Интегрированный урок в 9-м классе по теме: "Эколого-экономические проблемы химической технологии"

Разделы: Химия, Экономика, Экология


Вводный урок

Цели урока:

  • очертить круг проблем, связанных с различными химическими производствами и предложить методы их решения;
  • вспомнить и закрепить понятия: ресурсы, возобновляемые и невозобновляемые ресурсы, ограниченность ресурсов;
  • обозначить проблему ограниченности ресурсов в химической технологии;
  • путем проведения соответствующих расчетов показать целесообразность решения проблемы ограниченности ресурсов в энергии с экономической и экологической точек зрения;
  • показать необходимость применения экономических, экологических, математических, физических и других знаний для решения проблем химической технологии;

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вводное слово учителя:

Намечаются цели урока, план занятия и отправные точки.

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Что такое химия?

- Чем занимается экология?

- Что изучает экономика?

- Что связывает эти предметы?

3. Проблема ограниченности ресурсов:

- Какова основная проблема экономики?

- Какие нам известны ресурсы?

- Что называем природными ресурсами?

- Основной закон химии о веществах?

- Объяснить закон сохранения массы веществ с точки зрения атомно-молекулярного учения.

- Возобновляемость и невозобновляемость ресурсов.

4. Анализ таблицы “Исчерпание ресурсов”:

 

Ресурсы

Число лет до полного исчерпания

При современных объемах потребления

При объемах потребления в 2030 году

резервы

запасы

резервы

запасы

Алюминий

256

805

124

407

Медь

41

277

4

26

Каменный уголь

206

3226

29

457

Нефть

35

83

3

7

Обратить внимание на исчерпаемость каменного угля и нефти – основных источников энергии.

5. Анализ технологических циклов (на доске традиционная схема)

- Каковы недостатки данной схемы?

- Как их устранить?

- Предложить новую схему технологического цикла:

- Понятие рециркуляции и промышленной экологии.

6. Особенности использования топливных ресурсов:

- Альтернативные способы получения энергии;

- Решение задачи (см. раздаточный материал). Анализируем решение задачи по “контрольным точкам” и подводим итоги (определяем экономический, экологический и химический результат).

7. Обсуждение домашнего задания (см. раздаточный материал)

8. Выводы (подведение итогов урока) делают сами учащиеся:

- определен круг проблем, которые ставит перед промышленным производством ограниченность ресурсов;

- предложены методы решения этих проблем;

- расчетами подтверждена эффективность метода замены не возобновляемых ресурсов возобновляемыми.

- показана невозможность решения технологических проблем без применения разных научных знаний (химии, физики, экономики, экологии, математики).

Раздаточный материал.

Традиционная промышленная схема

Схема промышленной экосистемы:

Возвращение веществ в промышленный цикл называется рециркуляцией.

ЗАДАЧА

Определить, сколько каменного угля можно сэкономить, используя солнечные термоустановки (гелиоконцентраторы) мощностью 25000 кВт/ч, учитывая, что каменный уголь содержит 0,5%(масс.) примесей серы, а тепловой эффект реакции горения угля равен 402,2 кДж.

Какова экологическая выгода этой замены и какой экономический эффект можно ожидать, если стоимость 1 кВт/ч энергии, полученной при сжигании каменного угля, равна 3 цента США, а стоимость 1 кВт/ч энергии, полученной от солнца, равна 2,4 цента?

Задание на дом:

Исходя из условия задачи, разобранной в классе, рассчитайте какие объемы оксида серы и углекислого газа будут выброшены в атмосферу при сжигании рассчитанного количества угля?