Использование модульных уроков как элементов модульного обучения в практической деятельности учителя биологии. План-конспект урока: "Деление клетки. Митоз"

Разделы: Биология


Технология модульного обучения

Модульная технология – сочетание целей, принципов, способов проектирования, конструирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижения.

Ведущая характеристика технологии – гибкость – способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям. Это – и мобильность структуры модуля, и дифференциация содержания обучения, и вариативность методов обучения, и гибкость системы контроля и оценки, и индивидуализация учебно-познавательной деятельности обучаемых. Принцип модульности предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных блоков (элементов). Эти блоки взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Эта гибкость основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.

Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс обучения строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.

Исходя из собственного опыта работы по использованию данной педагогической технологии в процессе обучения, я использую следующую последовательность по составлению модульной программы:

Определение комплексной цели обучения для учащихся и их формулирование (например, “В результате работы над модульной программой вы (ученик) будете уметь давать определения понятию… сравнивать объекты… объяснять… и т.д.”).

Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности по овладению им.

Распределение содержанию по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

Подбор литературы для учащихся (указывается перечень обязательной и дополнительной литературы).

Написание модульной программы.

Другой элемент модульной технологии обучения – модульный урок. Модульный урок состоит из двух академических часа. При составлении модульного урока, я использую следующие элементы:

  • формулировка темы урока;
  • определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;
  • разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);
  • подбор необходимого фактического материала;
  • определение способов учебной деятельности учащихся;
  • отбор методов и форм преподавания и контроля;
  • составления модуля данного урока.

Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7), но я обязательно использую следующие:

  • УЭ-0 – определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.
  • УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.
  • УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала.
  • УЭ-п (где п – номер последнего учебного материала) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).

В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формированное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.

В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и д.р. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой.

План-конспект урока: Деление клетки. Митоз (2 часа)

Цели:

  • в результате овладения содержанием модулей вы будите знать о значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов, о процессах, протекающих в клетке, формах бесполого размножения: митотическое деление клеток;
  • развивать навыки самостоятельной учебной работы. [1]

Оборудование:

  • таблицы по общей биологии;
  • таблица “Митоз”;
  • учебник.
№ учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий, оценка
УЭ-0 Цели урока: в результате работы над модулем вы получите представление о деление клетки, митотическом делении, бесполом и половом размножение; продолжите развивать навыки самостоятельной учебной работы Внимательно прочитайте цель урока
УЭ-1 Подготовка к работе

1. Обсудите и подготовьте устные ответы на вопросы:

  • Почему живая клетка является основной единицей строения, жизнедеятельности и развития организмов?
  • Имеются ли принципиальные различия в строения между клетками прокариот и эукариот?
  • Какие вещества обуславливают индивидуальное развитие организмов?
  • Какие задачи стоят перед клеточной и генной инженерией?
  • Докажите, что клетка – структурная и функциональная единица живых организмов?
Работайте в группе
2. Обсудите результаты выполнения заданий.

3. Оцените свою работу.

Критерии оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.

Вместе с классом.

Ваша оценка__

УЭ-2 Цель: получить представление о деление клетки, митоз.

1. Лекция “Деление клетки. Митоз”.

План лекции

  • Деление клеток у одноклеточных организмов. Деление клеток многоклеточных организмов.
  • Подготовка к делению.
  • Фазы митоза.

2. Оцените качество записи лекции по пятибалльной шкале

Внимательно слушайте лекцию, выделяйте при записи новые термины.

 

 

Ваша оценка__

УЭ-3 Цель: изучить бесполое и половое размножение.

1. Размножение организмов – основа существования вида и в целом жизни на Земле. (Беседа).

2. Формы размножения организмов (Рассказ с одновременной зарисовкой схемы с соответствующим названием).

(Самостоятельная работа с учебниками Биология 6 кл., Биология 7-8 кл., Общая биология 10-11 кл.(под ред. Беляева) и выбор примеров к способам размножения организмов).

3. Сравнение бесполого и полового размножения по следующим характеристикам:

  • Число особей, участвующих в размножении;
  • Образуются ли гаметы?
  • У какого способа отсутствует мейоз?
  • На кого похожи потомки?
  • Для каких организмов характерны?
  • Где быстрее происходит увеличение численности?

(Беседа по вопросам с записью ответов)

Работа самостоятельно с учебником и запись в тетрадь.

Самостоятельно с учебниками, запись схемы в тетради.

 

 

Самостоятельно составляют характеристику

4. Строение и функция половых клеток.
Сравниваемые признаки Женские гаметы Мужские гаметы
1. Форма и размеры    
2. Особенности строения    
3. Функции    
Заполните самостоятельно таблицу
Обсудите результаты работы.

Оцените свою работу по пятибалльной шкале

Вместе с классом.

Ваши оценки ___

УЭ-4 Цель: определить качество знаний по изученной теме.

1. Ответьте на вопросы и выполните задания.

2. Почему размножение считается важнейшим и необходимым атрибутом живого?

3. Каковы основные формы размножения? Объясните их.

4. Выберите правильный ответ.

Клеточным центром называется:

а) Период жизни клетки в течение интерфазы.
б) Период от профазы до телофазы.
в) Период от деления до деления.
г) Период от появления клетки до ее смерти.

Какой из процессов предшествует митозу?

а) Исчезновение ядерной оболочки.
б) Удвоение хромосом.
в) Образование веретена деления.
г) Расхождение хромосом к полюсам клетки.

Сколько хроматид содержит пара гомологичных хромосом в метафазе митоза?

а) Четыре.
б) Две.
г) Восемь.

Наиболее продолжительна:

а) Метафаза.
б) Профаза.
г) Интерфаза.
д) Телофаза.

У каких из названных организмов преобладает бесполое размножение?

а) Горох.
б) Акула.
в) Майский жук.
г) Амеба.

Самостоятельно дайте ответы на вопросы.

 

 

 

Выберите правильный ответ

5. Установите последовательность стадии митоза.

Овет:_________________________________

Запишите в строчку “ответ”
6. Распределите события в соответствии с фазами клеточного цикла.
События Фазы митоза
1. Синтез белков и удвоение хромосом а) Профаза
2. Расположение хромосом по экватору, образование веретена деления б) Метафаза
3. Образование новых ядер в) Анафаза
4. Расхождение хромосом к полюсам г) Телофаза
Спирализация хромосом, исчезновение ядерной мембраны д) Интерфаза

Проверьте свою работы.

Правильные ответы:

  • 4 – в, б, а, а, г; 
  • 5 – 2, 1, 4, 3;
  • 6 – 1-д, 2-б, 3-г, 4-в, 5-а.

Оцените свою работу.

Все четыре выполнены правильно – “5”.

Три задания выполнено правильно – “4”.

Два задания выполнено правильно – “3”.

Одно или все задания выполнены неправильно – “2”

Вместе с классом.

Самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваша оценка______

УЭ-5 Подведите итоги урока.

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

3. Оцените свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “плохо”.

4. Сдайте тетради на проверку учителю.

5. Если по итогам урока вы получили “5”, то вы освобождаетесь от домашнего задания. Если вы испытывали затруднения, допустили много ошибок, поработайте с учебником: параграф 20-21 на стр.75-80. (Беляев.)

Индивидуально.

Вместе с классом.

 

Подчеркните нужное слово.

За помощью обращайтесь к учителю

Список литературы

Беляев Д.К., Дымшица Г.М. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 2004. С. 75-87.