Урок (обобщающий) "Органы цветкового растения"

Разделы: Биология


Цели:

  • повторить, закрепить и оценить знания учащихся о строении и значении органов цветкового растения (семя, корень, стебель, лист, побег, плод, соцветия);

  • привести в систему полученные знания;

  • выяснить особенности внешнего строения и многообразия органов цветкового растения;

  • отработать теоретические знания, полученные на предыдущих уроках на практике, через выполнение практических заданий.

Задачи урока:

  • Образовательные задачи: систематизировать и закрепить у учащихся знания об особенностях внешнего, внутреннего строения органов цветкового растения и взаимосвязи их строения и функций; об их видоизменениях; о процессах в них происходящих. Продолжить развитие умений изучать, анализировать и делать выводы при изучении натуральных объектов.
  • Развивающие задачи: продолжить тренировку памяти, развития умения анализировать, обобщать, делать выводы, сопоставлять теоретические и практические знания, полученные на уроках. Развивать внимание, аккуратность, наблюдательность, целеустремленность.
  • Воспитательные задачи: Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения у учащихся на основе взаимосвязи строения и функций органов цветкового растения, видоизменений корня и побега. Осуществлять экологическое воспитание через привитие ответственного, бережного отношения к растительному миру. Формирование правильного поведения в природе, через разъяснительную работу. Проводить эстетическое воспитание среди учащихся в ходе изучения многообразия цветковых растений.

Оборудование урока: гербарные образцы цветковых растений; комнатные растения, таблицы, иллюстрации, самодельные модели цветка, раздаточный материал (коллекции семян, листья, виды корневых систем, муляжи и коллекции плодов).

Ход урока:

  1. Организация класса.
  2. Класс занимает места по группам. Группы составляются учителем заранее (урока за 2 – 3), с учетом учебных возможностей ребят и в них идет предварительная подготовка к уроку. Подготавливаются все необходимые для урока школьные принадлежности. На столе у каждой группы лежат листы с напечатанными заданиями, которые они будут выполнять в ходе урока.

  3. Проверка знаний, умений, навыков.

Работа на данном уроке проходит по группам, в которых есть лидер, выбранный ребятами заранее. За работой групп следит, контролирует их работу учитель. Также осуществляется контроль за правильностью выполнения задания учащимися из других групп.

  • Первая работа по теме “Органы цветкового растения”.

Учитель задает вопросы группам

    1. Какие органы цветкового растения вам известны? (1 группа)
    2. Какие органы называются вегетативными, почему? (2 группа)
    3. Какие органы называются генеративными, почему? (3 группа)
    4. Какой орган отличает цветковые растения от других растений? (4 группа)
    5. Выйти к доске и подписать все органы цветкового растения на рисунке. (5 группа)

Учитель комментирует правильность прозвучавших ответов.

  • Вторая работа по теме “Корень”.

Учитель задает вопросы

    1. В чем заключается главная функция корня у растений? (общий)
    2. Какие виды корней вам известны? (1 группа)
    3. Какой корень называют главным? (2 группа)
    4. Какой корень называют боковым? (3 группа)
    5. Какой корень называют придаточным? (4 группа)
    6. Какие типы корневых систем существуют? (5 группа)

Практическое задание для всех групп: Определить тип корневой системы на гербарном образце.

Учитель и сами учащиеся комментируют правильность прозвучавших ответов.

  • Третья работа по теме “Семя”.
    1. На какие два класса делятся все растения по строению семени? (общий)
    2. Где находится запас питательных веществ у двудольных растений? (1 группа)
    3. Где находится запас питательных веществ у однодольных растений? (2 группа)
    4. Семя фасоли, – к какому классу относится? Почему? (3 группа)
    5. Семя пшеницы, - к какому классу относится? Почему? (4 группа)
    6. Какую функцию выполняет щиток у однодольных растений? (5 группа)

Практическое задание для всех групп:

Определить к какому семейству принадлежат лежащие у ребят на столе семена.

Учитель и сами учащиеся комментируют правильность прозвучавших ответов.

  • Четвертая работа по теме “Побег”.
    1. Что мы называем побегом? (общий)
    2. Разделите раздаточный материал на две группы. В одну – отложите простые листья, а в другую - сложные. Объясните, почему вы так сделали. (1 группа)
    3. Прилепите на доске самодельные модели различных видов листорасположений и подпишите их. (2 группа)
    4. Какие виды жилкований листа вы знаете? Из гербарных образцов выберите примеры на каждый вид жилкования и продемонстрируйте их окружающим. (3 группа)
    5. Из предложенных муляжей выберите видоизмененный побег и докажите, что вы действительно выбрали видоизмененный побег. (4 группа)
    6. По способу крепления листа к стеблю различают два способа, какие это способы? Найдите примеры на все виды листорасположения на комнатных растениях, расположенных в классе. (5 группа)

Учитель и сами учащиеся комментируют правильность прозвучавших ответов.

  • Пятая работа по теме “Цветок”.
    1. Какие части цветка называют главными и почему? (общий)
    2. Представителям всех групп выйти к доске и “смонтировать” свой цветок, согласно полученным заданиям. (Каждая группа получила полный комплект, а должна выбрать только необходимое)
  • 1 группа – околоцветник простой, нет чашелистиков, раздельнолепестный;
  • 2 группа – околоцветник двойной, сростнолепестный;
  • 3 группа – околоцветник двойной, раздельнолепестный;
  • 4 группа – околоцветник у цветка простой, у него нет лепестков венчика, раздельнолепестный;
  • 5 группа – околоцветник простой, нет чашелистиков, сростнолепестный.

После выполнения задания, идет взаимопроверка под общим контролем учителя.

  • Шестая работа по теме “Соцветие”.

1. Что такое соцветие? (общий)

Практическое задание для всех групп:

2. Каждой группе определить вид соцветия по гербарному образцу, лежащему на столе. 1-2 минуты. Для лучшего рассмотрения соцветия у учащихся на столах лежат или фотографии или иллюстрации с данным растением.

После определения, каждая группа демонстрирует гербарный образец, и доказывает правильность определения, а один из группы зарисовывает схему данного соцветия на доске).

  • Седьмая работа по теме “Плод”.

Практическое задание для всех групп:

  • 1 группа – выбрать из предложенного раздаточного материала растения, у которых плод костянка. Доказать правильность выбора.
  • 2 группа – выбрать из предложенного раздаточного материала сухие, многосемянные плоды, даль им названия и характеристику.
  • 3 группа – выбрать из предложенного раздаточного материала сочные, односемянные плоды, дать им название и характеристику.
  • 4 группа – выбрать из предложенного раздаточного материала сочные, многосемянные плоды, дать им название и характеристику.
  • 5 группа – выбрать из предложенного раздаточного материала сухие, односемянные плоды, дать им название и характеристику.

После выполнения задания, идет взаимопроверка под общим контролем учителя.

3. Обобщение услышанного материала.

Учитель предлагает учащимся ответить на ключевые, обобщающие вопросы всей темы.

    1. Какие органы цветкового растения вы знаете?
    2. Какие виды корней и типы корневых систем вам известны?
    3. Какие виды семян встречаются в природе?
    4. Что такое побег?
    5. Какие части цветка называются главными, почему?
    6. Что такое соцветие?
    7. На какие группы разделяются все плоды?
    8. Докажите, что цветок – это целостный организм?

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки, делает комментарий к уроку.
Если останется время на уроке, учащиеся разгадывают кроссворд, который сами составили заранее дома.