Проблемы исследовательского обучения

Разделы: Начальная школа


Проблемы исследовательского обучения.

На протяжении ряда столетий возникали различные образовательные технологии, ведущие споры о том, какая система, программа, какие методы, приемы, средства наиболее эффективны в образовательной системе, но к единому мнению так и не приходят, однако не следует оставлять без внимания проблемы исследовательского обучения.

Ведь стремление ребенка к познанию естественно, оно обусловлено биологически, но почему-то оно так редко проявляется в ситуации традиционного обучения. Ребенок приходит в мир с генетически предопределенным желанием его познать, а мы хотим его научить, при этом в большинстве случаев сталкиваемся не с ситуацией сотрудничества, а с ситуацией противоборства.

Дети хотят изучать одно, а мы считаем, что они должны изучать нечто совсем иное.

Известный шведский психолог Ж. Пиаже, говоря о традиционных способах обучения, постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса делать собственные открытия.

Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе исследовательских методов обучения предпринимались с давних времен.

Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем детей мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.

Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у детей следующие умения.

  1. Видеть проблему.
  2. Задавать вопросы.
  3. Выдвигать гипотезы.
  4. Давать определения понятиям.
  5. Классифицировать.
  6. Наблюдать.
  7. Проводить эксперимент.
  8. Делать выводы и умозаключения.
  9. Структурировать материал
  10. Доказывать и защищать свои идеи.

Остановимся на наблюдении. Метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется, наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача.

Задание “Наблюдение очевидного”. Ребенку предлагается рассмотреть какой-либо хорошо знакомый ему объект и сказать, что видят его глаза в данную минуту. Причем важно подчеркнуть, что говорить надо не о том, что может казаться ему благодаря предыдущему опыту. Например, в качестве объекта у нас выступает знакомый человек. У ребенка есть некое представление о нем. Поговорим об этом, а затем понаблюдаем. У человека очевиден цвет глаз, длина волос. Можно определить, каким в данный момент является направление взгляда, опущены или приподняты уголки губ, каков цвет кожи или прическа и покрой одежды и т. д.

Затем поговорим с детьми о том, какую информацию из собственного прошлого опыта мы можем извлечь об этом человеке. Например, мы предполагаем, что человек может быть чем-то расстроен. Однако данное состояние может быть вызвано разными причинами. Узнать правду позволит повышенное внимание к человеку, разговор с ним о нем, проявление внимания, стремление помочь.

Задание “Наблюдение настроения”. Особую значимость в плане развития психосоциальной сферы ребенка имеют наблюдения, направленные на исследование настроений, эмоций, чувств, мотивов поведения других людей. Изучение и интерпретация внутреннего состояния человека или даже сказочного героя пробуждает внимание ребенка к описаниям, аналогичным тем, что приводятся, например, в сказочных текстах. Таким образом, не только активизируется установление связей произведений искусства и реальной жизни, но и, что особенно важно, ребенок исследует и изучает всю палитру настроений, динамику чувств, эмоций, мотивов поведения и деятельности других людей. Прекрасный материал для этого содержат многие сказки и произведения художественной литературы.

Игра “Волшебные превращения”. На основе этой игры можно провести мысленный эксперимент. Мы изучаем то, как, например, стихия огня воздействует на изменения физических свойств воды. Педагог предлагает детям выбрать кого-либо, кто возьмет себе роль Огня. Остальные дети становятся Капельками воды, которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно и пре вращаются в ледяные шарики или снежинки, когда Огонь далеко. Когда Огонь рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают).

Игра “Тема одна - сюжетов много” Мы уже отмечали важность детской изобразительной деятельности в деле формирования у ребенка опыта исследовательского поведения. Детское рисование таит в себе огромные, поистине неисчерпаемые возможности интеллектуально-творческого развития ребенка. Педагоги В. Н. Волков и В. С. Кузин разработали интересное задание, развивающее способность по-разному смотреть на одно и то же явление или событие.

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему, например “Осень” (“Город”, “Лес” и др.). Раскрывая ее, можно нарисовать деревья с пожелтевшими листьями; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу.

Наблюдение, пожалуй, - самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и часто используемый обычным человеком в повседневной жизни. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью выражающейся в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, и отличает наблюдение от простого созерцания. Наблюдение, как метод исследования, характеризует еще и то, что в ходе его могут использоваться различные приборы и приспособления – телескопы, микроскопы, измерительные приборы и др.

Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность. Ее называют еще сестрой внимательности. Наблюдательность сплав внимательности и мышления. Почему ребенок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Происходит это потому, что его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует внешний мир, для восприятия ему необходимы интеллектуальные действия. Он анализирует объект, сравнивает, оценивает, находит общее с другими. В научном и в художественном творчестве умение наблюдать тесно связано с умением видеть проблему. На уроках природоведения я использую экскурсии, упражнения на развитие внимания и наблюдательности.

