В 80-90 годы в методической литературе много писалось о поиске форм проведения занятий по русскому языку с целью активизировать познавательную деятельность учащихся, сформировать интерес к учению, усилить творческое начало. В методических журналах был представлен целый спектр уроков разного типа (см., например, 1, 2, 3, 4, 5 ).
Урок-семинар – одна из форм организации учебной деятельности, старая, известная, однако, ее нельзя назвать часто использующейся. Этот факт можно объяснить тем, что на уроке-семинаре выявляется не столько степень усвоения учащимися теоретического материала, сколько сформированность общеучебных умений и навыков, определенных программой при изучении указанного материала, причем ученик должен практически применить знания и умения не только в известных ему, привычных, но и в новых ситуациях. Вот почему урок-семинар – не та форма работы с учениками, которую можно использовать ежедневно, но при этом трудно переоценить ее роль в воспитании самостоятельности учащихся, формировании умения работать со справочной литературой и развитии навыков монологической речи. Семинарская форма занятий может быть с успехом применима для организации занятий русским языком в старших классах, хотя журнал “Русский язык в школе” знакомил учителей с опытом ее использования и в работе с пятиклассниками (см.6). Ценность проведения уроков-семинаров Ю.С. Пичугов, Г.К.Лидман-Орлова, Т.М. Пахнова видят в том, что они “обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма” (7, с. 3).
Результативность проведения семинарских занятий зависит от тщательно продуманной подготовки как со стороны учителя, направляющего деятельность класса, так и со стороны учеников. Система уроков-семинаров планируется в августе – сентябре, при составлении календарно-тематического плана на весь учебный год. Целесообразно проводить их не чаще одного раза в четверть при завершении изученной темы, раздела курса, когда перед самими учащимися в ходе работы возникли вопросы, требующие ответов, не отраженные при этом на страницах выбранного для работы учебника, а значит, вызывающие необходимость самостоятельного исследования проблемы. Вот почему не стоит сообщать основные вопросы по теме будущего семинарского занятия в начале изучения грамматической темы, как советуют авторы статьи “Новые формы организации обучения на уроках русского языка” Ю. С. Пичугов, Г. К. Лидман-Орлова, Т. М. Пахнова (7). Работа будет продуктивнее, если дети сами убедятся в необходимости поиска ответов на возникшие в ходе уроков вопросы, т. е. программа должна складываться постепенно, на глазах у учащихся, с учетом их пожеланий, хотя, конечно, сам учитель планирует семинарское занятие заранее, вопросы семинара тоже продумывает заблаговременно и у него к моменту начала работы над темой должен сложиться образ будущего урока. Важно предусмотреть, чтобы основные вопросы семинара включали в себя задания разного типа: репродуктивного и проблемного, частично-поискового и поискового характера, - нужно продумать и практические задания. Таким образом, подготовка семинара – дело непростое, требующее достаточного количества времени. В ней должны принять участие все ученики.
Проведение семинара состоит из трех этапов: подготовительного, основного, заключительного.
Роль учителя во время подготовительного периода заключается в том, чтобы организовать детей в рабочие группы, указать список дополнительной литературы, помочь ее разыскать, составить план выступления, откорректировать его, проконтролировать ход работы и готовность к уроку. Работа в группах, как показывает накопленный опыт, может строиться по-разному (и это нужно учитывать в момент их формирования): одни дети предпочитают готовиться к семинару самостоятельно, и только накануне урока они собираются, обсуждают полученные результаты, систематизируют собранные материалы для группового выступления, распределяют роли; другие изначально выбирают совместную деятельность. В любом случае на уроке от групп выступает несколько человек: один знакомит класс с теорией, другой организует поисковую деятельность, третий руководит выполнением упражнений, четвертый подводит итог работы, выступает в роли оппонента и т. п.. Элемент игры делает семинар особенно привлекательным, ведь детям интересно побыть в роли ученого-исследователя, учителя, т. к. они имеют возможность сделать маленькое открытие и доложить о результате своего поиска одноклассникам, вызвать к доске ученика, поставить ему оценку и прокомментировать его ответ, а осознание того, что добытые сведения не содержатся в учебнике, повышает самооценку даже у самых слабых учеников.
Задача учителя во время проведения занятия – сформулировать цели и задачи предстоящего семинара, осуществлять переход от одного выступления к другому, комментировать сообщения (если это необходимо), подстраховать группы от возможных неудач, предложив свою систему заданий и упражнений, если подготовленных детьми недостаточно для отработки умения применять теорию на практике.
