Цели:
повторить, закрепить и оценить знания учащихся о строении и значении органов цветкового растения (семя, корень, стебель, лист, побег, плод, соцветия);
привести в систему полученные знания;
выяснить особенности внешнего строения и многообразия органов цветкового растения;
отработать теоретические знания, полученные на предыдущих уроках на практике, через выполнение практических заданий.
Задачи урока:
- Образовательные задачи: систематизировать и закрепить у учащихся знания об особенностях внешнего, внутреннего строения органов цветкового растения и взаимосвязи их строения и функций; об их видоизменениях; о процессах в них происходящих. Продолжить развитие умений изучать, анализировать и делать выводы при изучении натуральных объектов.
- Развивающие задачи: продолжить тренировку памяти, развития умения анализировать, обобщать, делать выводы, сопоставлять теоретические и практические знания, полученные на уроках. Развивать внимание, аккуратность, наблюдательность, целеустремленность.
- Воспитательные задачи: Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения у учащихся на основе взаимосвязи строения и функций органов цветкового растения, видоизменений корня и побега. Осуществлять экологическое воспитание через привитие ответственного, бережного отношения к растительному миру. Формирование правильного поведения в природе, через разъяснительную работу. Проводить эстетическое воспитание среди учащихся в ходе изучения многообразия цветковых растений.
Оборудование урока: гербарные образцы цветковых растений; комнатные растения, таблицы, иллюстрации, самодельные модели цветка, раздаточный материал (коллекции семян, листья, виды корневых систем, муляжи и коллекции плодов).
Ход урока:
- Организация класса.
- Проверка знаний, умений, навыков.
Класс занимает места по группам. Группы составляются учителем заранее (урока за 2 – 3), с учетом учебных возможностей ребят и в них идет предварительная подготовка к уроку. Подготавливаются все необходимые для урока школьные принадлежности. На столе у каждой группы лежат листы с напечатанными заданиями, которые они будут выполнять в ходе урока.
Работа на данном уроке проходит по группам, в которых есть лидер, выбранный ребятами заранее. За работой групп следит, контролирует их работу учитель. Также осуществляется контроль за правильностью выполнения задания учащимися из других групп.
- Первая работа по теме “Органы цветкового растения”.
Учитель задает вопросы группам
- Какие органы цветкового растения вам известны? (1 группа)
- Какие органы называются вегетативными, почему? (2 группа)
- Какие органы называются генеративными, почему? (3 группа)
- Какой орган отличает цветковые растения от других растений? (4 группа)
- Выйти к доске и подписать все органы цветкового растения на рисунке. (5 группа)
Учитель комментирует правильность прозвучавших ответов.
- Вторая работа по теме “Корень”.
Учитель задает вопросы
- В чем заключается главная функция корня у растений? (общий)
- Какие виды корней вам известны? (1 группа)
- Какой корень называют главным? (2 группа)
- Какой корень называют боковым? (3 группа)
- Какой корень называют придаточным? (4 группа)
- Какие типы корневых систем существуют? (5 группа)
Практическое задание для всех групп: Определить тип корневой системы на гербарном образце.
Учитель и сами учащиеся комментируют правильность прозвучавших ответов.
- Третья работа по теме “Семя”.
- На какие два класса делятся все растения по строению семени? (общий)
- Где находится запас питательных веществ у двудольных растений? (1 группа)
- Где находится запас питательных веществ у однодольных растений? (2 группа)
- Семя фасоли, – к какому классу относится? Почему? (3 группа)
- Семя пшеницы, - к какому классу относится? Почему? (4 группа)
- Какую функцию выполняет щиток у однодольных растений? (5 группа)
Практическое задание для всех групп:
Определить к какому семейству принадлежат лежащие у ребят на столе семена.
Учитель и сами учащиеся комментируют правильность прозвучавших ответов.
- Четвертая работа по теме “Побег”.
- Что мы называем побегом? (общий)
- Разделите раздаточный материал на две группы. В одну – отложите простые листья, а в другую - сложные. Объясните, почему вы так сделали. (1 группа)
- Прилепите на доске самодельные модели различных видов листорасположений и подпишите их. (2 группа)
- Какие виды жилкований листа вы знаете? Из гербарных образцов выберите примеры на каждый вид жилкования и продемонстрируйте их окружающим. (3 группа)
- Из предложенных муляжей выберите видоизмененный побег и докажите, что вы действительно выбрали видоизмененный побег. (4 группа)
- По способу крепления листа к стеблю различают два способа, какие это способы? Найдите примеры на все виды листорасположения на комнатных растениях, расположенных в классе. (5 группа)
Учитель и сами учащиеся комментируют правильность прозвучавших ответов.
- Пятая работа по теме “Цветок”.
- Какие части цветка называют главными и почему? (общий)
- Представителям всех групп выйти к доске и “смонтировать” свой цветок, согласно полученным заданиям. (Каждая группа получила полный комплект, а должна выбрать только необходимое)
- 1 группа – околоцветник простой, нет чашелистиков, раздельнолепестный;
- 2 группа – околоцветник двойной, сростнолепестный;
- 3 группа – околоцветник двойной, раздельнолепестный;
- 4 группа – околоцветник у цветка простой, у него нет лепестков венчика, раздельнолепестный;
- 5 группа – околоцветник простой, нет чашелистиков, сростнолепестный.
После выполнения задания, идет взаимопроверка под общим контролем учителя.
- Шестая работа по теме “Соцветие”.
1. Что такое соцветие? (общий)
Практическое задание для всех групп:
2. Каждой группе определить вид соцветия по гербарному образцу, лежащему на столе. 1-2 минуты. Для лучшего рассмотрения соцветия у учащихся на столах лежат или фотографии или иллюстрации с данным растением.
После определения, каждая группа демонстрирует гербарный образец, и доказывает правильность определения, а один из группы зарисовывает схему данного соцветия на доске).
- Седьмая работа по теме “Плод”.
Практическое задание для всех групп:
- 1 группа – выбрать из предложенного раздаточного материала растения, у которых плод костянка. Доказать правильность выбора.
- 2 группа – выбрать из предложенного раздаточного материала сухие, многосемянные плоды, даль им названия и характеристику.
- 3 группа – выбрать из предложенного раздаточного материала сочные, односемянные плоды, дать им название и характеристику.
- 4 группа – выбрать из предложенного раздаточного материала сочные, многосемянные плоды, дать им название и характеристику.
- 5 группа – выбрать из предложенного раздаточного материала сухие, односемянные плоды, дать им название и характеристику.
После выполнения задания, идет взаимопроверка под общим контролем учителя.
3. Обобщение услышанного материала.
Учитель предлагает учащимся ответить на ключевые, обобщающие вопросы всей темы.
- Какие органы цветкового растения вы знаете?
- Какие виды корней и типы корневых систем вам известны?
- Какие виды семян встречаются в природе?
- Что такое побег?
- Какие части цветка называются главными, почему?
- Что такое соцветие?
- На какие группы разделяются все плоды?
- Докажите, что цветок – это целостный организм?
Учитель подводит итог урока,
выставляет оценки, делает комментарий к уроку.
Если останется время на уроке, учащиеся
разгадывают кроссворд, который сами составили
заранее дома.