  1. Поставим перед детьми, какую-нибудь из любимых ими вещей (это может быть яркая игрушка, которая имеет много деталей). Рассматриваем этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаем детям закрыть глаза. Уберем предмет и попросим детей вспомнить и назвать его детали. Затем вновь предъявляем детям этот же предмет и побеседуем о том, а что не заметили и не назвали. Следующий этап упражнения, нарисуем изученную вещь по памяти.

Зрительные диктанты на уроках математики

  1. “Парные картинки, содержащие различия”.
  2. “Найди два одинаковых квадрата”. Это более сложная задача: требуется найти два одинаковых квадрата. Задание требует аналитического мышления.  (рис.1)
  3. “Назовите изображенные предметы” (рис. 2).

Задача детей: разобраться в хитросплетениях линий и найти, какие предметы изображены на этих рисунках.

Следующие задачи несколько сложнее и их я использую на факультативном занятии “Введение в геометрию”.

  • Задание заключается в том, чтобы дети, рассматривая (или вспоминая) реальные различные природные объекты, учились находить в их сложных формах аналогии с простыми геометрическими телами.

Например:

- На какую геометрическую фигуру похожа голова человека?

- Какую фигуру напоминает ствол дерева?

- На какую геометрическую фигуру похожи шипы роз?

  • Рассмотрите рисунок и обратите внимание на то, что на каждой из представленных ладоней показаны места соприкосновения руки с одним из нескольких предметов. Требуется определить, какой предмет держала какая рука (рис.3).

Задания по организации наблюдений на экскурсиях.

  1. Экскурсия в лес.
  2. Напиши, какие деревья и кустарники ты видел во время экскурсии в лес:

    хвойные____________________

    лиственные_________________

    Напиши, каких животных ты видел на экскурсии.__________________

  3. Экскурсия на луг.
  4. Запиши, какие растения луга ты видел на экскурсии.___________________

    Подчеркни названия тех растений, которые во время экскурсии цвели.

    Зарисуй эти растения.__________________________________________

    Подчеркни, какие растения не растут на лугу: деревья, кустарники, травы

    Напиши, каких животных ты видел._________________________________

  5. Экскурсия на водоем.
  6. Напиши, какой водоем ты видел на экскурсии________________________

    Если он имеет название, напиши его. _______________________________

    Напиши, какие растения водоема ты видел во время экскурсии:

    у берега____________

    на поверхности воды_______________

    Подчеркни названия тех растений, которые во время экскурсии еще цвели.

    Зарисуй эти растения.____________________________________________

    Напиши, каких животных водоема ты видел__________________________

  7. Экскурсия в поле.
  8. Напиши, какие культурные растения поля ты видел на экскурсии.__________

    Зарисуй эти растения.________________________________________________

    Напиши, какие сорняки ты видел______________________________________

    Напиши, каких животных ты видел на экскурсии.________________________

  9. Наблюдения за трудом людей.

Напиши, какие виды работ ты наблюдал осенью._____________________

Напиши, в каких работах ты принимал участие._______________________

Вопросы и задания по результатам наблюдений на этапе обобщения знаний.

Наблюдения за погодой.

  1. Кому нужно знать, какая будет погода?
  2. Какая погода считается плохой?
  3. Какой вред приносит плохая погода?
  4. Когда дождливая погода считается хорошей?
  5. Почему каждый день по радио передают прогноз погоды?
  6. Почему ясная, солнечная погода не всегда считается хорошей?
  7. Кому необходимо знать о предсказании заморозков, бурь, метелей?

Наблюдения за солнцем.

  1. На какой стороне неба восходит солнце?
  2. Что вы наблюдаете во время восхода солнца?
  3. Что вы видите в природе ранним утром?
  4. Какое время суток наступает после утра? Дня? Вечера?
  5. На какой стороне неба заходит солнце?
  6. Что вы наблюдаете после захода солнца?

Наблюдения за растениями и животными.

  1. Какие изменения в жизни растений ты наблюдал осенью, зимой, весной?
  2. С какими изменениями в неживой природе они связаны?
  3. Какие изменения в жизни животных ты наблюдал осенью, зимой, весной?
  4. С какими изменениями в неживой природе они связаны?

В итоге можно сделать вывод, что долгое время нас пытались приучить к тому, что обучение ребенка должно строится на послушании, повторении и подражании. Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка, к реальным действиям. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов в образовании.

Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддержать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину. Естественно, что одной поддержки недостаточно. Ребенка необходимо учить специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.