На завершающем этапе в заключительном слове учитель подводит итоги семинарского занятия, позволив высказаться каждому желающему, оценивает работу групп, корректирует выводы.
Приведем пример подготовки и проведения семинарского занятия по русскому языку в 8 классе по теме “Двусоставные предложения”, оно проводится в конце изучения темы и рассчитано на два часа.
Подготовительный этап.
1. Установив необходимость проведения семинара
по изучаемой теме, учитель составляет его
программу, основываясь на потребностях учеников,
подбирает литературу для подготовки к уроку. При
этом задача учителя заключается в том, что он
продумывает все предполагаемые выступления,
имеет в запасе свои упражнения и материалы для
наблюдений.
2. За две недели до семинара ученики узнают о
сроке его проведения, теме, программе, получают
список рекомендуемой литературы.
Программа семинара по теме “Двусоставные предложения”:
1. Какой может быть в предложении
синтаксическая роль инфинитива?
2. Как отличить неопределенную форму глагола –
часть составного глагольного сказуемого от
инфинитива – второстепенного члена предложения?
3. Могут ли определения быть связаны с главным
словом по способу управление и примыкание?
4. Как отличить приложение от определяемого
слова?
5. Как различать обстоятельства и дополнения в
предложениях?
6. Как отличать дополнения от определений?
Рекомендуемая литература:
1. Баранов М. Т. и др. Русский язык: Справ.
материалы: Учеб. пособие для учащихся / М. Т.
Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова; Под ред. Н.
М. Шанского. – 4-е изд. – М.:Просвещение, 1988.
2. Валгина Н. С., Светлышева В. Н. Орфография и
пунктуация: Справочник.-Высш. шк., 1994.
3. Дудников А. В. Методика изучения грамматики в
восьмилетней школе. – М.: Просвещение, 1977.
4. Краткая русская грамматика / Белоусов В. Н.,
Ковтунова И. И., Кручинина И. Н. и др.; Под ред.
Шведовой Н. Ю. и Лопатина В. В. – М.: Рус. яз., 1989.
5. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А..
Современный русский язык.- М.: Рольф, 2002.
6.Розенталь Д. Э. , Теленкова М. А. Словарь-
справочник лингвистических терминов: Пособие
для учителя. – 3-е изд., испр. и доп. - М.:
Просвещение, 1985.
Учитель назначает ответственных (обычно из числа хорошо успевающих учащихся), которые с учетом пожеланий одноклассников формируют рабочие группы (по 4-5 человек). При этом важно проконтролировать, чтобы группы были примерно равны по силам, по количественному составу и чтобы в них вошли все члены классного коллектива.
Сформированные рабочие группы сами выбирают тему предстоящего выступления из числа предложенных учителем (см. Программу семинара). Перед детьми ставятся следующие цели и задачи: внимательно и как можно более глубоко изучить выбранную проблему, используя дополнительную литературу, как предложенную учителем, так и подобранную самостоятельно, подготовить сообщение по теории вопроса, проиллюстрировать его примерами, подобрать дидактический материал, отражающий теоретические положения, оформить его в виде заданий, упражнений для всего класса, подвести итог работы. Выбор форм деятельности во время урока, распределение ролей на семинаре также предоставляется самим ученикам. Учитель выступает в роли консультанта и координатора работы групп.
Основной этап
Цели и задачи урока:
- получение ответов на наиболее сложные и наименее усвоенные вопросы, возникшие в ходе работы над двусоставными предложениями;
- обучение самостоятельному разрешению поставленных проблем путем наблюдения над языковыми фактами;
- развитие умения работать в группах;
- обучение монологическому высказыванию на лингвистическую тему;
- развитие языкового чутья;
- формирование навыка работы со специальной и справочной литературой.
Ход урока:
I.
1. Вступительное слово ведущего, объявление
цели занятия.
2. Объявление программы семинара (в
отпечатанном виде программа роздана всем
участникам занятия).
3. Фронтальная работа, организуемая учителем.
-Все вопросы, включенные в программу семинарского занятия, связаны с темой “Двусоставные предложения”. Давайте вспомним ряд определений.
1) Какие предложения называются двусоставными?
2) Какие вы знаете главные и второстепенные члены
предложения?
-Чтобы вспомнить, как находятся члены предложения, запишем предложение, вставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Произведем его синтаксический разбор.
