Цель урока.
- Закрепить и обобщить полученные знания об имени существительном.
- Привить любовь к народному творчеству.
Оборудование: карточка каждому ученику, таблица, кроссворд.
Ход урока.
1. Вступительное слово
Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим об устном народном творчестве, одновременно будем повторять все, что знаем о признаках существительного.
Учитель. Давайте вспомним, что такое устное народное творчество? (Устное народное творчество – это все то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков.) Что относится к нему?
(Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, песни, прибаутки, присказки, частушки, былинки).
Задание первое. Разминка.
У. “ Гимнастикой ума” называют отгадывание загадок.
- Сам деревянный,
А голова железная. / Молоток /
- Я потрещу, а ты
Бей в ладоши
Да пляши. / Мороз /
- Если б не было его,
Не сказал бы ничего. / Язык /
- Лежит Егорка под межой,
Накрыт зеленой фатой. / Огурец /
- Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым, стальным дорожкам
Ходят красные дома. / Трамвай /
- Под землей птица
Гнездо свила,
Яиц нанесла. / Картофель /
- Без рук, без ног,
Да вкус не тот. / Горох /
Отгадки пишем в тетради.
У. Что вы можете сказать об этих словах?
Д. Они все существительные.
Д. Существительные мужского рода.
Д. Все относятся ко 2 склонению.
Д. Еще я заметил, что они все словарные слова.
Задание второе. Загадка с подсказкой.
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись, мышиный род!
На охоту вышел… / кот /
У. Выпишите, ребята, все имена существительные определите их род, число, падеж, склонение.
Задание третье. Пословицы.
Определите и обозначьте падеж слова труд в каждой из пословиц.
К какому склонению относится существительное труд.
Разберите по частям речи первую пословицу.
- Белые ручки чужой труд любят.
- Труд кормит, а лень портит.
- Дерево ценно плодом, а человек- трудом.
- Суди о человеке по его труду.
- Без труда жить – только небо коптить.
- В труде рождаются герои.
Объясните смысл пословиц.
Задание четвертое. Сказки.
У. Мы все любим, читать сказки. Что нам дает сказка?
Д. Сказки учат нас мечтать.
Сказки учат нас отличить добро от зла,
любить свою родину,
быть чуткими и справедливыми и. т.
Вспомним русскую народную сказку “Теремок”
Пришёл медведь и стучится:
- Дом- теремок? Кто в тереме живет?
- Я, муха-горюха.
- Я, комар-пискун.
- Я, мышка-погрызуха.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, заюнок-кривонок, по горке скок.
- Я, лиса- при беседе краса.
- Я, волк- волчище- из-за куста хватыш. А ты кто?
- Я, вам всем пригнетыш.
У. Запишите существительные в 2 столбика и определите склонение.
У. Какие эти существительные?
Д. Они все одушевленные предметы.
Д. Все отвечают на вопрос кто.
У. В каком числе они стоят?
Д. Все стоят в единственном числе.
У. Назовите эти же существительные во множественном числе. (Устно)
1 склонение муха лиса мышка лягушка |
2 склонение комар зайчик волк медведь |
“Сказочный кроссворд”
Герой сказки, к которому обращаются со словами: “Не гонялся бы ты за дешевизной!”
- Сказочное дерево, у которого “ и днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом”.
- Герой сказки, что жил у славного царя Додона и “стерег границы его царства”
- К кому обращалась героиня сказки со словами: “Я ль на всех милее, всех румяней и более?”
- Герой сказки, который произносит слова:
- Героиня “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”
“Ты волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна!..
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!”
Ответы.
1. Поп.
2. Дуб.
3. Петушок.
4.Зеркальце.
5. Гвидон.
6. Чернавка.
В выделенных клетках открывается фамилия автора всех перечисленных сказок – Пушкин.
У. Сказки не только слагает народ, но и пишут отдельные писатели.
Каких ещё писателей, вы, знаете?
Ответы детей.
У. Дети, что вы можете сказать об этом слове- Пушкин?
Д. Это собственное имя существительное, которое пишется с большой буквы.
У. Ещё, какие существительные пишутся с большой буквы?
Ответы детей.
У. Еще, что вы заметили в ответах?
Д. Все они существительные.
Д. Чернавка женского рода, остальные все мужского рода.
Д. Можно делить их на одушевленные и неодушевленные.
Задание пятое. Скороговорки, считалки.
У. Зачем мы учим и читаем скороговорки, считалочки?
Д. Чтобы произносить звуки правильно.
Д. Чтоб развивать память.
У. Значит, считалки и скороговорки помогают вырабатывать правильную
речь.
У. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж существительных.
От топот… копыт, пыль по пол… летит.
Ехал Грека через рек…. Видит Грека: в рек…- рак. Сунул Грека рук… в
рек…, рак руку Грек…- цап.
Задание шестое. Колыбельные песни.
У. Еще какие жанры фольклора мы не назвали?
Д. Частушки, прибаутки.
Д. Потешки и колыбельные песни.
У. Да. Мать дает младенцу жизнь, материнская поэзия-душу.
А начинается всё с колыбельной песни, которой убаюкают, усыпляют ребенка. Ёе главная стихия- любовь и нежность, её главный мотив- пожелание крепкого сна, здоровья и хорошей жизни.
Сон ходит по лавке,
Дремота по избе,
Сон-то говорит:
- Я спать хочу!
Дремота говорит:
- Я дремать хочу!
По полу, по лавочкам
Похаживают,
Ванюшке в зыбочку
Заглядывают,
Заглядывают-
Спать укладывают.
У. У вас на карточке есть слова колыбельной песни.
Задание такое. Из текста найти имена существительные. Определить их род, число, склонение, падеж.
У. Что такое имя существительное?
Дети отвечают на вопрос, по мере их ответа учитель открывает на доске таблицу.
Существительное. |
Итог урока.
У. Чем же мы занимались на уроке?
Какую часть речи сегодня повторяли?
Что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.