Цели:
- образовательные:
- обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о глаголе ;
- продолжение формирования умения выделять глагол среди других частей речи, изменять по числам , временам, родам (глаголы прош. вр.), писать не с глаголами.
- развивающие:
- продолжение развития устной и объяснительной речи учащихся;
- продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать,группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
- воспитательные:
- создание условий для полноценного межученического диалога.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
– Начнем наш урок с танцетерапии, которая поможет нам настроиться на урок, поднимет настроение.
Танцетерапия (методика В. Ф. Базарного). Под музыку проводится танцевальная разминка с элементами самомассажа точек головы.
– Подарите улыбки друг другу, возьмите с собой на урок хорошее настроение, а грусть пусть покинет вас.
– Итак, за работу.
– Начнем наш урок с минутки чистописания. Пусть на протяжении всего занятия буквы радуют вас.
II. Минутка чистописания.
– У вас у каждого на столе – карточка. Что записано на них? (Загадки). Спишите их красиво и аккуратно. Отгадайте их. Что общего у всех слов? (Орфограмма). Какая? (Непроверяемая безударная гласная в корне слова). Как правильно написать слова с этой орфограммой? (Их нужно запомнить или посмотреть в словарь). В какой? (Орфографический)
III. Словарная работа.
– Давайте вспомним , как пишутся слова из словаря.
Игра “Ассоциации”.
Новосибирск яма
Лекарство подвиг
Костюм ступеньки
– Все слова размещаются на сенсорных крестах (методика В.Ф.Базарного). Прочитайте слова. Какие ассоциации у вас возникли с каждым из этих слов? Город, лопата, аптека, герой, одежда, лестница. Запишите эти слова. Прочитайте орфографически.
Вы на буквы посмотрите,
Что заметили, скажите.
– Из первых букв составьте слово.
ГЛАГОЛ.
– Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цели урока .
– Повторим все , что мы знаем о глаголе.
IV. Систематизация знаний.
1. Начнём с повторения .
Игра “Лото”.
Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Что делает?
Имена существительные изменяются по числам и падежам.
Глаголы изменяются по числам и временам.
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
Глаголы прошедшего времени имеют суффикс л.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать?
Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы ть, ти, чь.
Инфинитив – это глагол в неопределённой форме.
В предложении глагол является сказуемым.
Сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Не с глаголами пишется отдельно.
Перед глаголами никогда не пишется предлог.
Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы: Что делает? Что делают?
У каждого ребенка карточка, на которой записан вопрос или ответ на один из вопросов. Ученик читает вопрос, а тот, у кого ответ на него – продолжает.
2. Систематизация знаний.
– Мы обобщили наши знания, а теперь давайте их систематизирует и выделим пошагово – что знаем и что умеем.
– выделять глагол среди других частей речи;
– определять время глагола;
– определять число глагола;
– изменять глаголы прошедшего времени по родам;
– ставить глагол в неопределенную форму;
– писать не с глаголами.
– Все ли умеют это делать? (Нет). А как это проверить? (Выполнить задания).
– Сформулируйте задачи, которые мы можем поставить перед собой, исходя из всего перечисленного и темы урока. Мы будем проверять себя, как мы умеем: выделять глагол, определять время глагола и т.д.
V. Проверка и самопроверка знаний и умений.
– Оценивать себя вы будете сами. Оценивание производится до и после выполнения каждого задания по шкале.
1 – задание выполнено;
2 – задание выполнено с 1-й ошибкой;
3 – задание выполнено с несколькими ошибками.
1-е задание. Выделение глаголов среди других частей речи.
На доске слова: ночует, кричит, пчела, бегут, удаляет.
Найди “лишнее”:
- Пчела – имя существительное
- Бегут – из оставшихся глаголов стоит во мн. числе
- Удаляет – имеет приставку
– Что общего у оставшихся слов? (Проверяемая
безударная гласная в корне слова)
Образуй от оставшихся слов – однокоренные.
Запиши. Слова, какой части речи ты записал. Как ты
определяешь части речи? Оцени себя.
VI. Физминутка.
Сюжетно-ролевые картинки.
Работа с офтальмологическим тренажёром по методике В.Ф. Базарного.
– Посчитайте уголки: 2-1-4-3 и т.д. (Дети поворачиваются в нужную сторону.) Вспомни, какие рисунки ты видел. Назови глаголы, подходящие к каждому.
– На одной из картинок изображены птицы. Какие? Давайте проведем разминку для глаз и вспомним стихотворение о птицах.
1 – веселая синица,
Ей на месте не сидится.
2 – задира воробей
Спорит с ветром кто быстрей.
3 – сорока –белобока
Как подпрыгнула высоко.