Выг…нять перед веч…ром и пр…гонять на утре…ей з…ре т…бун больш…й праз…ник для крест…янских мальчиков.
Выводы:
1) предложение является наглядным примером
того, что глагол далеко не всегда выполняет роль
сказуемого;
2) при классификации членов предложения важно
уметь задавать к ним вопросы, это иногда вызывает
затруднения, поскольку вопросов, задаваемых от
главного слова к какому-либо члену предложения,
может быть несколько: выгонять (когда? перед
чем?) перед вечером; праздник (для
кого? какой?) для мальчиков.
Таким образом, наши сегодняшние размышления над
сформулированными в программе семинара
вопросами имеют четкую практическую
направленность.
II. Выступления рабочих групп.
Предлагаемые далее упражнения, задания и выводы используются учителем в случае необходимости.
1. Какой может быть в предложении синтаксическая роль инфинитива?
а) Первый ученик в роли учителя проводит фронтальную работу с классом, задает вопрос: “В предложении может встретиться совершенно особая глагольная форма – инфинитив. В чем ее особенность?”
Вывод: У инфинитива – неопределенной формы глагола – нельзя определить время, лицо, число, это неизменяемая форма.
б)
Упражнение 1. Произведите словообразовательный и морфемный разбор глаголов (вызываются ученики, работа оценивается): подумать, разрешить, подстричься.
Подумать < думать ; по / дум / а / ть. Разрешить < решить ; раз / реш / и / ть. Подстричься < подстричь < стричь ; под / стричь / ся.
Вывод: Инфинитив, как неизменяемая форма, не имеет окончания, образуется обыкновенно от глагола с помощью приставок и суффиксов. Показатель неопределенной формы глагола – суффиксы -ть, -ти, финаль –чь, которая является частью корня
в) Второй ученик проводит работу с классом с целью определения синтаксической роли инфинитива, он вызывает к доске ученика, ответ которого оценивается.
Упражнение 2. Запишите предложения, выделите грамматические основы, определите, каким членом предложения является инфинитив.
1. Клевать сразу перестало. (Неопределенная форма клевать обозначает предмет речи и является подлежащим; ее легко можно заменить существительным со значением “ действие как предмет” - клев.)
2. Жить – Родине служить. (Инфинитив жить играет роль подлежащего. От него задаем вопрос к сказуемому: жить (это что такое?) –служить, таким образом, служить – сказуемое.)
3. Состав, загнанный по ветке, начали разгружать. (Инфинитив разгружать входит в состав составного глагольного сказуемого.)
4. Охота странствовать напала на него (Грибоедов). (Охота (какая?) странствовать. Перед нами инфинитив в роли несогласованного определения.)
5. Я советую тебе вернуться домой. (Советую (что?) вернуться. Вернуться – это дополнение.)
6. У Мцыри было одно стремление – победить. (Стремление (какое?) победить. Перед нами инфинитив – определение.)
7. Рыбаки расположились на берегу реки удить рыбу. (Расположились (с какой целью?) удить рыбу. Инфинитив – обстоятельство цели.)
8. Не может судьба одни щедроты сыпать. (Судьба (что делает?) не может сыпать. Инфинитив – часть составного глагольного сказуемого.)
9. Мы зашли узнать о предстоящей экскурсии. (Зашли (с какой целью?) узнать, это обстоятельство.)
10. Я получил возможность поближе узнать попутчика. (Получил возможность (какую?) узнать, инфинитив является определением.) Вывод: Инфинитив может выполнять разные синтаксические функции, мы видели его в роли подлежащего, сказуемого, определения, дополнения, обстоятельства. Чтобы установить, каким членом предложения он является, следует найти определяемое слово и задать от него вопрос.
2. Как отличить инфинитив в составе составного глагольного сказуемого от инфинитива – второстепенного члена предложения?
а) Сообщение ученика – исследователя. Инфинитив в предложении может быть частью составного глагольного сказуемого, а может выступать в роли второстепенного члена предложения, что мы видели, выполняя упражнения. Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо задать к нему смысловой вопрос. Если это удастся сделать, перед нами – второстепенный член предложения (обстоятельство, дополнение, определение), если же нет – часть составного глагольного сказуемого. Кроме того, в составе сказуемого неопределенная форма глагола имеет очень важное смысловое значение, поэтому ее нельзя убрать из предложения или заменить другим членом, так как в этом случае предложение потеряет смысл.
