Математика. Конспект урока

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей с приемом вычитания числа 4;
  • закрепить прием сложения числа 4 и состав числа 4;
  • совершенствовать вычислительные навыки (+1, 2, 3);
  • развивать умение решать задачи, сравнивать числа;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, сообразительность;
  • воспитывать активность, интерес к предмету.

Оборудование: жетоны (красные и желтые), карточки с цифрами, предметные картинки, карточки с окошками, открытки с ответами, перфокарты, картинки (яблоня с яблоками, сказочный город, почтальон Печкин), игрушки (котенок, мыши, волк, собачка).

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент 2 минуты

Тут затеи и задачи,
Игры, шутки все для вас!
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрый час!

У вас на столах лежат жетоны – красный и желтый. Положите перед собой тот кружок, который соответствует вашему настроению:

красный – радостное, праздничное;
желтый – вас что-то беспокоит, тревожит.

Дети стоят у столов. После стихотворения занимают свои места.

 

 

 

Дети выбирают кружки индивидуально.

2. Сообщение темы и цели урока.   Наш урок будет необычным, я жду гостей. Вместе с ними мы будем решать примеры и задачи, считать, сравнивать. Познакомимся с приемом вычитания числа 4, будем учиться сами и учить других.  
3. Упражнение в счете. 4 минуты А вот и первый гость – котенок из мультфильма “Веселая карусель”. Он любит считать, а вы любите считать?

– Давайте посчитаем от 1 до 10 через один.
– Счет десятками.
– Назовите “соседей” числа 3 (7,5).
– Назовите число, которое при счете идет за числом 4; перед числом 7; стоит между числами 8 и 10.

Вы наверно уже догадались, к нам в гости придут герои мультфильмов.



– Да.

(хором)
(хором)
(индивидуально)

4. Упражнение на внимание.   Чтобы достойно встретить гостей, надо серьезно подготовиться к встрече. Поможет нам в этом игра “Внимание” (на доске предметные картинки).

– Посмотрите внимательно на картинки и запомните, что изображено на них.

Закройте глазки (первый раз меняю местами картинки, второй раз ставлю еще одну дополнительно).

– Откройте глаза, что изменилось?

Игра “Найди лишнее число”. Обоснуйте свой выбор.

3    7    8    10    2     4

 


Рассматривают и запоминают картинки.

Закрывают глаза.

 

Ответы детей.

10 – двузначное число.

5. Повторение изученного материала. 4 минуты Герои мультфильмов живут в “Сказочном городе”. Полюбуйтесь, какой красивый у них город.

Скажите, из какого фильма наш гость?

Почтальон Печкин приготовил для вас задания:

А) Сравните числа: 2 и 4, 8 и 7;

Б) Угадайте число (примеры с окошками).

Печкин просит вас помочь ему разнести открытки героям мультфильмов, которые живут в замках. Перед вами лежат открытки с примерами, решите их устно и положите открытку в домик с ответом.

– Молодцы! Печкин доволен вами.

Встречайте, у нас в гостях герои мультфильма “Кот Леопольд”.

Мышата предлагают вам решить веселые задачи:

На поляне у дубка
Крот увидел два грибка.
А подальше у осин
Он нашел ещё один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибков?

Три ромашки-желтоглазки,
Да четыре василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?

А теперь послушайте “хитрую” задачу:

На столе стояло 3 стакана с малиной. Костя съел один стакан малины. Сколько стаканов осталось?

Мышата предлагают вам поиграть в игру “Собери ягодки”.

4 + 1 =
3 + 2 =
7 – 3 =
5 – 2 =
6 + 2 =
3 + 3 =
3 – 2 =
4 – 2 =
 

Рассматривают замки.

Почтальон Печкин из мультфильма “Трое из Простоквашено”.

Сравнивают числа, обосновывают свой выбор.

Кладут открытку с примером в домик с номером (ответом). Взаимопроверка.

Звучит мелодия фильма.

 

 

 

 

2 + 1 = 3


3 + 4 = 7

 

 

Три – 2 стакана с ягодой и один пустой.

 

 

Дети выходят по очереди к доске, решают пример, забирают ягодку.

