“Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры и духовности”.
Сценарий праздника “От весны до
осени”
для детей старшего дошкольного возраста:
Наглядные пособия:
На центральной стене изображены: “Весна”, “На рушнике каравай хлеба”, “Осень”.
Ход:
Дети в русских костюмах свободно входят в зал, рассаживаются
Ведущая: Здравствуйте, люди добрые! /гостям/
Разудалые молодцы русские! /мальчикам/
Здравствуйте, красны девицы! /девочкам/
Сегодня мы постараемся вспомнить про русские народные обычаи и традиции.
Соизвольте выслушать, люди добрые, слово вестное.
Как в старые годы прежние, жили люди.
Живали-то не по нашему, а по своему православному.
Вставали рано-ранехонько, с утренней зарей,
Умывались ключевой водой, со белой росой.
Молились всем святым и угодникам.
Долго длится зимняя пора на Руси, уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Со светлой надеждой ожидали прихода Весны, а чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд-закликание птиц и Весны.
Выходите, красны девицы и добры молодцы, закликать птиц!
/Дети с птицами в руках, ходят по кругу, поют закличку. “Прилети к нам куличок”
закличка, с.14. Русская народная песня для детей. Составитель Е.И.Яковишина. – СПб:
Детство-Пресс. 1999. – 40 с. /Приобщение детей к истокам русской народной культуры/
Жучик-крючик паучок, прилети к нам куличок.
Виту, виту, витулай, принеси весну в наш край.
1-й ребенок: Ой, кулики-жаворонушки
Прилетите, весну-красну принесите.
2-й ребенок: Принесите весну, на своем хвосту.
3-й ребенок: На сохе, бороне, на овсяном снопе.
4-й ребенок: С пряльцем и донцем, с новым веретенцем.
5-й ребенок: Весна приди! Три угодья принеси!
6-й ребенок: Первое угодье – в лугах половодье!
7-й ребенок: Второе угодье – солнце на подворье!
8-й ребенок: Третье угодье – зеленое раздолье! /рассаживают птиц/
Взрослый хор /“Весна-красна” р. н. песня, с.15. Русская народная песня для детей.
Составитель Е.И.Яковишина. СПб: Детство-Пресс. 1999. – 40 с.
/Приобщение детей к истокам русской народной культуры/
Под пение в зал входит “Весна” /ребенок/
Ведущая: Здравствуй, Весна-красна, ты, на чем пришла?
Весна: Я приехала на возочке, приплыла на челночке.
Ведущая: Весна-красна, чем ты нас дарить будешь?
Весна: Дарить буду ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.
Время скотинку на травку кормиться выгонять, поля пахать, да сеять.
Ведущая: Заводите хоровод.
Хоровод /“В темном лесе” русская народная мелодия, /журнал Д/В, 1993г./ /дети ходят по кругу, закручиваются в улитку, имитируют посев зерна/
Ведущая: Вот засеяли поля, а будущий урожай зависит от того, прольет ли дождь во время, напоит ли землю. Во время бездожия люди песнями-закличками вызывали его появление. Давайте и мы споем закличку! /с. 140. журнал Д/В №7-9, 2000г. Подборка “Дождик, дождик пуще!”/
Мочи, мочи дождь, на нашу рожь, Поливай весь день. Иди, иди дождичек,
На бабушкину пшеницу, на дедушкин ячмень. Пробуравь землицу, дай нам водицу.
Ведущая: В дни “пролетья”, когда Весна с Летом встречаются, на нивах начинают колоситься хлеба, натсупает христианский праздник – день Святой Троицы. В Троицин день девушки украшали березку лентами, цветами, плели венки, водили хороводы, кумились.
Взрослый хор /“Троица” р.н. песня, сборник “Лейся песня”. Выпуск 8. Русская народная песня, составитель Юрий Зацарный. Изд-во “Сов. Композитор”. 1989./ /под пение взрослых, девочки танцуют, украшают березку лентами, все проходят на места, остаются двое, одевают веночки/
1-я девочка: А мой венок-то лучше твоего!
2-я девочка: А чем это он лучше?
1-я девочка: На нем цветочков больше и я в нем краше тебя.
