Цели урока:
- научить учащихся на основе работы над картиной соединять в своем сочинении различные типы речи;
- обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину;
- ввести в речь учащихся слова и обороты, которые уместно употреблять в работе по картине; воспитательная: развитие у учащихся чувства исторической памяти, осмысление значения Великой Победы над фашизмом.
Оборудование:
- портрет А.А. Пластова;
- репродукция картины А.А. Пластова “Фашист пролетел.1942.”.
Слово о художнике.
Аркадий Александрович Пластов - русский живописец, народный художник СССР, член АХ СССР с 1947 года, награжден 2 орденами Ленина, медалями.
Большую часть своей жизни Аркадий Александрович прожил в своем родном селе Прислониха Ульяновской области. Стать художником он решил еще в детстве. Нелегко было поступить художнику- крестьянину, да еще самоучке, в Московское художественное училище, но поступил. Настал 1917 год, было не до занятий. Пластов уезжает в свою родную деревню, решает засесть за этюды. Но сложилось так, что в Прислонихе художник оказался чуть ли не единственным грамотным человеком. Выбрали Пластова в сельсовет. Какие уж тут этюды! Время бурное - во всем надо разобраться. Кругом бедность: скот и тот лечить некому. Достал книжки по ветеринарии, лечил коров. Со всеми выходил в поле. Машин и в помине не было: косили вручную. Но крестьяне понимали художника.
-Давай рисуй иди, пока руки не устали,- говорили они.- Мы рядок- другой сами пройдем.
Жизнерадостными были довоенные картины Пластова. Писал он и ребятишек в ночном, и колхозное стадо. Написал большую картину “Колхозный праздник”: все веселятся - и взрослые, и ребятишки, и старики. Больше ста этюдов с односельчан написал Пластов для этой работы, создал картину колхозного счастья и изобилия.
Но пришла война. Развалины деревень, выжженные, истерзанные войною поля- вот какой увидел Россию художник- крестьянин. В эти трудные для Родины дни создал Пластов одно из лучших своих полотен: “Фашист пролетел”.
Работа по картине.
Есть книги, которые нельзя читать без волнения. Читаешь - и на глаза наворачиваются слезы. Есть картины тихие, скромные, но при взгляде на них сжимается сердце. О своей картине “Фашист пролетел” Пластов сказал: “Есть такие картины, пока пишешь – наплачешься”.
-Что хотел этими словами сказать художник? Что вы почувствовали, глядя на картину? (Боль, сострадание погибшему пастушку).
-Что мы видим на картине, что же произошло? Как вам видится происшедшее?
( Русская осень. Отцветают травы, в золото одеты молодые березки, вдали зеленеет озимь. Но тревожна, неспокойна природа. Листья падают под порывами ветра, никнут травы. А среди пожелтевшего луга лежит маленький пастушок, расстрелянный с фашистского самолета. Медленно выходят из чащи коровы, бредут по опушке. Верный пес, друг мальчика, подняв морду, воет тоскливо о безутешно вслед улетающему самолету. Налетел фашист на мирные поля нашей Родины и убил охраняющего стадо мальчика- пастуха, убил жестоко, бессмысленно…).
-Чем ужасна война? ( В числе первых страдают те, кто слабее).
-Картина – это всегда диалог художника со зрителем. Этот диалог начинается с ее названия. Как название произведения помогает осмыслить его содержание? (Название говорит о том, что случившееся произошло в 1942 году, во время Великой Отечественной войны, вблизи мирного селения.).
-Почему художник использует слово “фашист” , а не “враг”, “противник”? (Этим подчеркивает бесчеловечность летчика).
-Какие детали полотна говорят о совсем недавней поре мирной жизни и о внезапно сменившей ее беде? Всмотритесь в пейзаж картины, в краски осеннего дня. Каким образом изображение природы участвует в создании общего настроения? Составим таблицу:
Мирная жизнь | Война |
Наступающая осень, легкий
ветерок, колхозные поля, уходящие вдаль. Стога сена, молоденькие березки. |
Бессмысленное преступление
фашистского летчика, расстрелявшего пастушка и
его стадо. Испуганные животные, тревожные березки, плачущий над мальчиком щенок. |
-Одна из особенностей композиции картины заключается в том, что фашистский самолет изображен маленьким, на дальнем плане, в дымке, его едва видно. Что стремился подчеркнуть художник этим приемом? (Фашист чужой на этой земле).
-Мощным выразительным средством живописи является колорит, цвет. Великий русский художник И.Е. Репин писал: “Краски – орудие художника. Колорит должен выражать настроение картины…” Какой цвет преобладает в картине? Почему? (Тревожный оранжево- красный колорит сообщает картине трагическое звучание. Поля, над которыми изображен вражеский самолет, более темного цвета. Уже самим расположением цвета художник выделяет главную мысль полотна.)
-Какую мысль утверждает живописец своей картиной? (В картине не слышно лязга гусениц, выстрелов, разрывов снарядов. Она наполнена тишиной, но в этой тишине нельзя не почувствовать драматизма войны. Война - это зло для всех).
-Так, и в горе, и в радости пишет художник родную землю, которую пахал своими руками и полюбил всем сердцем. В его картинах жизнь и труд человека слиты с природой, с дыханием родных лесов и полей. И в этом главная сила полотен Пластова.
О Великой Отечественной войне много написано книг, спето песен, поставлено спектаклей. Эта тема вечна, как вечна память о тех, кто ценой своей жизни спас мир от фашизма. Хочется вспомнить слова С. Баруздина: “Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она разорила сотни городов и сел. Она уничтожила миллионы людей. Она лишила тысячи ребят отцов и матерей. Но наш народ победил в этой войне. Победил потому, что проявил много выдержки, мужества и отваги. Победил потому, что не мог не победить: это была справедливая война за счастье и мир на земле”.
Словарно-стилистическая работа.
Очень важно найти слова яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник. Постараемся в своем сочинении избегать ненужных повторов. Поработаем над подбором синонимов:
Художник- автор картины, живописец;
Изобразил- показал, запечатлел, передал, картина пронизана;
Картина- произведение живописи, полотно.
Не забудем и о той лексике, которая связана со спецификой живописи:
пейзаж, теплые и холодные тона, на переднем, на дальнем плане, колорит, цветовой фон.
Работа над черновиком, редактирование, переписывание в тетрадь для творческих работ.