Урок русского языка. 3-й класс. Тема: "Глагол"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • образовательные:
    • обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о глаголе ;
    • продолжение формирования умения выделять глагол среди других частей речи, изменять по числам , временам, родам (глаголы прош. вр.), писать не с глаголами.
  • развивающие:
    • продолжение развития устной и объяснительной речи учащихся;
    • продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать,группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
  • воспитательные:
    • создание условий для полноценного межученического диалога.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

– Начнем наш урок с танцетерапии, которая поможет нам настроиться на урок, поднимет настроение.

Танцетерапия (методика В. Ф. Базарного). Под музыку проводится танцевальная разминка с элементами самомассажа точек головы.

– Подарите улыбки друг другу, возьмите с собой на урок хорошее настроение, а грусть пусть покинет вас.

– Итак, за работу.

– Начнем наш урок с минутки чистописания. Пусть на протяжении всего занятия буквы радуют вас.

II. Минутка чистописания.

– У вас у каждого на столе – карточка. Что записано на них? (Загадки). Спишите их красиво и аккуратно. Отгадайте их. Что общего у всех слов? (Орфограмма). Какая? (Непроверяемая безударная гласная в корне слова). Как правильно написать слова с этой орфограммой? (Их нужно запомнить или посмотреть в словарь). В какой? (Орфографический)

III. Словарная работа.

– Давайте вспомним , как пишутся слова из словаря.

Игра “Ассоциации”.

Новосибирск яма
Лекарство подвиг
Костюм ступеньки

– Все слова размещаются на сенсорных крестах (методика В.Ф.Базарного). Прочитайте слова. Какие ассоциации у вас возникли с каждым из этих слов? Город, лопата, аптека, герой, одежда, лестница. Запишите эти слова. Прочитайте орфографически.

Вы на буквы посмотрите,
Что заметили, скажите.

– Из первых букв составьте слово.

ГЛАГОЛ.

– Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цели урока .

– Повторим все , что мы знаем о глаголе.

IV. Систематизация знаний.

1. Начнём с повторения .

Игра “Лото”.

Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Что делает?
Имена существительные изменяются по числам и падежам.
Глаголы изменяются по числам и временам.
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
Глаголы прошедшего времени имеют суффикс л.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать?
Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы ть, ти, чь.
Инфинитив – это глагол в неопределённой форме.
В предложении глагол является сказуемым.
Сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Не с глаголами пишется отдельно.
Перед глаголами никогда не пишется предлог.
Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы: Что делает? Что делают?

У каждого ребенка карточка, на которой записан вопрос или ответ на один из вопросов. Ученик читает вопрос, а тот, у кого ответ на него – продолжает.

2. Систематизация знаний.

– Мы обобщили наши знания, а теперь давайте их систематизирует и выделим пошагово – что знаем и что умеем.

– выделять глагол среди других частей речи;
– определять время глагола;
– определять число глагола;
– изменять глаголы прошедшего времени по родам;
– ставить глагол в неопределенную форму;
– писать не с глаголами.

– Все ли умеют это делать? (Нет). А как это проверить? (Выполнить задания).

– Сформулируйте задачи, которые мы можем поставить перед собой, исходя из всего перечисленного и темы урока. Мы будем проверять себя, как мы умеем: выделять глагол, определять время глагола и т.д.

V. Проверка и самопроверка знаний и умений.

– Оценивать себя вы будете сами. Оценивание производится до и после выполнения каждого задания по шкале.

1 – задание выполнено;
2 – задание выполнено с 1-й ошибкой;
3 – задание выполнено с несколькими ошибками.

1-е задание. Выделение глаголов среди других частей речи.

На доске слова: ночует, кричит, пчела, бегут, удаляет.

Найди “лишнее”:

  • Пчела – имя существительное
  • Бегут – из оставшихся глаголов стоит во мн. числе
  • Удаляет – имеет приставку

– Что общего у оставшихся слов? (Проверяемая безударная гласная в корне слова)
Образуй от оставшихся слов – однокоренные. Запиши. Слова, какой части речи ты записал. Как ты определяешь части речи? Оцени себя.

VI. Физминутка.

Сюжетно-ролевые картинки.

Работа с офтальмологическим тренажёром по методике В.Ф. Базарного.

– Посчитайте уголки: 2-1-4-3 и т.д. (Дети поворачиваются в нужную сторону.) Вспомни, какие рисунки ты видел. Назови глаголы, подходящие к каждому.

– На одной из картинок изображены птицы. Какие? Давайте проведем разминку для глаз и вспомним стихотворение о птицах.