б) Работа второго ученика- исследователя. Проведем сравнение роли инфинитива в предложениях. Для этого:
1) уберем инфинитив из предложения;
2) постараемся произвести замену инфинитива
другой конструкцией.
1.Туман начинает рассеиваться.
2. Старик часто останавливался, отдыхал, а затем вновь принимался толкать тележку, наполненную мешками.
3. Подруги прибежали вечером к Тане готовиться к выступлению.
4. Вы меня просили рассказать о моем проекте.
Вывод: Из первых двух предложений убрать инфинитив без потери смысла нельзя, так как при этом оставшиеся глаголы будут передавать значение начала действия, время, когда оно производится, его длительность, но сведения о самом действии (Что же происходит, происходило?) утрачиваются. В третьем предложении инфинитив, кроме значения действия, несет дополнительную информацию о его цели, он может быть заменен придаточным предложением цели (чтобы готовиться к выступлению) или целевым обстоятельством, выраженным существительным с предлогом (для подготовки). Таким образом, в первом и втором предложениях инфинитив входит в состав составного глагольного сказуемого, а в третьем является обстоятельством. На это указывают и вопросы: от первого глагола к инфинитиву можно задать вопрос что делать?, а от глагола- сказуемого к обстоятельству- смысловой вопрос с какой целью?. В четвертом предложении неопределенная форма глагола является дополнением (Просили (о чем?) рассказать.). Обратите внимание на то, что она обозначает действие, не относящееся к подлежащему (просили вы; рассказывать буду “я”).
в) Третий и четвертый ученики подбирают упражнения для закрепления.
Упражнение 1. Записать предложения, объяснить знаки препинания, определить роль инфинитива.
1. Лейтенант выходит выяснить, есть ли связь. (Обстоятельство цели.)
2. Отправляйся проверить, а мы подождем. (Обстоятельство места.)
3. Были у меня и личные причины поехать в отпуск именно на Кавказ. (Несогласованное определение.)
4. Иван Ефимович, что вы будете делать после войны? (Часть простого глагольного сказуемого.)
5. Уточнить сведения помогли в архиве. (Дополнение.)
6. Дороги начинали раскисать буквально на глазах. (Составное глагольное сказуемое.)
7. Отказаться неудобно. (Подлежащее.)
8. У командира была способность быстро принимать решения. (Несогласованное определение.)
9. Дивизия продолжала двигаться вперед. (Составное глагольное сказуемое.)
10. Упираясь руками в борта, мы помогали машине выбраться на луг. (Дополнение.)
Упражнение 2. Составьте предложение так, чтобы инфинитив был частью составного глагольного сказуемого и другим членом предложения.
1 вариант. Рассказать, поторопиться, отгадать.
2 вариант. Выполнить, узнать, переделать.
3. Могут ли определения быть связаны с определяемым словом по способу управления или примыкания?
а) Ученик-учитель проводит фронтальную работу с классом, задает вопросы.
1) Какой член предложения называется
определением?
2) Могут ли определения быть связаны с главным
словом по способу управления или примыкания?
Выслушав ответы (за связный ответ можно поставить оценку), группа предлагает упражнения.
б) Упражнение для наблюдений. Запишите предложения, объясните знаки препинания, подчеркните определения, подпишите части речи, которыми они выражены.
1. Бледно-голубые, навыкате глаза старика Городницкого наливались слезами и кровью, когда он хвастал Ильей, своим старшим сыном.
2. Небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на узеньких плечах мальчика.
в) Сообщение ученика-исследователя.
Вывод: Определение может быть выражено как традиционным способом: прилагательным (бледно-голубые, небольшой, новый, узеньких), причастием, причастным оборотом (надетый внакидку), местоимением, порядковым числительным, - так и наречием, существительным. Такие определения связаны с главным словом по способу примыкание, управление. При поиске определения важно обращать внимание на контекст: если главная функция второстепенного члена – передать признак, качество, принадлежность, то его синтаксическая роль – определение (например: навыкате, старика, своим старшим сыном, мальчика); несогласованные определения, кстати, легко можно заменить согласованным (мальчика – мальчишеских).
4. Как отличить приложение от определяющего слова?
