Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе.
По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым “критическим” периодам в жизни ребенка, решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.
Что может быть объективнее статистики? А она год за годом посылает нам лишь неутешительные сигналы.
Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи и органов пищеварения. 70% детей страдают кариесом зубов. Чрезвычайно высока распространенность морфофункциональных отклонений (до 75%). Среди них ведущими являются нарушения сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.
Об этом же свидетельствует и мониторинг состояния здоровья воспитанников нашего детского сада. Увеличивается количество детей, относящихся к 3 группе здоровья ( с 5 человек в 2001 году до 23 человек в 2004 году); растет число детей, имеющих хронические заболевания (38% от общего числа детей, посещающих детский сад, состоят на диспансерном учете).
Одно из первых мест среди хронических заболеваний воспитанников нашего детского сада занимают нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие), которые оказывают негативное влияние на ведущие физиологические системы организма ( сердечно-сосудистую, дыхательную, центральную нервную) и показатели здоровья вообще.
Увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и определило необходимость поиска эффективных путей их коррекции в условиях нашего детского сада.
С этой целью совместными усилиями врача-педиатра, старшей медсестры, старшего воспитателя, инструктора по физической культуре, воспитателей был разработан механизм комплексной реабилитации детей, профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата.
Основными составляющими данного механизма стали следующие модули:
- Модуль мониторинга;
- Модуль коррекции;
- Модуль контроля;
- Модуль профилактики;
- Модуль среды;
- Модуль сотрудничества.
Модуль мониторинга позволил нам создать представления о состоянии организма детей.
В этой связи в начале учебного года нами были проведены:
- методы анамнеза (опроса),
- соматоскопии ( наружного осмотра),
- антропометрии,
- тестирования физической подготовленности,
которые помогли дать объективную оценку текущего состояния организма каждого ребенка, посещающего детский сад.
Результаты проведенных обследований были занесены в диагностическую карту здоровья каждого ребенка, где отмечена:
- группа здоровья,
- уровень физической подготовленности (высокий, средний, низкий)
- имеющиеся отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата.
Данные, полученные в ходе решения задач модуля мониторинга, позволили нам выделить две группы детей:
- Первая группа детей, не имеющая каких-либо отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата, составила 92 % от общего числа детей 4-7 лет.
- Вторая группа детей, с отклонениями в состоянии опорно-двигательного аппарата, составила 8 % (10 детей).
Именно с детьми второй группы, в рамках модуля коррекции, была сформирована секция ЛФК. Цель её – осуществление коррекции имеющихся отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата детей средствами физического воспитания, способствующими устранению имеющихся нарушений в осанке и своде стопы.
Лечебная физическая культура является новой формой реабилитации детей дошкольного возраста. Причины, определившие внедрение лечебной физкультуры в работу нашего детского сада многообразны:
- Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста;
- Ухудшение экологической обстановки, вызывающее снижение иммунологической реакции детей;
- Занятость родителей;
- Строгий режим работы кабинетов ЛФК, удаленность их от места проживания детей, нуждающихся в лечении;
А в детском саду созданы условия (режим дня, материально-техническая база, кадры), необходимые для своевременной профилактики и реабилитации.
Группу ЛФК посещают дети от 4 до 7 лет.
Лечебная физкультура проводится 1 раз в неделю, длительностью 15-20 минут. Занятия в секции включают в себя необходимый минимум упражнений: упражнения против сколиоза, плоскостопия и на развитие координации движений, работу с большими гимнастическими мячами, мячами – прыгунами, массажными мячами. Занимаются дети босиком, чтобы чувствовать свою стопу и пальцы ног.
Наряду с основными корригирующими упражнениями в комплексы лечебной гимнастики включаются упражнения прикладного характера: ползание, ходьба, бег, прыжки, метание. Эти упражнения используются как общеукрепляющие, а также для ликвидации отставания психомоторного развития путем повышения ДА и эмоционального тонуса на занятиях лечебной физкультурой.
Весьма перспективной представляется структура занятий лечебной гимнастикой, построенная на принципах "круговой тренировки". Дети последовательно выполняют упражнения на "базах", оборудованных гимнастическими снарядами и инвентарем.
Объединяющим началом всех занятий служит эмоциональный настрой, яркая игровая психоэмоциональная окраска, атмосфера веселой, увлекательной игры, много музыки, танцев, смеха.
Использование модуля контроля предусматривается через 6-7 месяцев после начала занятий в группе ЛФК.
Цель модуля контроля - контроль за текущим состоянием опорно-двигательного аппарата по показателям педагогического тестирования ( уровня силовых способностей мышц туловища и стопы, гибкости позвоночного столба и данным соматоскопии, которые позволяют отследить изменения в состоянии опорно-двигательного аппарата в результате воздействия модуля коррекции).
