Цель.
На основе чтения рассказа раскрыть смысл слова "совесть".
Задачи:
- Познакомить учащихся с рассказом А. П. Гайдара "Совесть".
- Продолжить работу над развитием навыка сознательного, плавного и выразительного чтения целыми словами.
- Развивать умение обобщать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли.
- Воспитывать чувства долга, ответственность, сердечность, доброту.
Оборудование:
Таблицы Шульте, портрет А. П. Гайдара, выставка книг, учебник "Родная речь" 1 книга, автор В. Г. Горецкий, магнитофон, запись "Шум воды" для физминутки.
Ход урока.
I. Организационный момент. (2 минуты)Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Как ваши дела? (Спасибо. Хорошо. Нормально.)
II. Тренировочные упражнения.Как всегда урок начинаем с упражнений.
А) жужжащее чтение (3 минуты)
1, 2, 3, 4, 5 - начинаем все читать.
Б) таблицы Шульте (1 минута)
Цель: развитие стереоскопического зрения (ребенок должен прочитать про себя цифры по порядку: 1, 2, 3 до 25 - указывая на них карандашом или ручкой).
- Дети, у кого сегодня получилось досчитать до 20? до 25?
III. Актуализация знаний.(6 минут)
- С произведением какого автора мы работали на прошлом уроке? (А. П. Гайдара)
- Кто главные герои? (Мальчики Чук и Гек)
- Какие по характеру были мальчики? (Чук - более рассудителен, умеет спокойно обдумать свои дела, запасливый, любит всё потрогать руками, старше на 1 год. Гек - разиня, умеет петь, любит подраться)/
- Предположите, как чувствовали себя дети , не рассказав о телеграмме? (Они знали, что это плохо не рассказать правду, промолчать и на душе было неспокойно)/
- Как вот эти все ощущения можно назвать одним словом? (Совесть)
- Как вы понимаете смысл этого слова? (Вернемся ещё к этому слову на уроке.)
- Попробуйте вспомнить случай из вашей жизни, когда приходилось вспоминать вам об этом слове.
IV. Сообщение темы:
(5 минут)
- Как вы думаете, кто изображен на портрете? (А. П. Гайдар)
- Сегодня на уроке мы прочитаем ещё один рассказ этого писателя.
- Откройте учебники на стр. 112 и рассмотрите иллюстрацию. (5 минут)
- Кто станет главными героями нашего рассказа? (Дети; мальчик и девочка)
- Можно ли предположить, что они делают? (Беседуют, мальчик что - то пытается девочке показать.)
- Прочитайте заглавие рассказа. (Совесть)
- По названию можно определить, о чём пойдёт речь в рассказе? (Учащиеся высказывают свои предположения)
ВЫВОД: Трудно определить по одному рисунку, что делают дети. Поэтому уточнить свои предположения мы сможем только тогда, когда прочитаем рассказ.
V. Работа с текстом.
Первичное чтение учителем (2 минуты). Дети следят по книге.
- Подтвердились ваши предположения о содержании текста по иллюстрации и названию рассказа? (3 минуты)
- Чьи предположения были самыми близкими к сюжету рассказа?
Физминутка. (2 минуты)
"Волшебный сон"
Сядьте так, как вам удобно.
Сейчас мы с вами немного отдохнем.
(Звучит запись легкой музыки со звуками природы: журчание воды и т.д. Слова для расслабления на фоне музыки)
Реснички опускаются ...
Глазки закрываются ...
Вы спокойно отдыхаете ... (2 раза)
Сном волшебным засыпаете ...
Ваши руки отдыхают ...
Ноги тоже отдыхают ...
Отдыхают ... засыпают ... (2 раза)
Шея не напряжена
И рас - слаб - ле - на ...
Дышится легко ...
Свободно ... глубоко ...
(Длительная пауза)
Вы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали ...
Хорошо вам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимайте,
Их повыше поднимайте ...
Потянуться! ... Улыбнуться! ...
Всем открыть глаза и встать!
(Дети встают и хором говорят слова:)
- Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы!
Всем можно сесть.
