Современная австрийская поп-музыка на уроке немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


Цель учебного занятия: показать учащимся на основе современной популярной песни, как в современном австрийском обществе осуществляется связь поколений и происходит передача ценностей от старших к младшим.

Задачи учебного занятия:

  • развивать аудитивные умения учащихся на основе песни в стиле “austropop”;
  • развивать умения учащихся строить гипотезы на основе аудиотекста относительно его содержания;
  • развивать умение учащихся интерпретировать незнакомый текст и обосновывать его идею;
  • познакомить учащихся с фонетическими и лексическими особенностями австрийского варианта немецкого языка;
  • формировать адекватный образ жителей современного австрийского общества.

Оснащение:

  • аудиозапись песни группы “STS” “Grossvater”;
  • текст песни “Grossvater” для каждого учащегося;
  • фломастеры, бумага формата А4.

Ход учебного занятия

1. Организационный момент и введение в тему

Lehrer:

Heute besprechen wir das Thema „Oesterreichische Indentitaet“. Das Thema ist sehr umfangreich. Wir besprechen nur einen Aspekt des Themas, und zwar die Verhaeltnisse und die Beziehungen zwischen den Generationen in der oesterreichischen Gesellschaft. Wie es Ihnen wohl bekannt ist, sind diese Beziehungen auch in der russischen Gesellschaft nicht so einfach und eindeutig. Wie koennen Sie diese Beziehungen charakterisieren?

Lehrer:

Wie glauben Sie, wer versteht einander besser: Vaeter und Soehne oder Vaeter und Enkelskinder? Koennen Sie einige Beispiele aus ihrer eigenen Erfahrung anfuehren?

2. Построение гипотез по содержанию австрийской песни группы “STS” “Grossvater”

Lehrer:

Heute hoeren wir uns ein Lied aus Oesterreich. Das Lied heisst “Grossvater”. Wie meinen Sie, worum koennte es sich in diesem Lied handeln?

3. Прослушивание песни без опоры на печатный текст

Задание перед слушанием:

Lehrer:

Hoeren Sie sich jetzt das Lied an. Bestimmen Sie das Thema des Liedes. Wie ist die Situation im Lied?

Grossvater

Bei jedem Wickel mit der Mutter war mein
erster Weg von daheim zu dir
Un du hast g`sagt, sie is allein, des musst` versteh`n,
all`s vergeht, komm, trink a Bier
Dann hast du g`meint, das ganze Leb`n
besteht aus Nehmen und viel mehr Geb`n
Worauf i aus dein Kasten in der Nacht
die paar tausend Schilling g`fladert hab
Zum Verputzen in der Diskothek,
a paar Tag drauf hast` mi danach g`fragt
I hab`s bestritten, hysterisch `plaerrt
Dein Blick war traurig, dann hab i g`reart
Du hast nur g`sagt, komm, lass` ma`s bleib`n
Geld kann gar nie so wichtig sein

Wann du Krieg erzaehlt hast, wie du
am Russen Aug in Aug gegenueber g`standen bist
Ihr habt`s euch gegnseitig an Tschik an`boten,
die Hand am Abzug und hot zittert vor lauter Schiss
Oder dei` Frau, die den ganzen Tag dir die Ohr`n
vollg`sungen hat
du hast nur g`sagt i hab sie gern
I muass net alles, was sie sagt, immer hoer`n

Grossvater, kannst du ned owakommen auf an schnell`n Kaffee
Grossvater, i moecht dir so viel sag`n, was i erst jetzt versteh
Grossvater, du warst mein erster Freund und das vergess i nie
Grossvater

Du warst kein Uebermensch, hast auch nie so `tan,
grad deswegen war da irgendwie a Kraft
Und durch die Art, wie du dein Leben g`lebt hast,
hab i a Ahnung kriegt, wie ma`s vielleicht schafft
Dein Grundsatz war, z`erst ueberleg`n,
a Meinung hab`n, dahinterstehn
Niemals Gewalt, alles bereden
Aber auch ka Angst vor irgendwem
Grossvater, kannst du net ...

