывает ученика для решения расчетной задачи по карточке № 5:
Решите задачу. Составьте термохимическое уравнение, если известно, что при сгорании 1 г магния выделяется 25,6 кДж.
На какие две группы делятся термохимические уравнения? Соединить точки: 12. 13, 21. См. рисунок 2.
Выслушаем сведения о применении кислорода.
Ученик. Защищает вторую часть опорного конспекта “Применение”.См. рисунок 1. Соединить точки: 33. 48. 54. См. рисунок 2.
Учитель. Ребята, откройте конверты с моделированием и изобразите круговорот кислорода в природе. Рисунок 3.
Один ученик выполняет это задание у доски и рассказывает круговорот кислорода. Сколько царств живой природы? К какому царству относится человек? Что такое фотосинтез? Соединить точки: 23, 31, 28. См. рисунок 2. Портрет ученого у нас завершен, теперь отгадайте – кто это?
Из атомов мир создавала природа:
Два атома легких взяла водорода,
Прибавила атом один кислорода –
И получилась частица воды,
Море воды, океаны и льды…
Стал кислород
Чуть не всюду начинкой.
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород
Как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на земле появились растения.
Жизнь появилась:
Дыханье, горенье…
Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере…
Огонь добывали при помощи трения,
Хотя и не знали причины горения.
Роль кислорода на нашей Земле
Понял великий – ЛАВУАЗЬЕ.
Предлагаю вам написать небольшой тест
Вариант 1
- Формулы оксидов марганца (IV)и железа (II) следующие:
- Уравнение химической реакции взаимодействия кислорода с алюминием…
- Определите пропущенное вещество в следующей цепочке химических реакций:
А) Mn2O, FeO
Б) MnO2, FeO
В) MnO2, Fe2O3
А) 4Al + 3O2 2Al2O3
Б) Al + O2 > Al2O3
B) 2Al + 3H2 > 2AlH3
С —> Х <— CH4
А) О2
Б) Н2
В) СО2
Ответы: 1 – Б; 2 – А; 3 – В.
Вариант 2
- Формулы оксидов железа ( III ) и серы( IV):
- Уравнение химической реакции взаимодействия кислорода с фосфором…
- Определите пропущенное вещество в следующей цепочке химических реакций:
А) Fe2O3, SO2
Б) Fe2O3, SO3
B) FeO, SO2
А) Р + О2 > Р2О5
Б) 4Р + 5О2 > 2Р2О5
В) Р + О2 Р2О5
Н2О —>Х —>Аl 2О3
А) Н2
Б) СО2
В) О2
Ответы: 1 – А; 2 – Б; 3 – В.
Подведение итогов урока и выставление оценок.