Конечно, мою статью можно назвать “Использование игровых приёмов и схем-опор в обучении грамматической стороне речи на английском языке (начальный этап)”. Но то, что происходит на уроке, непосвящённому может показаться совершенно несерьёзным. А вот объяснить, например, родителям, как помочь ребёнку, можно достаточно быстро. Известно, что практически любой неспециалист с опаской смотрит на английскую грамматику. Приходится убеждать родителей второклассников, не забывших, как они безрезультатно учили правила, что их страхи необоснованны. Дети же, знакомые с моими схемами-подсказками с первого класса, не подозревают, что грамматика – это трудно, хотя в первом классе накоплен большой объём лексико-грамматического материала (учебник И.Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной).
Схемы-опоры упрощают работу над грамматической стороной речи и не противоречат коммуникативно-ориентированным грамматическим упражнениям. Игра для ребёнка естественна, к тому же интересно узнать, как всё устроено, в том числе и английский язык. Использование простейших схем для младших школьников – это та же игра в кубики или конструктор. Чтобы дать зрительную опору до того, как учащиеся научатся читать, мы в первом классе “обводим” глагол-связку (рисуем кружок рукой в воздухе), особенно, если появляются ошибки. Сравнивая первую структуру I am Mike со знакомой Я – Миша, мы обнаруживаем три слова вместо двух. Глагол-связку мы “лепим”, как снежок (склеиваем, связываем предложение), а на доске появляется опора:
Чтобы задать вопрос, мы “перебрасываем снежок”:
Позже мы будем “прилеплять” к “снежку” отрицание not. При этом мы отрицательно качаем головой и пальчиком рисуем в воздухе минус, который потом появляется и на схеме:
Естественно, схема-опора используется только тогда, когда она действительно нужна, а знакомый жест “лепим снежок”, обозначающий глагол-связку, помогает исправлять ошибки, не прибегая к помощи правила на русском языке. К тому же для первоклассников вместо термина “подлежащее” достаточно человечка.
Во втором классе мы работаем по учебнику И.Н. Верещагиной, К. А. Бондаренко, Т. А. Притыкиной. Вначале повторяются ситуации “Давайте познакомимся”, “Семья”, “Игрушки”, “Игры” и грамматические структуры с глаголом to be, структуры с have/has got, с глаголами like, want, go в Present Simple.
. На первых уроках дети вспоминают, как люди знакомятся. Учащиеся только начинают читать отдельные слова, и схемы-опоры помогают записать на доске план высказывания: “I am Mike. I am seven. I’m from Moscow”. В случае пропуска глагола-связки, достаточно указать на знакомый кружок:
Позже для повторения и грамматического обобщения (в том числе, работая над Present Progressive) можно использовать схему в таком виде:
Таким же образом мы работаем над структурами с have/has got. Ребёнок сжимает кулачок (там что-то есть, например, жук). А позже на доске или на плакате появляется треугольник. С глаголом have в этих структурах у нас всегда связан треугольник (в четвёртом классе он понадобится для структур в Present Perfect).
Задавая вопрос, дети показывают, что в кулачке ничего нет, жук к кому-то перелетел, вот и наш треугольник в вопросе перелетает:
Итак, в вопросительном предложении треугольник переставляется (глаголы have/has выносятся перед подлежащим).
Так же легко показать, где ставится отрицание (минус):
Рассмотрим использование опор с лексическим наполнением, как только второклассники научатся читать первые слова. Воспроизведение образца за учителем и подстановочные упражнения сопровождаются зрительной опорой:
Другой вариант подстановочной таблицы:
Справа может располагаться столбик с существительными, предметные картинки или тематическая картина, например, по теме “Семья”. Можно вынимать игрушки из коробки или пакета. Постепенно лексическое наполнение снимается (стирается с доски), остаётся только такая подсказка:
Для обобщения далее может использоваться такая схема:
Когда во втором классе появляется первый модальный глагол can, мы помещаем его в прямоугольник (“ящик”). Я сразу предупреждаю, что в “ящике” есть и другие слова (в дальнейшем мы впишем туда и другие модальные глаголы, включая shall/will).
Многие учащиеся теперь могут сами вывести элементарное правило: отрицание добавляется (“приклеивается”) к глаголу can, а в вопросе он выносится перед подлежащим:
Схема для обобщения:
Дети быстро привыкают к тому, что есть слова, обозначающиеся фигурками. К ним можно добавить отрицание, их можно двигать, чтобы задать вопрос. Но есть предложения, в которых таких слов нет (предложения с глаголами, обозначающими действия). Значит, чтобы сказать, что мы чего-то не делаем или задать вопрос, нам понадобятся помощники – вспомогательные глаголы do/does (а с третьего класса – did). У нас они обозначаются ромбом. Учащиеся показывают жестами, как они “ввинчивают” вспомогательные глаголы в предложение, чтобы добавить отрицание или выносят перед подлежащим, чтобы задать вопрос:
Схема для обобщения (отрицательное и вопросительное предложение):
Как просто! Дальше наши подсказки – схемы-опоры будут верно служить нам не один год.