а) Ученик-исследователь. Если внимательно посмотреть на первое предложение из предыдущего задания, мы увидим еще одну синтаксическую трудность: как отличить главное слово от приложения. Приложения обозначают:
1) различные качества предмета (красавцы кони,
злодейка судьба);
2) национальность (возница-киргиз);
3) возраст (сторож-старик);
4) профессию (женщина-штурман);
5) названия газет, журналов, книг, географических
названий и др.
В Краткой грамматике (см. список рекомендуемой литературы, 4, стр. 352) сказано: “Существительные, выступающие в роли приложения, обозначают качества и свойства: старик-отец, поэт-новатор, механик-самоучка, народ-победитель; эмоциональные характеристики и оценки: молодец-удалец, девочка-малютка, старушка-золото…злодейка-тоска; функциональные признаки: брат-учитель, старик-крестьянин, женщина-врач…видовые признаки: месяц май, дерево сосна, ягода черника, рыба сом, птица ворон; город Москва, озеро Байкал, гора Эльбрус, река Дон, село Каменка…” Казалось бы, это противоречит теоретическим сведениям из учебника, где сказано, что в сочетании река Москва главным словом является Москва, а река – приложение ( Москва (какая?) река), а в сочетании врач Сергеева главное слово - Сергеева, а врач – приложение (Сергеева (какая?) врач). Дело в том, что “стоящие рядом имена собственные и нарицательные могут выполнять разные функции в зависимости от выражаемого значения. Например, в предложении Вошла его сестра Маша приложением является сестра; будучи логически выделенным, слово сестра может стать определяемым, и тогда собственное имя Маша приобретает функцию уточняющего приложения: Вошла его сестра, Маша”. (См. список рекомендуемой литературы, 2, стр. 189.)
б) Ученик в роли учителя.
Упражнение 1. Выпишите приложения с главными словами.
1. О подвигах Ильи Муромца, любимого русского богатыря, сохранилось много былин.
2. При сторожке находилась громадная черная собака неизвестной породы, по имени Арапка. (Чехов)
3. Звезды, живые цветы неба, горели над нами. (Горький)
4. Красавица-зорька в небе загорелась. (Кольцов)
5. Орлы, жители горных высот, пищу свою добывают на равнине.
в) Второй ученик в роли учителя. Упражнение 2. Самостоятельная работа. Введите в предложение определения и приложения, воспользовавшись словами для справок, запишите, объясните знаки препинания.
1. Но вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идет под дремлющие своды…(Пушкин)
2. И вот идет она…с востока, за нею синий мрак встает. На меркнущий закат… она задумчиво среди хлебов идет .(Бунин)
3. Еще ее (Родины) чело в колючий терн одето, но славою сплетен ей лавровый венок. И в небесах над нею зарю победы вижу я… (Кедрин)
Для справок:
1. ровесники самой природы;
2. степная ночь; грустна и одинока;
3. сын моей страны и самой правды сын.
в) Третий ученик в роли учителя. Почему важно видеть приложения? От этого зависит постановка дефиса.
Упражнение 3. Определите, есть ли дефис при приложении. Поставьте цифру, обозначающую номер предложения, и рядом с ней +, если приложение выделяется дефисом, и - , если нет.
1. Идет человек незрячий, ведет его девочка-проводник.
2. Здесь, за этой оградой близкой, на виду у притихших вод, жил когда-то поэт Багрицкий.
3. Едут-едут на восток други-добровольцы.
4. Не быстра река Тобол и не светла.
5. Откуда эта пушка-громобой?
6. Цветастая панорама – наш стадион “Динамо”.
7. Был толковый мост на двух кряжах-быках.
8. Здесь вещею силой героя-народа ковалась великая наша Победа.
9. Над Москвой-рекой поднимались здания.
10. Вот я снова в городе Москве. (Ответ: нет дефиса 2, 4, 6, 10. Почему?)
5. Как различать обстоятельства и дополнения?
а) Ученик в роли учителя. Рассмотрим предложения: Вода течет из трубы. Я ехал в лес. Мы сидим на ковре. Как, по-вашему, какими членами предложения являются из трубы, в лес, на ковре ?
