Цели:
- познакомить детей с приемом вычитания числа 4;
- закрепить прием сложения числа 4 и состав числа 4;
- совершенствовать вычислительные навыки (+1, 2, 3);
- развивать умение решать задачи, сравнивать числа;
- развивать внимание, память, логическое мышление, сообразительность;
- воспитывать активность, интерес к предмету.
Оборудование: жетоны (красные и желтые), карточки с цифрами, предметные картинки, карточки с окошками, открытки с ответами, перфокарты, картинки (яблоня с яблоками, сказочный город, почтальон Печкин), игрушки (котенок, мыши, волк, собачка).
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
1. Организационный момент | 2 минуты |
У вас на столах лежат жетоны – красный и желтый. Положите перед собой тот кружок, который соответствует вашему настроению: красный – радостное, праздничное; |
Дети стоят у столов. После
стихотворения занимают свои места.
Дети выбирают кружки индивидуально. |
||||
2. Сообщение темы и цели урока. | Наш урок будет необычным, я жду гостей. Вместе с ними мы будем решать примеры и задачи, считать, сравнивать. Познакомимся с приемом вычитания числа 4, будем учиться сами и учить других. | ||||||
3. Упражнение в счете. | 4 минуты | А вот и первый гость – котенок из
мультфильма “Веселая карусель”. Он любит
считать, а вы любите считать? – Давайте
посчитаем от 1 до 10 через один. Вы наверно уже догадались, к нам в гости придут герои мультфильмов. |
– Да. (хором) |
||||
4. Упражнение на внимание. | Чтобы достойно встретить гостей, надо
серьезно подготовиться к встрече. Поможет нам в
этом игра “Внимание” (на доске предметные
картинки). – Посмотрите внимательно на картинки и запомните, что изображено на них. Закройте глазки (первый раз меняю местами картинки, второй раз ставлю еще одну дополнительно). – Откройте глаза, что изменилось? Игра “Найди лишнее число”. Обоснуйте свой выбор. 3 7 8 10 2 4 |
Рассматривают и запоминают картинки. Закрывают глаза.
Ответы детей. 10 – двузначное число. |
|||||
5. Повторение изученного материала. | 4 минуты | Герои мультфильмов живут в “Сказочном
городе”. Полюбуйтесь, какой красивый у них город. Скажите, из какого фильма наш гость? Почтальон Печкин приготовил для вас задания: А) Сравните числа: 2 и 4, 8 и 7; Б) Угадайте число (примеры с окошками). Печкин просит вас помочь ему разнести открытки героям мультфильмов, которые живут в замках. Перед вами лежат открытки с примерами, решите их устно и положите открытку в домик с ответом. – Молодцы! Печкин доволен вами. Встречайте, у нас в гостях герои мультфильма “Кот Леопольд”. Мышата предлагают вам решить веселые задачи:
А теперь послушайте “хитрую” задачу: На столе стояло 3 стакана с малиной. Костя съел один стакан малины. Сколько стаканов осталось? Мышата предлагают вам поиграть в игру “Собери ягодки”.
|
Рассматривают замки. Почтальон Печкин из мультфильма “Трое из Простоквашено”. Сравнивают числа, обосновывают свой выбор. Кладут открытку с примером в домик с номером (ответом). Взаимопроверка. Звучит мелодия фильма.
2 + 1 = 3
3 + 4 = 7
Три – 2 стакана с ягодой и один пустой.
Дети выходят по очереди к доске, решают пример, забирают ягодку. |
||||
6. Физминутка (оздоровительно-гигиеническая). | Расправьте плечи, прогните спину,
потянитесь, повертите головой, пошевелите
ногами. Упражнения для глаз. |
Выполняют движения. | |||||
7. Подготовка к рассмотрению случаев вычитания числа 4. | 3 минут | На прошлом уроке мы рассматривали
случаи сложения с числом 4. Вспомним состав числа
4. на столе лежат перфокарты. Предлагаю решить их
в паре. Проверяю задание). Решите пример разными способами: Как еще можно прибавить 4? |
Один ученик записывает число, другой
дополняет его до 4.
Предлагают варианты. |
||||
8. Знакомство с приемом вычитания числа 4. | 7 минут | – Перед вами яблонька с наливными
яблочками. Из какой она сказки? – Сколько яблочек на дереве? – Сорвите спелые яблоки и положите их в корзину. – Сколько спелых яблок на дереве? – Значит, сколько яблок мы сорвали? – Как мы будем срывать яблоки? (Практическая работа). – Сколько яблок было? – Сколько положили в корзину? – Как срывали яблоки? – Сколько яблок осталось? – Молодцы! Хорошо поработали! |
Русская народная сказка “Гуси-лебеди”. 8 4 ученика поочередно срывают по одному яблоку. 4 4 – Сначала сорвали 2 желтые яблока, а потом 2 красные яблока. – 3 большие яблока и 1 маленькое. – 1 маленькое и 3 большие. 8 4 8 – 1 – 1 – 1 – 1, 8 – 2 – 2, 8 – 3 – 1, 8 – 1 – 3. 4 |
||||
9. Физминутка (двигательно-речевая). | – А теперь отдохнем. Повторяйте слова и
выполняйте движения вместе со мной.
|
Проговаривают слова и инсценируют текст. |
|||||
10. Закрепление изученного. Работа по учебнику с 79. | Рассмотрите рисунок вверху и скажите, в
виде суммы каких двух чисел можно представить
число 4. – Решите задачу, используя рисунок: В коробке было 10 яиц. К завтраку сварили 2 яйца. А из 2 других решили сделать яичницу. Сколько всего яиц пошло на завтрак? – Как из 10 вычесть 4? – Как можно по-другому вычесть из 10 число 4? – Посмотрите, кто к нам пришел. Из какого мультфильма Волк? – Волк не усвоил прием вычитания числа 4 и просит вас научить его решать примеры. № 1. Решите примеры с пояснением. Устно заполните пропуски. № 2. Решите задачу. – Волк очень доволен, теперь он легко справится с любым заданием. |
2 + 2 = 4 |
|||||
9. Работа в тетради. | 2 минуты | – Ребята, послушайте, кто-то шуршит под
столом (заглядываю под стол, появляется собачка).
Это собачка из мультфильма “Кто сказал мяу?”
(Лает). Она предлагает нам выполнить задание в
тетради. – Собачка прощается с вами и дарит коробочку с сюрпризом. |
Выполняют задание в тетради на печатной
основе.
|
||||
10. Итог урока. | 5 минут | – Прежде чем открыть коробочку и
узнать, что в ней, ответьте на вопросы. – Вам понравился урок? – Какой герой придумал самое интересное задание? – Какое задание для вас было трудным? – Как можно вычесть число 4? – Давайте заглянем в коробочку. – Возьмите на столе и положите перед собой тот кружок, который соответствует вашему настроению. – Всем спасибо. Сегодня за урок вы получаете 5 |
Ответы детей.
Открывают коробку, там сувениры со словами благодарности: – умница; |