Цели:
1. Узнать, как чай пришел в Россию, что это за напиток, чем полезен, каковы традиции русского чаепития.
2. Вспомнить правила поведения за столом, в гостях, принимая гостей, продолжить знакомство с правилами хорошего тона.
3. Показать важность общения для человека, продолжить формирование коммуникативных навыков школьников.
Подготовка:
1. Назначить дату праздника.
2. Распределить среди учащихся сообщения, стихи, роли для сценок, частушки, танцы.
3. Подготовить элементы костюмов.
4. Подготовить материал для оформления доски (название праздника, рисунки, стихи и др.).
Ход:
Ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья! Как вы себя чувствуете? А когда еще вы себя хорошо чувствуете? Человек чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда дома все хорошо, когда рядом друзья, семья, те, с кем можно поделиться радостью, горем, просто поговорить о том, о сем.
Мы сегодня собрались для общения, а какое же общение без старинного русского обычая – чаепития. Традиции русского чаепитя имеют давние корни. Каждая эпоха привносила что-то свое, менялись правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но всегда неизменным оставались заповеди гостеприимства, которые предписывают встречать гостя хлебом-солью и добрым отношением. Давайте вспомним русские пословицы на эту тему.
Дети отвечают:
Гостю почет, хозяину честь.
Гость в дом – радость в дом.
Хоть не богат, а гостям рад.
Ведущий. Традиции русского гостеприимства отражены и в русских народных сказках.
Сценка “Иван-царевич и Баба-Яга”.
Иван. Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом!
Баба-Яга. Тьфу-тьфу, русским духом пахнет. Кто это по лесу бродит, мой покой нарушает? Ты кто такой? Как смеешь меня будить?
Иван. Я – Иван-царевич, пришел к тебе за помощью.
Баба-Яга. Ну давай, говори быстрее, чего тебе надобно.
Иван. Баба-Яга, совсем ты старая стала, все забыла. Ты меня сначала напои, накорми, спать уложи, а потом уж и выспрашивай.
Баба-Яга. Ладно, ладно, милок, не серчай, заходи ко мне в избушку. Я тебя и накормлю, и напою, и в баньке попарю, а потом и о деле говорить будем.
Ведущий. Вслед за Бабой-Ягой давайте и мы пригласим друг друга на чаепитие.
Тренинг с чашкой. Дети передают друг другу по кругу чайную чашку и говорят по одному предложению – приглашение на чай.
Ведущий. Гостей созвали, а что же это за напиток такой – чай? У нас в гостях профессор ботаники и медицины.
Ученик. Родина чая – Китай, а в переводе этослово означает “молодой листочек”. Чайный куст известен в мире уже почти 4700 лет. В наш организм поступает растворимая часть чая. В ней содержатся все полезные вещества: эфирные масла, аминокислоты, витамины. Много столетий назад люди путем наблюдений и жизненного опыта обнаружили лечебные и питательные свойства чая. Чай стимулирует жизнедеятельность организма, усиливает работоспособность, ликвидирует усталость.
Ведущий. А как же чай пришел в Россию? Послушаем профессора-историка.
Ученик. На Руси первое чаепитие состоялось 20 сентября 1638 года. Именно тогда боярский сын Василий Старков привез от одного из монгольских ханов подарок царю Михаилу Федоровичу – упакованные по три четверти фунта пакетики. С большой опаской пробовали москвичи диковинный напиток, а придворные лекари вынесли такое заключение: “Питие сие изрядное есть лекарство против насморков и главоболений”. До 18 века чай можно было купить только в Москве и на Макарьевской и Ирбитской ярмарках. Пили чай по большим праздникам, так как в России его не выращивали, а привозили из-за границы. Стоил чай очень дорого, поэтому долгое время был принадлежностью знати.Крестьяне редко имели возможность пить чай, так и возникло выражение “чайком побаловаться”.
Ведущий. У нас в гостях есть крестьянин, который из-за чая пострадал. Давайте его послушаем, как так получилось.
Ученик.
Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить,
А я отроду не знаю, как же этот чай варить.
Взял тогда налил водички, всыпал чай я весь в горшок.
Да приправил луку, перцу и петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко, на господский стол подал.
Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
А потом и догадался, что забыл я посолить!
Ведущий. Непременным атрибутом русского чаепития был самовар. Послушаем историю этого удивительного предмета.
Ученик. На Руси самовары стал делать во второй половине 18 века. В словаре В.И.Даля читаем: “Самовар – водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный, с трубою и жаровней внутри”. Самовары изготовляли мастера высокой квалификации, стоили самовары дорого. Сначала на специальных наковальнях из медных листов формовали фигурное самоварное “тулово”, в которое потом заливали воду. Затем в “тулово” помещали “кувшин” - жаровую трубу, в которую потом закладывали топливо. Затем мастер полировал самовар, приделывал кран и ручки. Первая самоварная фабрика открылась в Туле в 1778 году, а в 1880 году их было уже 74. Выпускали около 150 фасонов самоваров: “шары”, “бочонки”, “рюмки”, “яйца” и прочее. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные мещанские и богато украшенные купеческие.