При анализе словосочетаний мы должны вдумываться в смысловые отношения между главным и зависимым словом, например: идти ( где?) лесом (действие и место его совершения, значит лесом - обстоятельство) ; писать (чем?) ручкой (действие и предмет, с помощью которого оно совершается, ручкой - дополнение); петь (как?) тонким голосом (действие и способ его совершения, голосом-обстоятельство). Словосочетания имеют одинаковое строение, но разное грамматическое значение, именно оно важно при классификации члена предложения. Если к существительному можно поставить вопрос и обстоятельства, и дополнения, следует посмотреть, какой из них является более подходящим, обратив внимание на грамматическое значение зависимого слова. Если преимущество отдается вопросу обстоятельства, то перед нами член предложения – обстоятельство. Например: Я ехал (по чему? где?) по дороге. Зависимое слово указывает на место, по которому ехал говорящий. Значит, это обстоятельство. Надо обратить внимание и на то, что при дополнении, выраженном существительным, падежный вопрос совпадает со смысловым, а при обстоятельстве – нет. Более того, при обстоятельстве, выраженном существительным, падежный вопрос кажется искусственным (например: я ехал (куда? во что?) в лес). Сравните: Картина нарисована (чем? как?) кистью. Я охотился (где? в чем?) в лесу. Охотился (на кого?) на тигров. Таковы способы, позволяющие классифицировать дополнения и обстоятельства.
б) Ученик в роли учителя.
Упражнение 1. Выпишите и разберите словосочетания, в которых есть дополнения и обстоятельства (предложения представлены на доске или как раздаточный материал).
1. Давыдов работал с любопытством.
2. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (Пушкин)
3. От радости девочка запрыгала на месте.
4. При сильной засухе урожай может погибнуть.
5. Больной Мишка сидел на диване в мамином платке.
6. Как различать определения и дополнения?
а) Ученик в роли учителя. Как различать дополнения и определения в случаях типа кошелек с тремя рублями (с чем? или какой?), платье из шелка (из чего? или какое?)? Понаблюдаем. Мама сшила платье (из чего?) из шелка (материал). Мне нравится платье (какое?)из шелка (признак , шелковое). В первом предложении из шелка зависит от глагола и обозначает материал, это дополнение, во втором – зависит от существительного, отвечает на вопрос какое?, может быть заменено прилагательным шелковое, обозначает признак, это определение. Таким образом, член предложения в данном случае классифицируется в зависимости от контекста, от того, какое содержание говорящий вкладывает в слово или сочетание слов.
б) Ученик-исследователь. Чтобы отличить дополнение от определения, нужно посмотреть на логическое ударение и принять во внимание стилистические соображения. Дома вытянулись стройной линией вдоль берега реки. Вдоль берега (чего? какого?) реки. Существительное легко заменить прилагательным речного, значит, преимущество следует отдать вопросу определения. Если существительное в Р. п. относится к отглагольному существительному, предпочтение следует отдавать вопросу дополнения, в этом случае замена прилагательным невозможна (например, открытие (чего?) Америки, добыча (чего?) угля, исследование (чего?) Севера).
в) Ученик в роли учителя.
Упражнение 1. Используя в качестве главного слова существительное здание, постройте словосочетания, чтобы определить предмет а) по временному признаку (возможный ответ: старинное, ветхое, новое, современное, XX столетия, эпохи классицизма); б) по назначению, целевому признаку (университетское, для библиотеки, лицея); в) по отличающим деталям (с колоннами, с покатой крышей, в стиле барокко).
г) Ученик в роли учителя.
Упражнение 2. Выберите всем известное здание, опишите его, не называя, так, чтобы все догадались, что это.
Заключительный этап. Подведение итогов, выставление оценок, анализ работы групп.
Использованная литература:
1. Богданова Г. А. Из опыта проведения
уроков-зачетов // Русский язык в школе, 1988, №2.
С.13-21.
2. Богданова Р.У. Общественный смотр знаний по
русскому языку в YII классе // Русский язык в школе,
1991, №3. С. 45-49.
3. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Сумеем ли мы воспитать
любовь к русскому языку? // Русский язык в школе,
1989, № 4. С. 46-48.
4. Малеванный Ю. И. Каким видится урок сегодня //
Русский язык и литература в средних учебных
заведениях УССР, 1990, № 1. С.40-41.
5. Федорова М. В. Урок-семинар как один из путей
активизации самостоятельной деятельности
учащихся // Русский язык в школе, 1988, № 2.
С. 21-25.
6. Соловьева Т. В. Урок-семинар в Y классе //Русский
язык в школе, 1987, № 5. С.32-34.
7. Пичугов Ю. С., Лидман-Орлова Г.К., Пахнова Т.М.
Новые формы организации обучения на уроках
русского языка // Русский язык в школе, 1987, № 3. С.
3-9.