1 – веселая синица,
Ей на месте не сидится.
2 – задира воробей
Спорит с ветром кто быстрей.
3 – сорока –белобока
Как подпрыгнула высоко.
А 4 – наш приятель
Долбит шишку шустрый дятел.
5 – седая совушка –
Круглая головушка.

– Назови глаголы, которые ты услышал. Какой глагол стоит в форме прошедшего времени? / подпрыгнула/ . Как узнали?

VI. Проверка и самопроверка знаний и умений (продолжение).

2-е задание. Определение времени глаголов.

Работа в группах.

Закончи стихотворение:

Белка шишки запасает,
С них орешки выбирает.
Ловко вешает грибы
На березки и дубы.

Каждой группе выдаются стихотворения с пропущенными словами, которые нужно вставить

– Что у вас получилось?

Ответы групп.

– Измените время глаголов и запишите их в форме пр., буд. вр.

Проверка. Оценка.

3 задание. Работа с информационным полем.пометодике В.Ф.Базарного.

– Как мы определяем число глагола? (По вопросу)

По классу размещаются карточки со словами.

Вместо ? поставь нужную букву.

Зима – с /существительное/
Зимний – п /прилагательное/
Зимовал – ?
Шьёт – п портной
Лечит – в врач
Продают – ?

Играют – н настоящее время
Сорили – п прошедшее
Высмотрит – ?

– Запишите глаголы 1 в. в ед.ч., 2 в. во мн.ч. Оцените себя.

4 задание. Микротест.

– Изменяются ли глаголы по родам? Какие? Умеешь ли ты определять род у глаголов прошедшего времени? Как ты это делаешь? Оцени себя.  

М.р. Ср. р. Ж.р.
Зимовал
Говорил
Сверкало
Сияло
Кружилась
Пела
        

– Поставьте точки напротив каждого слова, соедини их. Какая линия получилась? Сравните с образцом. Оцените.
Пришло время ещё немножко отдохнуть.

VII. Разминка.

“Разминаем пальчики”

Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательный – работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец – помогает работе сердца.

“Сотвори солнце себе”

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь, звездочка увеличивается. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем.

VIII. Проверка и самопроверка знаний и умений (продолжение).

5-е задание. Работа в парах.

– Умеете ли вы определять неопределенную форму глагола? Как вы это делаете? Оцените себя.

На каждой парте лежит конверт с заданием собрать пословицу:

  • Жить – родине служить.
  • Чему быть, того не миновать.
  • Иное зло и терпеньем одолеть можно.
  • Больше знать, так меньше спать.
  • С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

– Прочитайте свою пословицу, объясните её смысл. Запишите, подчеркните глаголы в н.ф. Оцените себя.

6-е задание.

– Как пишется не с глаголами? Всегда ли пишется не с глаголами отдельно? Оцените себя.

Инсценировка сказки.

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил люблю, а она не люблю. Он признавался верю, а она не верю.
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась всегда отдельно. Вот однажды Не говорит Глаголу: “Я отвечу взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь.”
Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: “Негодую! Ненавижу!” И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он , но и частица жить друг без друга не могут.

– Запишите глаголы-исключения.

Игра “Истинно – ложно”

Дети знаком показывают, какое это утверждение: истинное или ложное.

Не выучил
Не пришла
Ненавижу
Не играл
Негодую
Нечасто

– Оцените себя.

IХ. Итог урока.

– Какая пословица подойдёт к уроку?

– Какие выводы вы сделали для себя, какие темы вам нужно повторить, над чем нужно поработать?

Ответы детей.

– Решили ли мы задачи, поставленные в начале урока?

Х. Рефлексия.

“Метод пяти пальцев”.

М – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С – состояние духа. Каким было сегодня моё настроение?
У – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал?
Б – бодрость, физическая форма. Что я сделал для своего здоровья

ХI. Дифференцмрованное домашнее задание.

  • 1 группа – списать текст, выписать глаголы. Определить время, число, род., поставить в неопределенную форму;
  • 2 группа – учащиеся, которые допустили ошибки на уроке при выполнении заданий;
  • индивидуально – поработать с глаголами из предложений и устранить пробелы в знаниях.
    • Журавли кружатся над р_кой. Вет_р нырнул в п_хуч_ю тр_ву.
    • Звёзды приветливо смотрят на землю.
    • Еж_вика п_к_зала из ж_рной зел_ни нарядные ш_шеч_ки.
    • Ж_ть – род_не служить. Ласточка ловит мух, к_маров, мошек.