Технология модульного обучения
Модульная технология – сочетание целей, принципов, способов проектирования, конструирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижения.
Ведущая характеристика технологии – гибкость – способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям. Это – и мобильность структуры модуля, и дифференциация содержания обучения, и вариативность методов обучения, и гибкость системы контроля и оценки, и индивидуализация учебно-познавательной деятельности обучаемых. Принцип модульности предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных блоков (элементов). Эти блоки взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Эта гибкость основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.
Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс обучения строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.
Исходя из собственного опыта работы по использованию данной педагогической технологии в процессе обучения, я использую следующую последовательность по составлению модульной программы:
Определение комплексной цели обучения для учащихся и их формулирование (например, “В результате работы над модульной программой вы (ученик) будете уметь давать определения понятию… сравнивать объекты… объяснять… и т.д.”).
Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности по овладению им.
Распределение содержанию по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.
Подбор литературы для учащихся (указывается перечень обязательной и дополнительной литературы).
Написание модульной программы.
Другой элемент модульной технологии обучения – модульный урок. Модульный урок состоит из двух академических часа. При составлении модульного урока, я использую следующие элементы:
- формулировка темы урока;
- определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;
- разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);
- подбор необходимого фактического материала;
- определение способов учебной деятельности учащихся;
- отбор методов и форм преподавания и контроля;
- составления модуля данного урока.
Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7), но я обязательно использую следующие:
- УЭ-0 – определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.
- УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.
- УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала.
- УЭ-п (где п – номер последнего учебного материала) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).
В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формированное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.
В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и д.р. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой.
План-конспект урока: Деление клетки. Митоз (2 часа)
Цели:
- в результате овладения содержанием модулей вы будите знать о значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов, о процессах, протекающих в клетке, формах бесполого размножения: митотическое деление клеток;
- развивать навыки самостоятельной учебной работы. [1]
Оборудование:
- таблицы по общей биологии;
- таблица “Митоз”;
- учебник.
№ учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка | |||||||||||
УЭ-0 | Цели урока: в результате работы над модулем вы получите представление о деление клетки, митотическом делении, бесполом и половом размножение; продолжите развивать навыки самостоятельной учебной работы | Внимательно прочитайте цель урока | |||||||||||
УЭ-1 | Подготовка к работе 1. Обсудите и подготовьте устные ответы на вопросы:
|
Работайте в группе | |||||||||||
2. Обсудите результаты выполнения
заданий. 3. Оцените свою работу. Критерии оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5. |
Вместе с классом. Ваша оценка__ |
||||||||||||
УЭ-2 | Цель: получить представление о
деление клетки, митоз. 1. Лекция “Деление клетки. Митоз”. План лекции
2. Оцените качество записи лекции по пятибалльной шкале |
Внимательно слушайте лекцию, выделяйте
при записи новые термины.
Ваша оценка__ |
|||||||||||
УЭ-3 | Цель: изучить бесполое и
половое размножение. 1. Размножение организмов – основа существования вида и в целом жизни на Земле. (Беседа). 2. Формы размножения организмов (Рассказ с одновременной зарисовкой схемы с соответствующим названием). (Самостоятельная работа с учебниками Биология 6 кл., Биология 7-8 кл., Общая биология 10-11 кл.(под ред. Беляева) и выбор примеров к способам размножения организмов). 3. Сравнение бесполого и полового размножения по следующим характеристикам:
(Беседа по вопросам с записью ответов) |
Работа самостоятельно с учебником и
запись в тетрадь. Самостоятельно с учебниками, запись схемы в тетради.
Самостоятельно составляют характеристику |
|||||||||||
4. Строение и функция половых клеток.
|
Заполните самостоятельно таблицу | ||||||||||||
Обсудите результаты работы. Оцените свою работу по пятибалльной шкале |
Вместе с классом. Ваши оценки ___ |
||||||||||||
УЭ-4 | Цель: определить качество
знаний по изученной теме. 1. Ответьте на вопросы и выполните задания. 2. Почему размножение считается важнейшим и необходимым атрибутом живого? 3. Каковы основные формы размножения? Объясните их. 4. Выберите правильный ответ. Клеточным центром называется: а) Период жизни клетки в течение интерфазы. Какой из процессов предшествует митозу? а) Исчезновение ядерной оболочки. Сколько хроматид содержит пара гомологичных хромосом в метафазе митоза? а) Четыре. Наиболее продолжительна: а) Метафаза. У каких из названных организмов преобладает бесполое размножение? а) Горох. |
Самостоятельно дайте ответы на вопросы.
Выберите правильный ответ |
|||||||||||
5. Установите последовательность стадии
митоза.
Овет:_________________________________ |
Запишите в строчку “ответ” | ||||||||||||
6. Распределите события в соответствии с
фазами клеточного цикла.
Проверьте свою работы. Правильные ответы:
Оцените свою работу. Все четыре выполнены правильно – “5”. Три задания выполнено правильно – “4”. Два задания выполнено правильно – “3”. Одно или все задания выполнены неправильно – “2” |
Вместе с классом. Самостоятельно.
Ваша оценка______ |
||||||||||||
УЭ-5 | Подведите итоги урока. 1. Прочитайте цель урока. 2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? 3. Оцените свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “плохо”. 4. Сдайте тетради на проверку учителю. 5. Если по итогам урока вы получили “5”, то вы освобождаетесь от домашнего задания. Если вы испытывали затруднения, допустили много ошибок, поработайте с учебником: параграф 20-21 на стр.75-80. (Беляев.) |
Индивидуально. Вместе с классом.
Подчеркните нужное слово. За помощью обращайтесь к учителю |
Список литературы
Беляев Д.К., Дымшица Г.М. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 2004. С. 75-87.