Современную эпоху, в которую мы вступили в новом тысячелетии, называют “информационной эпохой”, так как самым важным продуктом становится информация. Перед школьным образованием стоит проблема – подготовить школьников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получать образование с использованием информационных технологий обучения. Задачей учителя является сформировать у ученика информационную компетентность – одно из основных приоритетов в современном образовании. Одним из способов решения этой задачи является проведение интегрированных уроков с применением информационных технологий.
Интеграционные процессы в образовании – явление комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиций. Интеграция на разных ступенях имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. На таких уроках дети работают легко и с интересом, усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Современная теория обучения пока не располагает достаточными средствами, для того чтобы с необходимой точностью и надежностью учесть и оценить уровень творческих способностей школьника. Однако психологами уже установлено, что наиболее достоверными признаками, характеризующими этот уровень, является степень развития всех видов памяти, внимания, воображения, мышления и речи, а также способность ученика к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, абстрагированию и переносу. На развитие этих важных качеств умственной деятельности ориентирована интеграционная система, а применение информационных технологий позволяет сделать урок ярким, насыщенным, запоминающимся.
Интегрированный урок русского языка и информатики построен по принципу горизонтального тематизма. Использована смешанная структура, т. е. различные формы организации содержания: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально дифференцированная. При этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. Происходит включение в процесс познания всех анализаторов (визуальных, аудиальных и т.д.), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности. На представляемом уроке использован деятельностный метод обучения, в результате которого учащиеся активно участвуют в процессе обучения, самостоятельно анализируют и оценивают свои знания и умения, находят способы устранения ошибки, успешно пользуются алгоритмами, осуществляя рефлексию.
Основными образовательными результатами урока является закрепление понятий: алгоритма, исполнителя, способов записи алгоритма, видов алгоритмов; умений: находить и исполнять необходимый алгоритм, подбирать проверочные слова трех видов орфограмм с помощью алгоритма, осуществлять самоконтроль.
Перед проведением урока формируется 4 группы по уровню подготовки учащихся. На уроке учащиеся сидят по группам. Каждый ученик имеет свой номер группы (1,2,3,4) в которой он работает и пакет с заданиями различного уровня сложности. На компьютерах установлена тестирующая программа с заданиями, которые предстоит выполнить каждому ученику. В ходе урока учащиеся приглашаются к компьютерам по группам, начиная первой (самой сильной). С ними работает учитель информатики. Дети выполняют тестовые задания и по результатам своих ответов узнают оценку, причем, компьютер выставляет не только традиционную школьную оценку, но и показывает процентное соотношение правильных и неправильных ответов, так как в заданиях могут быть несколько правильных ответов. А учитель начальных классов работает со второй группой. Третья и четвертая группы самостоятельно работают с пакетами заданий. Затем группы меняются видами деятельности, а учитель начальных классов работает с третьей группой, потом с четвертой. Учащиеся комментируют виды используемых алгоритмов, которые были составлены ими с помощью учителя информатики на предыдущих уроках информатики, осуществляют проверку выполненных заданий.
Каждый учащийся в ходе урока получает три оценки: за выполнение компьютерного теста, за устные ответы (оценивает учитель) и за собственную деятельность (самооценка каждого ученика).
Тема урока: Использование алгоритмов при работе с различными видами орфограмм.
Цели урока:
Образовательная: закрепить понятия алгоритма, исполнителя, способов записи алгоритма, видов алгоритма, совершенствовать навыки формального исполнения алгоритма, грамотного письма, умения использования алгоритмов при проверке трех видов орфограмм;
Развивающая: формировать представление у учащихся о том, что алгоритмы используются при решении любой задачи или проблемы, развивать логическое мышление учащихся через использование субъективного опыта, развивать орфографическую зоркость, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи в ходе учебного процесса;
Воспитательная: связать русский язык с информатикой, развивать познавательный интерес к процессу обучения, точность, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий, формировать коммуникативную культуру.
Оборудование: компьютеры, индивидуальный пакет с заданиями, на доске прикреплены слова: ЧЕС…НЫЙ, ЗАГА…КА, Л…ВУШКА, набор букв, для выполнения задания.
Программное обеспечение: тестовая программа HiperTest.