6. Физминутка (оздоровительно-гигиеническая).   Расправьте плечи, прогните спину, потянитесь, повертите головой, пошевелите ногами.

Упражнения для глаз.

Выполняют движения.
7. Подготовка к рассмотрению случаев вычитания числа 4. 3 минут На прошлом уроке мы рассматривали случаи сложения с числом 4. Вспомним состав числа 4. на столе лежат перфокарты. Предлагаю решить их в паре. Проверяю задание).

Решите пример разными способами:

Как еще можно прибавить 4?

Один ученик записывает число, другой дополняет его до 4.

 

 

 

Предлагают варианты.

8. Знакомство с приемом вычитания числа 4. 7 минут – Перед вами яблонька с наливными яблочками. Из какой она сказки?
– Сколько яблочек на дереве?
– Сорвите спелые яблоки и положите их в корзину.
– Сколько спелых яблок на дереве?
– Значит, сколько яблок мы сорвали?
– Как мы будем срывать яблоки?
(Практическая работа).
– Сколько яблок было?
– Сколько положили в корзину?
– Как срывали яблоки?
– Сколько яблок осталось?
– Молодцы! Хорошо поработали!
Русская народная сказка “Гуси-лебеди”.
8
4 ученика поочередно срывают по одному яблоку.
4
4
– Сначала сорвали 2 желтые яблока, а потом 2 красные яблока.
– 3 большие яблока и 1 маленькое.
– 1 маленькое и 3 большие.
8
4
8 – 1 – 1 – 1 – 1,
8 – 2 – 2,
8 – 3 – 1,
8 – 1 – 3.
4
9. Физминутка (двигательно-речевая).   – А теперь отдохнем. Повторяйте слова и выполняйте движения вместе со мной.

Пчелки в домиках сидят
И в окошечко глядят.
Порезвиться захотели,
Друг за другом полетели.
Полетали, прилетели
И на место тихи сели.

 

 

Проговаривают слова и инсценируют текст.

10. Закрепление изученного. Работа по учебнику с 79.   Рассмотрите рисунок вверху и скажите, в виде суммы каких двух чисел можно представить число 4.
– Решите задачу, используя рисунок:
В коробке было 10 яиц. К завтраку сварили 2 яйца. А из 2 других решили сделать яичницу. Сколько всего яиц пошло на завтрак?
– Как из 10 вычесть 4?
– Как можно по-другому вычесть из 10 число 4?
– Посмотрите, кто к нам пришел. Из какого мультфильма Волк?
– Волк не усвоил прием вычитания числа 4 и просит вас научить его решать примеры.
№ 1. Решите примеры с пояснением. Устно заполните пропуски.
№ 2. Решите задачу.
– Волк очень доволен, теперь он легко справится с любым заданием.
 

 

 


2 + 2 = 4
10 – 2 – 2 = 6
10 – 3 – 1 = 6
10 – 1 – 1 – 1– 1 = 6
“Ну, погоди!”
Объясняют.
Решают задачу. Делают вывод.

9. Работа в тетради. 2 минуты – Ребята, послушайте, кто-то шуршит под столом (заглядываю под стол, появляется собачка). Это собачка из мультфильма “Кто сказал мяу?” (Лает). Она предлагает нам выполнить задание в тетради.

– Собачка прощается с вами и дарит коробочку с сюрпризом.

Выполняют задание в тетради на печатной основе.

 

 

10. Итог урока. 5 минут – Прежде чем открыть коробочку и узнать, что в ней, ответьте на вопросы.
– Вам понравился урок?
– Какой герой придумал самое интересное задание?
– Какое задание для вас было трудным?
– Как можно вычесть число 4?
– Давайте заглянем в коробочку.
– Возьмите на столе и положите перед собой тот кружок, который соответствует вашему настроению.
– Всем спасибо. Сегодня за урок вы получаете

5

Ответы детей.

 

 

Открывают коробку, там сувениры со словами благодарности:

– умница;
– молодец;
– спасибо;
– отлично;
– превосходно;
– восхитительно;
– так держать;
– молодчина;
– здорово.