Принцип гуманизациии образования становится ведущим в сегодняшней школе, и школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Многие учителя отдают предпочтение технологии проектного обучения. Эта технология реально способствует формированию ученика, обладающего набором умений и навыков, к осознанному познавательному поиску, самостоятельной работе, ориентированию в потоке информации. О том, как осуществляется это на практике, я хочу поделиться в своей статье.
Мною разработана программа "Обучение учащихся проектно-исследовательской деятельности". Главной задачей программы является вовлечение учащихся в активный познавательный поиск. При составлении программы обучения я руководствовалась принципом – "от простого к сложному, от общего к индивидуальному". "Простое" в данной программе – это обучение алгоритмам проектной деятельности, "сложное" – осознанный познавательный поиск, накопление индивидуального опыта. Обучение проектной деятельности осуществляется за счёт часов, выделенных на дополнительное образование. Моя технология "Обучения проектной деятельности" отличается универсальностью и может быть использована учителями как гуманитарных, так и точных предметов. Программа состоит из 4-х блоков, работа по каждому блоку предполагает не только проверку усвоения материала, но и помогает закрепить полученные знания на практике.
Первый блок программы называется "Алгоритмы проектной деятельности". На занятиях рассматриваются такие вопросы:
- что лежит в основе проекта,
- как должна строиться работа с различными источниками,
- как собирать материал и на его основе выдвигать гипотезу,
- почему свою работу важно планировать и т.д.
Завершается работа по первому блоку составлением памятки "Алгоритмы моей деятельности в работе над проектом". Второй блок программы я назвала "Полученные знания – в практическую деятельность". Здесь предусмотрена коллективная работа по выпуску коллажа "Сущность человеческой деятельности". Для выполнения этой работы необходимо собрать материал, систематизировать его, составить макет, оформить коллаж, публично его защитить. Казалось бы просто, но в непосредственной деятельности учащиеся испытывают затруднения. Поэтому, завершая работу над вторым блоком программы, вместе с ребятами ещё раз анализируем собственную деятельность: какая стояла цель, какими средствами я её осуществлял(а), что мешало в осуществлении цели. Третий блок – проблемно-познавательная деятельность – "Судьба человека в российской истории XX века". Занятия этого блока идут по принципу – "от общего – к частному". Под "общим" рассматриваются: этапы отечественной истории ХХ века, составляется портрет человека минувшего века, выясняется на основе изучения литературы, мемуаров, что значат в нашей жизни либеральные ценности: свобода, право, человеческое достоинство. Составляется генеалогическое древо своей семьи. Защита проекта предусматривает: рассказать на основе своей родословной о социальной биографии своей семьи. Четвёртый блок объединён общей темой – “Через познание себя – к духовному творчеству”. На занятиях через тесты, практические занятия учащиеся познают своё скрытое “Я”. Завершается работа защитой проекта “Моё творчество”. По итогам работы третьего и четвёртого блока создаётся прекрасный альбом-альманах, объединяющий творческие работы учащихся.
Работа по программе “Обучение проектной деятельности” позволяют не только научить ребят, с чего нужно начинать, но и создаёт предпосылки для развития самостоятельности в поисках нового, позволяет усилить степень погружения в исследовательскую деятельность, т.к. каждый блок программы отвечает требованию системности и представляет собой последовательные операции, объединённые логической схемой “Обучаю – закрепляю – внедряю”. А самым главным является то, что обучение по этой программе создаёт предпосылки для развития самостоятельности в постижении нового, развивает коммуникативность, которая формируется в следствие делового общения, сотрудничества, умения спорить и дискуссировать, развивает ораторское искусство и навыки публичной защиты.
Приложение 1
В новых социально-экономических условиях жизни во главу угла ставится задача:
- Чему учить?
- Что нужно уметь современному молодому человеку, чтобы соответствовать новым условиям?
- Умение ориентироваться при нетрадиционной постановке вопроса.
- Обобщать, сравнивать, систематизировать, преломлять полученные данные; выдвигать собственные гипотезы.
Задача: вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, ориентироваться в потоке информации, научить принимать самостоятельные решения.
Обучение учащихся проектной деятельности.
Алгоритмы проектной деятельности (7 часов)
№ n\n | Содержание работы | Кол-во часов |
1 | Введение в курс. Что такое “проект”? | 1 час |
2 | Что лежит в основе проекта? | 1 час |
3 | Как работать с разными источниками и собирать материал? | 1 час |
4 | Как выдвигать гипотезу? | 1 час |
5 | Исследовательские процедуры при подготовке проекта | 1 час |
6 | С чего начинается самостоятельная работа. Почему её нужно планировать | 1 час |
7 | Как делать выводы на основе полученной информации? | 1 час |
Полученные знания – в практической деятельности (6 часов) | ||
8 | Всё о полученных знаниях | 1 час |
9 | А) сбор материалов из периодической печати о сущности человеческой деятельности | 1 час |
10 | Б) систематизация материала, составление макета | 1 час |
11 | В) оформление коллажа “Результат деятельности человека- развитие общества” | 2 час |
12 | Г) Презентация готового проекта. Публичная процедура защиты | 1 час |
13 | Проанализируем свою деятельность | 1 час |
Проблемно-познавательная деятельность “Судьба человека в российской истории ХХ века” (12 часов) |
||
14 | Определимся с этапами отечественной истории |
1 час |
15 | Каков он человек минувшего века | 4 часа |
16 | О взаимоотношении личности общества и государства | 1 час |
17 | Что значит в нашей жизни либеральные ценности: свобода, право, человеческое достоинство | 1 час |
18 | Моя родословная: социальная биография моей семьи | 3 часа |
19 | Презентация готового проекта. “Судьба человека в российской истории ХХ века (на основе моей родословной) | 2 часа |
Через познание себя к духовному творчеству (8 часов) | ||
20 | Моё скрытое “Я” | 2 часа |
21 | О важности самовоспитания | 2 часа |
22 | Мои возможности. Все ли я их знаю | 2 часа |
23 | “Я – это искусство” (моё творчество) Защита проекта “Духовно – практическая деятельность” | 2 часа |
Приложение 2
ЗАЩИТА КОЛЛАЖА
Цель:
- сформировать у учащихся;
- умение реализовывать смысловую ситуацию средствами коллажа;
- умение логически, грамотно и доказательно защитить коллаж;
- умение использовать изобразительные средства для раскрытия темы коллажа;
- навыки публичного выступления;
- навыки активного слушания;
- умение логически мыслить, аргументировать свои высказывания;
- логически правильное построение речи;
- активная речемыслительная деятельность;
- умение аргументировано доказывать свою точку зрения в дискуссии.
Суть защита коллажа:
- Убедить слушателей в том, что вы выбрали оптимальные, наиболее удачные изобразительные средства для раскрытия темы коллажа.
Оценивается:
- эстетичность и оригинальность оформления коллажа;
- умение доказать оптимальность применения тех или иных средств для раскрытия темы коллажа;
- культура речи;
- культура общения.