Развитие интеллектуального и духовного потенциала личности на уроках географии

Разделы: География


В наш век материализма, практицизма, безверия, погони за прибылью, цинизма, падения культуры и т. д. необходимо научиться по иному воспринимать мир. К сожалению, школа часто делает ученика инертным, безразличным, доказывая, что всё уже известно, нужно лишь старательно выучить всё, что написано в учебнике.

Это ужасно скучно, прививает у отдельных школьников отвращение к учёбе. Как выйти из создавшегося положения, помочь отдельной личности и себе учителю на уроках географии. И я обратилась к поэзии. По возможности на уроках использую стихи. Через поэзию мы вместе с учениками пытаемся постичь мир интуитивно, а не только с помощью разума, который ограничен.

Поэзия расширяет сознание учеников, учит воспринимать мир, как единое целое, приближает к трансцендентному, Богу. Надо отказаться от стереотипа, что всё уже познано, разложено по полочкам, открыто наукой, обо всём можно прочитать в научной книге, а если и осталось что-либо ещё неизвестное, то рано или поздно попадёт под острый скальпель учёного. Но это не так! Наше бытие непостижимо. Недаром Эйнштейн сказал, что самое прекрасное чувство – это благоговение перед таинственностью. “Если оно отсутствует, ты уже не человек”. При изучении географии России первый урок начинаю со знаменитого стихотворения Ф. Тютчева:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Это настраивает учеников на дальнейшее эмоциональное восприятие урока. Рассказывая о Русской равнине, цитирую строки К. Бальмонта:

Как угрюмый кошмар исполина,
Поглотивши луга и леса,
Без конца протянулась равнина
И краями ушла в небеса.

Знакомя ребят с Африкой, не могу обойтись без стихов Николая Гумилёва. Поэт говорит об Африке:

Оглушённая рёвом и топотом,
Облечённая в пламя и дым.

Показывая очертания материка, произношу “Ты на дереве древнем Евразии исполинской висящая грушей”. Далее я читаю строки из африканского цикла Гумилёва, а ребята находят на карте, названные в стихах географические объекты.

Вот “Красное море, акулья уха, негритянская ванна, песчаный котёл!”

А вот и Египет!

Как картинки из книжки старинной,
Услаждавшей мои вечера,
Изумрудные эти равнины
И раскидистых пальм веера.

Двигаясь на запад, попадаем в Сахару, где “как струи пролитого солнца, ровны золотые песчаные дюны”. На пути нас встретит и “царственный Нигер”, и “город сияющих крыш Тимбукту”, и конечно же “озеро Чад, где изысканный бродит жираф”.

При изучении глобальных проблем человечества обращаюсь к творчеству Константина Бальмонта. В стихотворении “Чёрный лебедь” автор сожалеет о вмешательстве человека в природу. “Нет Австралии тех детских наших дней: вся сгорела между дымов и огней”.

Стихи очень глубоко раскрывают менталитет народов каждой страны. Так, например, изучая Японию, я пытаюсь показать её не только как конвейер по производству видиков и телевизоров,

но и как самобытную культуру. В японском трёхстишии хокку раскрывается вся природа страны, исконный уклад её жизни, обычаи и верования, труд и праздники японского народа. Умения находить красоту в простом, незаметном, повседневном.

Внимательно вглядись!
Цветы пастушьей сумки
Увидишь над плетнём.
(Басё)

Трудно преодолеть искушение привести следующее трёхстишие, в котором сквозит трепетное отношение японцев к природе.

Камнем бросьте в меня!
Ветку цветущей вишни
Я сейчас обломил.
(Кикаку)

Моя задача заразить ученика лирическим волнением, разбудить его воображение, вовлечь в творческий процесс, дать толчок его мысли. Зажечь любовь к поэзии, приобщить к подлинному искусству. В заключение всего изложенного, как лучшая агитация таких уроков служит само творчество учеников. Привожу небольшой отрывок из одного стихотворения моей ученицы:

Под солнцем тропиков Индокитая,
Напоминая голову слона,
Восточным разноцветием блистая,
Раскинулась чудесная страна.

Средь изумрудной зелени алеет
Буддийских храмов черепица крыш,
Над колокольчиками ветер веет,
Их перезвоны нарушает тишь.

Нельзя представить тайского пейзажа
Без горных водопадов и ключей,
Без золотого бархатного пляжа
И безграничных рисовых полей.

Где буйволы в затопленных низинах
Весь день с упорством землю бороздят
И крепким сном на их широких спинах
Как будто в колыбели дети спят.

Прошло время механического восприятия мира (как “большие часы” – Декарт), где каждая часть бытия существует самостоятельно и независимо от другой. Сегодня человечество вышло на беговую дорожку новой парадигмы. Её основной чертой должны стать единство позитивной науки, религии и философии.