Формы организации на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока:
1. Организационный.
Приветствие, объявление темы и целей урока.2. Актуализация имеющихся знаний.
Учитель информатики: Начиная с первого класса, мы с вами учимся размышлять, планировать свои действия, предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно, т. е. действовать согласно алгоритму.
А что же такое алгоритм?
Ученик: Четкая последовательность действий, приводящая от исходных данных к результату.
Учитель информатики: Что отличает понятие “алгоритм” от понятий “информация”, “исполнитель”?
Ученик: Свойства.
Учитель информатики: Кто такой исполнитель?
Ученик: Тот, кто может исполнить данный алгоритм.
Учитель информатики: Какими свойствами должен обладать алгоритм?
Ученик: Точный и понятный исполнителю.
Учитель информатики: Какие бывают алгоритмы?
Ученик: Циклический, разветвлённый, линейный.
Учитель информатики: Какие способы записи алгоритма вам известны?
Ученик: Графический, псевдокодовый, словесный, программный.
Учитель информатики: Посмотрите на карточки с алгоритмами. Каким способом записан этот алгоритм? Почему вы так решили?
Ученик: Графический. Алгоритм записан с помощью геометрических фигур.
Учитель информатики: Какой это вид алгоритма? Почему вы так считаете?
Ученик: Циклический, так как есть повторяющиеся действия.
Учитель начальных классов (НК) предлагает выбрать нужный алгоритм проверки для слова ЧЕС…НЫЙ. (Алгоритм проверки непроизносимых согласных)
Дети рассказывают, что надо делать по порядку.
Учитель НК: Когда же звук станет произносимым?
Ученик: В сильной позиции. Честь, бесчестие.
Учитель НК: Все ли однокоренные слова будут проверочными?
Ученик: Нет.
Учитель НК: Что делать, если звук не появился при подборе однокоренных слов?
Ученик: Это слово надо запомнить.
Учитель НК: Назвать слова, которые надо запомнить.
Ученик: Чувство, лестница, праздничный, праздник.
Учитель НК предлагает выбрать нужный алгоритм проверки для слова ЗАГА…КА.
(Алгоритм проверки парных согласных в корне слова.)
Дети рассказывают, что надо делать по порядку.
Учитель НК: Почему возникает необходимость проверки?
Ученик: Звук в слабой позиции, перед согласным.
Учитель НК: Что означает изменить форму слова?
Ученик: Изменить окончание.
Учитель НК: Всегда ли нам это подходит?
Ученик: Нет.
Учитель НК: Самое главное, что должно быть в проверочном слове?
Ученик: Загадать. После согласного должен стоять гласный, буква “д” обозначает звук [д], значит пишем: загадка.
Учитель НК предлагает выбрать нужный алгоритм проверки для слова Л…ВУШКА.
Ученик: Алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.
Учитель НК: В чём состоит особенность проверки безударных гласных?
Ученик: Нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук становится ударным.
- Все ли однокоренные слова могут быть проверочными?
Ученик: Ловит, ловля. Нет.
Учитель НК: Как действовать, если в корне два безударных гласных звука?
Ученик: Проверить сначала один звук, затем другой.
Учитель НК: ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы писали, мы читали, и, конечно же, устали.
Дружно все тихонько встали,
Мышцы все свои размяли.
Поднимает руки класс – это “раз”,
Повернулась голова – это “два”,
Руки вниз, вперед смотри – это “три”,
Руки в стороны пошире развернули на “четыре”,
С силой их к плечам прижать – это “пять”.
Всем ребятам тихо сесть – это “шесть”.
3. Работа по группам.
Группа l работает на компьютерах, выполняет тест.
Группы 2, 3 выполняют задания на листе № 4.
Группа 4 выполняет задание № 5 (работа с текстом). В ходе урока учитель обсуждает задания на листе № 1 с группами 2 и 3.
Задание №1
Цель задания: в ходе распределения слов на две группы определить, есть ли в них непроизносимый согласный.
Дети пользуются алгоритмом для проверки каждого слова (устно, самостоятельно).
Коллективная проверка - развитие самоконтроля.
Должны назвать:
Скоростной Повиснуть
Лестный Чудесный
Устный Ужасный
Интересный
Вкусный
Устно дети называют проверочные слова.