VI. Работа с текстом ( продолжение).
(5 минут)
Словарная работа.
- Были ли непонятные слова для вас в тексте?
- А я выписала вот такие слова и выражения.
- Как вы понимаете смысл этих слов?
- (На доске) Во время рабочего дня болтается, украдкой, смекнула, вышмыгнула.
- Как понимаете смысл слов? /Болтается - ходить без дела, слоняться; Смекнула - сообразила, быстро обдумала; Вышмыгнула - быстро двигалась, выскочила; Украдкой - скрытно, незаметно от других./
- Какое слово можно вставить вместо слова украдкой? /Незаметно, тайком/
Повторное чтение текста, беседа.
"Цепочкой" по частям.
1 часть до слов "А так как ..."
Рассказ очень маленький, но писатель А. Гайдар сумел многое рассказать немногими словами. Только надо уметь вчитываться в текст и правильно его понимать.
Как относится Нина к своему поступку в начале рассказа?
Всё легко и просто; не выучила урока, не пошла в школу, при этом не задумывалась, не волновалась.
Она идёт украдкой в рощу и бегает за красивой бабочкой. Настроение весёлое.
2 часть до слов "Нина нахмурилась..."
Почему малыш удивлённо ответил на вопрос Нины? /Он ещё не знал, как можно пропускать уроки, обманывать родителей, поэтому удивился, услышав слова Нины "несчастный прогульщик" (был честным, правдивым)
Как относится автор к малышу, давайте посмотрим. Что говорит о глазах малыша? Найдите в тексте: добрые, доверчивые (всем верит и сам не способен на обман).
О нем самом? Смешной и добродушный (что значит - мягкий, добрый, ко всем относится с любовью, доброжелательно).
Отношение автора к малышу? С любовью.
3 часть до конца.
Как относится Нина к своему поступку в конце рассказа? (Она себя осуждает, сожалеет, что так поступила, заплакала, настроение грустное.)
Для чего автор говорит о том, что "слишком хорошо пели над головой птицы"? (Для того, чтобы подчеркнуть, насколько хорошо, радостно вокруг в природе, как тяжело у Нины на сердце. И если бы не ее поступок, то она тоже бы радовалась бы и солнцу, и небу, веселому пению птиц.) Этот прием в литературе называется контраст (описанием природы он подчеркнул отрицательные качества Нины).
А в какой момент в рассказе изменилось ее отношение к поступку? (когда мальчик сказал правду, почему он оказался в роще?)
Физминутка.
В каком предложении заключена главная мысль рассказа, зачитайте. (И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.)
ВЫВОД: Нине стало стыдно перед самой собой. Когда человек см себя осуждает, сам раскаивается в глубине души, то и говорят, что его грызёт беспощадная совесть.
Как понимаете смысл слова беспощадная? (Не знает пощады, непримиримый, жестокость, безжалостный.)
Правильно ли мы объяснили смысл слова "совесть"?
VII. Итог урока.
А вот как объясняется значение (смысл) этого слова в "Толковом словаре" современного русского языка: Совесть - это умение оценить свой поступок и нести ответственность за своё поведение.
Взяли бы вы Нину в друзья? Почему? (Сумела сама себя раскрыть, понять, скорее всего не будет больше пропускать уроки, потому что сама поняла, как это стыдно.)
А грызла ли вас когда нибудь совесть? (Примеры)
Попробуйте вспомнить произведения, которые мы читали в классе или дома, в которых описаны вот такие примеры?
- "Чук и Гек". Гайдара.
- "Федорино горе" К. И. Чуковский. (Её мучила совесть, что плохо обращалась с посудой.)
"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!"
Герои произведений оценивают свои поступки.
Через произведения, заглавие рассказа, рисунок мы с вами теперь знаем смысл слова "совесть".
VIII. Домашнее задание.
(Творческое задание)
- К последнему абзацу рассказа попробуйте нарисовать рисунок. (Внимательно прочитайте)
- Выразительное чтение.
- Отрывок "разговор Нины с мальчиком" по ролям.
Кроме этих произведений у него есть и такие. (Обращаемся к выставке книг.)