Вступление.
Ребята, сегодня тема нашего урока: как договорились между собой гласные О и Е. Цель этого урока: повторить пройденный материал по орфографии, изучить правописание соединительных гласных О и Е и усвоить эту орфограмму. (Тема урока и цели записаны на доске ).
Ход урока.
А начнем мы урок с повторения. Но прежде посмотрите, у каждого на парте находится карточки ваших умений ( см. Приложение 1). Мы с ними уже работали, но я еще раз объясню. На уроке вы будете решать задания по каждому качеству, отмеченному в этой карточке. Если с заданием вы справитесь, то в определенной графе поставите +.
Задание
На доске записано предложение. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания:
Од..ваясь, Антон П..трович пр..говаривал Я д..леко, в пр..город Я много много пр..несу к..ртошки. ( Н. Богданов.)
Зарисуйте схему прямой речи на доске.
Те из вас, кто справился с этим заданием самостоятельно, поставьте + в графу “память”.
Прежде чем мы начнем изучать новую тему, послушайте сказку.
Было это давным – давно. В царстве Грамматики жили слова. Весело жили, никогда не ссорились. Но вдруг появились среди слов две буквы – подружки О и Е. Начали они нашептывать словам: “ Какие вы простые да скучные! Сейчас стильно быть сложными”. Взбунтовались слова и решили разбиться на пары: птица стала дружить с ловиmь , вода - с падать.
Но вот беда – никак не могут слова соединиться. Тогда решили им помочь хулиганки О и Е. Но буква О была ленива, решила она стоять только после твердых согласных и никуда не бегать. Е пожалела свою подругу и решила стоять после мягких согласных, шипящих и Ц. С тех самых пор в русском языке действует закон:
После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пусть будет Е.
А после твердых пусть будет О –
Не перепутает их никто!
(Стихотворение записано на доске)
Запишите этот закон себе в тетрадь.
Для образования сложных слов используют основы исходных двух слов. А для соединения этих основ используются буквы О и Е.
Прочитайте правило “ Соединительные О и Е ” в учебнике и посмотрите таблицу на доске.
А сейчас потренируемся в правописании сложных слов с соединительными гласными.
Упражнение 150 (учебник русского языка под ред.Баранова М.Т. и др.,6 кл.)
Те из вас, кто самостоятельно выполнил это упражнение без ошибок, поставьте + в графу “внимание”.
Итак, еще раз повторим изученное сегодня правило.
Послушайте мои загадки, а отгадки запишите в тетрадь.
Несу в себе водицу,
Нам водица пригодится.
Можно мыться без забот,
Если есть … (Водопровод)
По волнам плывет отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (Пароход )
Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В шапке красной модной,
Никуда не годный. (Мухомор )
Вечером над озером
Ходит белый пар.
Это рыбы в озере
Ставят… (Самовар )
Те из вас, кто правильно и без ошибок написал все слова, поставьте в графу “находчивость” +.
Откройте дневники и запишите домашнее задание: параграф 27, упражнение 151 – обязательный минимум, упражнение 152 – дополнительное и по желанию.
А сейчас попробуем сами создавать сложные слова с соединительными гласными.
Составьте одно сложное слово из двух простых и впишите нужную соединительную гласную, объясните свой выбор. ( см. Приложение 1).
Те из вас, кто справился с заданием, поставьте + в графу “сообразительность”.
Немой диктант. Правила его просты. Все, включая учителя, молчат, записывают слова с карточки и вставляют пропущенные буквы (см. Приложение 1).
По окончанию немого диктанта – взаимопроверка.
Это было задание на “ наблюдательность”. Те из вас, кто без ошибок справился с ним, поставьте в соответствующую графу +.
Вывод урока:
Достигли мы на уроке поставленных целей?
Как звучит правило сегодняшнего урока? А его стихотворный аналог?
Что понравилось на уроке? Какую оценку вы могли бы поставить учителю за урок?
А ваши оценки следующие: сколько + в вашей карточке умений, такая и оценка.
Всем спасибо за урок. До свидания!
Резервный материал:
Игра. Мяча у нас нет, но нам его заменят слова. Я вам кидаю 2 слова, а вы мне в ответ – 1, но сложное.
Аппетитная тема: картофель, чистить; сок, выжимать; овощи, резать.
Природа: снег, падать; лед, ходить; земля, трясти; корабль, крушить.
Приложение 1.
1. Карточка умений:
Ф.И. ученика.
1.Память
2.Внимание
3.Находчивость
4.Сообразительность
5.Наблюдательность
2. Составление одного нового слова из двух:
На руки ученику выдается 3 карточки: 2 из них – с парой формообразующих слов,
1 карточка – пустая, куда впоследствии вписывается соединительная гласная. Чтобы составить сложное слово, у простых слов необходимо загнуть или оторвать окончания и суффиксы, не участвующие в образовании нового слова, а между ними вставить пустую карточку и вписать нужную соединительную гласную.
Пары простых слов:
Рыба ловить; пар ходить; сам летать; атом ходить; каша варить; листья падать; буря ломать; снег падать; свинья пасти; пыль сосать и т.д.
3. Немой диктант.
На отдельной карточке крупным шрифтом записано по одному слову. Учитель молча поднимает карточки по одной, дети молча записывают слово и вставляют пропущенную букву.
Шир..коплечий, кар..глазый, гост..приимный, животн..вод, птиц..ферма, стал..вар, труд..любивый, смугл..лиц..й.