Задание №2
Целью задания является определение видов орфограмм и развитие умения переходить от использования одного способа проверки к другому.
Должны вставить буквы и устно прокомментироватъ:
Строка Далёкий Ночной
Низкий Поливать Улетели
Робкий Шляпка Сладкий
Листок Лёгкий Задрожал
Задание №3
Цель задания - развить умения подбирать проверочные слова для двух безударных гласных в корне.
Дети записывают:
Холодок Голова Сторожить
Устно называют проверочные слова.
Задание №4
Целью является формирование умения находить слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.
Дети выписывают:
Пальто Пенал Стакан
Задание №5
Работа с текстом.
Целью является формирование умения грамотно записывать текст, подбирая устно проверочные слова для различных видов орфограмм.
В текст включена орфограмма “разделительный мягкий знак”.
Наш край.
Красива наша местность. Весёлые клёны и стройные березки стоят рядами. Их посадили поздней осенью ребята нашей школы. Вот большой цветник. Быстро летит от цветка к цветку пчела. Она пьёт сладкий сок.
ИТОГ РАБОТЫ
После 1 группы на компьютере работают группы № 2, 3, 4 по очереди. Каждый узнаёт результат своей работы. Ещё раз дети говорят о правильном использовании алгоритмов на уроке русского языка.
Итог урока:
- Что нам помогает правильно и точно действовать при проверке и написании слов с различными орфограммами?
-Поставьте себе оценку за выполнение заданий 1 - 5 на листах.
ТЕСТ
(мониторинг знаний с применением компьютера)
./\Из группы однокоренных слов выбери проверочное для слова П _ СЬМО:
-писатель
-расписание
+пишет
\/
/\Из группы однокоренных слов выбери проверочное для слова К _РМУШКА
-накормил
-кормление
+кормит
\/
/\Выбери правильный вариант записи слова:
- скаска
+сказка
-слаткий
+сладкий
-лошка
+ложка
-корофка
+коровка
\/
/\Выбери слова с непроизносимой согласной в корне слова:
+мес ? ный
+праз ? ник
-ужас ? ный
+лес ? ница
+чу ? ства
-опас ? ный
\/
Индивидуальный пакет содержит 5 листов: 3 листа с алгоритмами, 2 – с заданием.
Лист 1
Алгоритм проверки непроизносимых согласных в корне слова.
Лист 2
Алгоритм проверки правописания проверяемых согласных в корне слова.
Лист 3
Алгоритм проверки правописания безударной гласной в корне слова.
Лист 4
ЗАДАНИЕ 1
Прочитай слова. Спиши, распределяя слова в две группы с учетом того, есть непроизносимые согласные или их нет.
Скорое ? ной, повис ? нуть, интерес ? ный, чес ? ный, чудес ? ный, вкус ? ный, ус ?ный, ужас ? ный.
ЗАДАНИЕ 2
Определи вид орфограммы, вставь пропущенную букву и подбери устно проверочное слово.
Стр _ ка д _ лёкий н _ чной ни _ кий пол _ вать ул _ тели ро _ кий шля _ ка ела _ кий л - сток лё _ кий задр _ жал
ЗАДАНИЕ 3
Прочитай слова. Сколько в каждом слове безударных гласных в корне? Подбери проверочные слова. Запиши их.
Х л _ док, г _ л _ ва, ст _ р_ жить.
ЗАДАНИЕ 4
Выпиши только слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова, вставь пропущенные буквы.
Д _ твора, п _ льто, п _ нал, т _ шина, ст _ кан, п _нёк.
Лист 5
Работа с текстом.
1. Прочитай текст. Определи виды пропущенных орфограмм. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Наш край.
Красива наша мес ? ность. В _ селые клены и стройные б _ рё _ ки ст _ ят р _ дами. Их пос _ дили поз _ ней ос _ н _ ю р _ бята нашей школы. Вот большой цв _ тник. Быстро л _ тит от цв _ тка к цв _ тку пч _ ла. Она п _ ёт сла _ кий сок.
2. Выпиши слово с непроверяемой безударной гласной в корне слова.
3. Выпиши группу однокоренных слов. Что их объединяет? Подбери проверочное слово. Разбери их по составу.
4. В пятом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.