4. Вторичное прослушивание песни без опоры на печатный текст

Задание перед прослушиванием:

Lehrer:

Hoeren Sie sich das Lied noch einmal an und schreiben Sie dabei die Schluesselwoerter heraus.

Примерная картина выписывания ключевых слов:

nehmen und geben
ein paar tausend Schilling
Verputzen in der Diskothek
Geld nicht so wichtig
Krieg
am Russen gegenueber
die Hand am Abzug
die Frau
kein Uebermensch
Grundsatz
ueberlegen
niemals Gewalt
bereden
keine Angst vor irgendwem

5. Работа в малых группах

B групповой работе учащиеся должны прийти к консенсусу при составлении списка ключевых слов, отражающих основное содержание песни (фломастеры, бумага).

Каждая группа представляет свой список, вывешивая его на доске.

6. Построение гипотез о содержании текста песни в малых группах и их презентация

7. Прослушивание песни со зрительной опорой. Учащиеся получают печатные тексты песни

7. 1. Учащиеся читают текст песни про себя.

7. 2. Вопросы к учителю по поводу возникших трудностей в понимании диалектизмов.

Комментарий учителя:

Wickel = Streit

gefladert = genommen, gestohlen

das Geld Verputzen = das Geld schnell ausgeben

plдrren = laut und lange weinen

dann hab i g`reart = geweint

Ihr habt`s euch gegenseitig an Tschik an`boten = Ihr habt euch gegnseitig eine Zigarette angeboten

vor lauter Schiss = vor Angst

7. 3. Задание перед слушанием:

Lehrer: Hoeren Sie sich das Lied noch einmal an und sagen Sie, ob Ihre Hypothesen richtig waren.

7. 4. Прослушивание песни.

8. Интерпретация песни во фронтальной беседе с классом

Учащиеся определяют правильность высказанных ранее гипотез по содержанию песни и беседуют с учителем по ее содержанию.

Wie banahm sich der Junge?

Wessen schaemt er sich jetzt?

Wovon erzaehlte ihm der Grossvater?

Welche Werte ueberlieferte ihm der Grossvater?

Woran sehen Sie, dass der Enkel diese Werte akzeptiert?

Finden Sie die Situation typisch?

9. Задание перед вторичным прослушиванием третьего куплета песни со зрительной опорой

Lehrer:

Hoeren Sie sich jetzt die dritte Strophe des Liedes noch einmal an und sagen Sie:

Welche Werte bekam der Enkel von seinem Grossvater ueberliefert?

10. Учащиеся сообщают учителю полученную при аудировании информацию о тех ценностях, которые передал дедушка своему внуку, и интерпретируют цитаты из песни

Schueler 1: Das ganze Leben besteht aus Nehmen und viel mehr Geben.

Schueler 2: Geld kann gar nicht so wichtig sein.

Schueler 3: Zuerst ueberlegen, dann handeln.

Schueler 4: Jeder muss seine eigene Meinung haben.

Schueler 5: Niemals Gewalt, alles bereden.

Schueler 6: Du brauchst keine Angst vor irgendwem zu haben.

11. Подведение итогов учебного занятия во фронтальной беседе с классом

  1. Что нового внесла прослушанная песня в ваш образ австрийцев?
  2. Какие ценности передаются от поколения к поколению в российском обществе?
  3. Проведите кросскультурный анализ.
  4. Как вам понравилась песня группы “STS”? Расскажите о своих впечатлениях и чувствах во время слушания.

12. Домашнее задание на выбор учащихся

Вариант А: прочитайте текст песни и выпишите аустрицизмы, подберите к ним немецкие соответствия.

Вариант В: напишите текст песни на литературном немецком языке.

Вариант С: объясните, почему внуку сейчас хочется пригласить дедушку на кофе.