Ведущий. Ну что же, пора накрывать стол. К чаю подавали обилие выпечки, разные блюда, угощения, сладости. Вот как готовила выпечку Василиса Премудрая из сказки “Царевна-лягушка”: “Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила его разными узорами мудреными: по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие.”
Тренинг. Дети передают друг другу тарелку и называют сорт выпечки или сладость к чаю.
Конкурс выпечки. Те учащиеся, что приготовили выпечку, рассказывают, как и из чего они это сделали.
Ведущий. Стол накрыт, готово угощение. Осталось заварить чай. У нас в гостях шеф-повар русского ресторана, он научит нас делать это правильно, чтоб сохранить все полезные свойства напитка.
Ученик. Для заварки чая нужно брать свежевскипяченную воду. Чайник для заварки, желательно фарфоровый, нужно сначала сполоснуть кипятком, затем всыпать чай, а потом залить кипятком на две трети,закрыть крышкой. Черный чай настаивают 3-5 минут, зеленый – 5-8 минут. Если при заварке выделяется пена, значит чай заварен правильно.
Конкурс “Угадай варенье”. Участники с завязанными глазами прбуют разные сорта варенья и угадывают.
Ведущий. В разных странах существуют разные традиции чаепития. Давайте познакомимся с тем, как пьют чай в Японии.
Сценка.
Девочки в японских национальных костюмах
рассказывают и показывают элементы
японской чайной церемонии.
1 ученица. Япония – страна, где сохранение традиции считается делом обычным, никакие новые открытия науки и техники не заставят японца забыть о своих корнях.
2 ученица. Ритуал традиционного чаепития возник как средство размышления монахов о смысле жизни. Для чайной церемонии была необходима особая обстановка, поэтому ей следовали представители воинского сословия – самураи и богатые горожане.
1 ученица. Чай пили в специальных беседках-павильонах среди цветущего сада. Стены или ширмы внутри были украшены гравюрами или росписями по шелку известных художников Хокусая и Утамаро. У стен стояли икебаны – красиво составленные композиции из цветов, листьеи и даже камней. На полу лежали циновки из травы – татами.
2 ученица. На низский столик ставилась чайная посуда: пиалы, баночка с сухим чаем, чайник с кипящей водой. В пиалу клали 2 чайные ложки чая, заливали небольшим количеством воды, а затем кисточкой взбивали в крепкую пену. Чашку держали на вытянутой ладони, поворачивая после каждого глотка.
1 ученица. Во время чайной церемонии почти не разговаривали, можно было лишь читать классические японские стихи.
Пускай говорят, весна пришла наконец,
Но нет, не верю,
Пока еще не слышны соловьиные голоса.
2 ученица. В горной долине вижу, как смутно темнеет весенний вечер.
Колокол на закате… Осыпаются вишни…
1 ученица. Современные японцы такую чайную церемонию проводят лишь во время национальных праздников. Но до сих пор, несмотря на распространение кофе, любимым напитком в Японии ситается крепкий зеленый чай без сахара.
Ведущий. Чаепитие в России – это всегда хорошее настроение. А что хочется человеку в хорошем расположении духа? Петь! Послушаем чайные частушки.
Ансамбль девочек исполняет частушки.
На столе у нас пирог, пышки да ватрушки.
Так споем же под чаек чайные частушки.
Самовар блестит, кипя, чай в нем так и пенится.
Погляди-ка на себя – ну и отраженьице!
Подавай мне чашку чая, ведь тебе не жалко, чай?
В чае я души не чаю, наливай горячий чай!
Ведущий. Уходя из гостей, благодарили и славили хозяев, желали добра и счастья.
Всем людям добрым желаем добра, золота и серебра.
Пышных пирогов, масляных блинов, мягкого каравая, щедрого урожая!
Счастье будет вам горой, урожая воз большой,
Уродись у вас пшеница, и горох, и чечевица.
Кому говорим, тому сбудется, сбудется – не минуется.
Приглашаю всех участников нашего праздника за широкий богатый русский стол на традиционное чаепитие. Приятного всем аппетита!
Все пьют чай.
Ведущий подводит итоги, награждает тех, кто принимал активное участие в подготовке праздника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Детская энциклопедия “Я познаю мир”
(“Культура”), 2001, с.362-364.
2. Энциклопедия юного художника, “Педагогика”,
1983.
3. Журнал “Классный руководитель”, №1 за 2000,
с.121-127.