Согласно данным педагогического тестирования детей, проведенного в марте месяце 2004 года, было отмечено:
- количество детей, состоящих на учете у ортопеда, осталось на прежнем уровне;
- повысился уровень физического развития ( увеличились показатели силы кистей рук, силовой выносливости спины и брюшного пресса, улучшились такие качества как гибкость позвоночника и функция равновесия).
Средние показатели функционального состояния систем организма детей, посещающих секцию ЛФК после 7 месяцев реабилитации.
Возраст (лет) |
Гибкость позвоночника (см) |
Силовая выносливость брюшного пресса (кол-во раз) |
Равновесие (сек) |
|||
октябрь |
апрель |
октябрь |
апрель |
октябрь |
апрель |
|
4 года |
+ 2,5 |
+3,5 |
4 |
6,5 |
12,0 |
14,3 |
5 лет |
+4,3 |
+5,3 |
11,6 |
22,3 |
22,3 |
23,3 |
6 лет |
+4,6 |
+6 |
10,6 |
13,3 |
22,6 |
26,2 |
- улучшился ряд антропометрических показателей (увеличился вес, рост стоя).
Средние значения показателей физического развития детей, посещающих секцию ЛФК после 7 месяцев реабилитации.
Показатели |
Возраст, лет |
|||||
4 года |
5 лет |
6 лет |
||||
октябрь |
апрель |
октябрь |
апрель |
октябрь |
апрель |
|
Рост стоя (см) |
101,5 |
106,25 |
110,3 |
113,3 |
111,6 |
113,8 |
Масса тела ( кг) |
15,3 |
16,2 |
21,0 |
22,0 |
19,5 |
20,2 |
А самое главное, что занятия в секции ЛФК дали нашим детям уверенность в своих силах и возможностях, помогли стать доброжелательными, радостными, счастливыми, более открытыми людям и окружающему миру. Ведь суть лечебной педагогики все-таки определяется отношением ребенка к своему здоровью, верой в то, что он здоров и совершенен.
В структуре механизма профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата модуль профилактики направлен на реализацию профилактических мероприятий с целью гармоничного развития всех детей детского сада.
Данный модуль используется в совокупности с любой формой двигательной активности детей и предполагает моделирование двигательного режима, предусматривающее рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре.
Модель двигательной активности детей нашего детского сада включает в себя сочетание базовых форм ( физкультурные занятия, утренняя и вечерняя гимнастики, занятия в бассейне, физкультурные минутки, подвижные игры, дни здоровья, физкультурные праздники и досуги) и вариативных форм физического воспитания (кружки, секции, фитнес - тренинг - двигательные разминки и упражнения с использованием массажных мячей, больших гимнастических мячей (фитболов), занятия на оздоровительных тренажерах и массажных дорожках).
Комплексы утренней гимнастики, физкультурных занятий, гимнастики после дневного сна, физкультурные паузы, двигательные разминки обязательно содержат упражнения, направленные на укрепление мышц спины, свода стопы, шеи и т.д.
Использование данных форм профилактической работы обеспечивает всестороннее развитие детей, нормализацию функций всех звеньев опорно-двигательного аппарата, оптимальную подвижность во всех отделах позвоночника и суставах, формирование мышечного корсета; повышение уровня физического здоровья детей, позволяющего иметь запас адаптивных качеств на длительный период жизни.
Использование разнообразного физкультурно-оздоровительного оборудования и пособий является составной частью механизма профилактики и нарушения осанки и плоскостопия – “ модуль среды”.
Физкультурный зал, прогулочная веранда детского сада оснащены специально подобранным физкультурно-оздоровительным оборудованием: массажными и гимнастическими мячами, мячами – прыгунами, батутами для прыжков, комплектами мягких модулей, яркими гимнастическими матами, сухими бассейнами, детскими тренажерами, массажерами для стоп.
Имеется бассейн с необходимыми атрибутами для плавания (доски для плавания, нарукавники, надувные игрушки, утяжеленные мячи, игрушки).
Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
Реализация “модуля сотрудничества” - знакомство семей воспитанников с основным содержанием, методами и приемами коррекционной работы в секции ЛФК, обучение конкретным приемам и методам оздоровления - занимает важное место в структуре механизма профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата.
Для реализации “модуля сотрудничества” в детском саду широко используются:
- анкетирование родителей,
- проведение дней открытых дверей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале, в бассейне, секции ЛФК,
- обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления ( тренинг “Правильная осанка – это здорово),
- создание текстовой информации (бюллетень “Причины возникновения осанки и сколиоза”, консультация “Условия и особенности развития роста детей”, “Профилактика и коррекция плоскостопия у детей.)
Таким образом, применение разработанного нами механизма профилактики и коррекции опорно-двигательного аппарата детей позволило:
- улучшить состояние здоровья детей в целом по детскому саду;
- выстроить оздоровительную деятельность на основе тщательного изучения детского контингента;
- освоить современные подходы к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении;
- рефлексировать и осмыслить собственный опыт оздоровления детей.