А 4 – наш приятель
Долбит шишку шустрый дятел.
5 – седая совушка –
Круглая головушка.
– Назови глаголы, которые ты услышал. Какой глагол стоит в форме прошедшего времени? / подпрыгнула/ . Как узнали?
VI. Проверка и самопроверка знаний и умений (продолжение).
2-е задание. Определение времени глаголов.
Работа в группах.
Закончи стихотворение:
Белка шишки запасает,
С них орешки выбирает.
Ловко вешает грибы
На березки и дубы.
Каждой группе выдаются стихотворения с пропущенными словами, которые нужно вставить
– Что у вас получилось?
Ответы групп.
– Измените время глаголов и запишите их в форме пр., буд. вр.
Проверка. Оценка.
3 задание. Работа с информационным полем.пометодике В.Ф.Базарного.
– Как мы определяем число глагола? (По вопросу)
По классу размещаются карточки со словами.
Вместо ? поставь нужную букву.
Зима – с /существительное/
Зимний – п /прилагательное/
Зимовал – ?
Шьёт – п портной
Лечит – в врач
Продают – ?
Играют – н настоящее время
Сорили – п прошедшее
Высмотрит – ?
– Запишите глаголы 1 в. в ед.ч., 2 в. во мн.ч. Оцените себя.
4 задание. Микротест.
– Изменяются ли глаголы по родам? Какие? Умеешь ли ты определять род у глаголов прошедшего времени? Как ты это делаешь? Оцени себя.
М.р. | Ср. р. | Ж.р. | |
Зимовал Говорил Сверкало Сияло Кружилась Пела |
– Поставьте точки напротив каждого слова,
соедини их. Какая линия получилась? Сравните с
образцом. Оцените.
Пришло время ещё немножко отдохнуть.
VII. Разминка.
“Разминаем пальчики”
Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательный – работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец – помогает работе сердца.
“Сотвори солнце себе”
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь, звездочка увеличивается. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем.
VIII. Проверка и самопроверка знаний и умений (продолжение).
5-е задание. Работа в парах.
– Умеете ли вы определять неопределенную форму глагола? Как вы это делаете? Оцените себя.
На каждой парте лежит конверт с заданием собрать пословицу:
- Жить – родине служить.
- Чему быть, того не миновать.
- Иное зло и терпеньем одолеть можно.
- Больше знать, так меньше спать.
- С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.
– Прочитайте свою пословицу, объясните её смысл. Запишите, подчеркните глаголы в н.ф. Оцените себя.
6-е задание.
– Как пишется не с глаголами? Всегда ли пишется не с глаголами отдельно? Оцените себя.
Инсценировка сказки.
Гордую и упрямую частицу Не полюбил
благородный Глагол. Трудной и печальной была эта
любовь. Он говорил люблю, а она не
люблю. Он признавался верю, а она не
верю.
Частица Не никогда не подходила к Глаголу
близко и писалась всегда отдельно. Вот однажды Не
говорит Глаголу: “Я отвечу взаимностью, если
докажешь, что жить без меня не можешь.”
Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться
по словарям и учебникам. Когда же он возвратился
к своей любимой, она, как обычно, отскочила от
него с криком: “Негодую! Ненавижу!” И вдруг
замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях
Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых
случаях не только он , но и частица жить друг без
друга не могут.
– Запишите глаголы-исключения.
Игра “Истинно – ложно”
Дети знаком показывают, какое это утверждение: истинное или ложное.
Не выучил
Не пришла
Ненавижу
Не играл
Негодую
Нечасто
– Оцените себя.
IХ. Итог урока.
– Какая пословица подойдёт к уроку?
– Какие выводы вы сделали для себя, какие темы вам нужно повторить, над чем нужно поработать?
Ответы детей.
– Решили ли мы задачи, поставленные в начале урока?
Х. Рефлексия.
“Метод пяти пальцев”.
М – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С – состояние духа. Каким было сегодня моё настроение?
У – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал?
Б – бодрость, физическая форма. Что я сделал для своего здоровья
ХI. Дифференцмрованное домашнее задание.
- 1 группа – списать текст, выписать глаголы. Определить время, число, род., поставить в неопределенную форму;
- 2 группа – учащиеся, которые допустили ошибки на уроке при выполнении заданий;
- индивидуально – поработать с глаголами из
предложений и устранить пробелы в знаниях.
- Журавли кружатся над р_кой. Вет_р нырнул в п_хуч_ю тр_ву.
- Звёзды приветливо смотрят на землю.
- Еж_вика п_к_зала из ж_рной зел_ни нарядные ш_шеч_ки.
- Ж_ть – род_не служить. Ласточка ловит мух, к_маров, мошек.