2-я девочка: А вот и нет – и ростом ты мала, и собой невидная.
Ведущая: Стойте, что это – ссора? В девичий праздник ссориться нельзя, а ну, помиритесь.
Девочки: А как?
Ведущая: Возьмите в руки венок, да сквозь веночек поцелуйтесь. Это называется – покумиться.
Давайте, покумитесь, /девочки целуются/.
Ведущая: Вот и настал день летнего солнцеворота. В это время праздновали Купала. По берегам рек разжигали купальские костры, считалось, что, перепрыгивая через такой костер, очищались перед началом жатвы, становились здоровыми и набирались сил. Давайте представим, что это купальский костер, попрыгаем через него.
“Перепрыгивание через костер”:
Прыгали хорошо, запаслись здоровьем и силой.
Ведущая: Июль-макушка лета, в доме и в амбаре пусто, да в лесу густо. Не прокормиться, коли в лес не пойдешь. Ходят ребята по лесу собирают грибы, ягоды, шишки и примечают:
а./ Если рясная малина - уродится добрая … /дети/ рожь.
б./ Много сморчков - к урожаю … /дети/ гречихи.
в./ Много сосновых шишек - к урожаю … /дети/ ячменя.
г./ Тучи комаров - быть хорошему … /дети/ овсу.
Молодцы, хорошо знаете приметы.
Ведущая: Грядет ильинская неделя, сенокосная пора. Дети первые помощники в поле ворошат и сгребают сено. В огороде созревшие овощи собирают. Поворотило лето на осень, пора ее встречать. Давайте споем закличку.
Осень, осень, в гости просим.
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождем, с перелетным журавлем.
/во время пения входит “Осень” - ребенок”/
Ведущая: Здравствуй, Осеница-царица, по злату мастерица. С чем пришла, что принесла?
Осень: Пришла я, с пряльцем, с донцем, с гребнем,
веретенцем,
С высоким колосочком, с широким снопочком.
Журавли-то за моря! Осеница – на поля!
Дети поют: “Песня о хлебе” музыка Бодренкова, слова М.Савельева /журнал Д/В №8, 1987г./ /девочки берут колоски и выстраиваются в три колоны/
“Танец с колосками”
Песня “Урожайная” русская народная обрядовая игра. /журнал Д/В №8, 1987г. с.108/
Хор взрослых “Поклонитесь хлебу русскому” музыка Иванова, слова Вериго /по окончанию песни, дети и взрослые делают русский поклон, уходят/
Ведущая: Вот и послушали вы, люди добрые, как живали в старину. Благодарствуем за приход и гляденье. /поклон/ уходит.
Сценарий праздника “За околицей”
для детей старшего дошкольного возраста
Зал украшен в стиле русской деревни.
Реквизиты: Пояс /красный, синий/ - Гашник; Пенек; Мешки /красный, синий/ - Остаток; Лента /красная, синяя по 8 метров/; Колокольчик; Веночки с лентами по 3 метра; Игрушки к загадкам; Два клубочка шерстяных ниток; Туесок с шишками; Лоток; Костюмы - ведущей и коробейника;
Музыкальный репертуар:
1. Грамзапись с русскими народными мелодиями, “Как у наших у ворот”, хоровод с прерыванием. /Музыка в детском саду. Выпуск 2. Песни, игры, пьесы, хороводы, развлечения. Составитель
Н.Ветлугина, Л.Волкова и др. Изд. Музыка. М.: 1999г. с.5, р.н.мелодия обработка Т.Лановой/;
2. Песни: “Во кузнице”, “Было у матушки семь дочерей”, р.н. песни. /с. 13,30, сборник “Кот Мурлыка”, С.Пушкина. Музыкальные игры и сказки для детей. М.: Кифара. 1998г./;
3. Частушки /альбом/
Ход:
В центре зала, ведущая в русском костюме. Под русскую народную музыку “Коробейники” входят дети, садятся по обе стороны зала.
Ведущая: Широка ты, Русь, по лицу земли,
В крае царственном развернулась.
У тебя ли нет, богатырских сил?
Старины святой, громких подвигов!
Здравствуйте, люди добрые! /гостям/
Здравствуйте, разудалые молодцы русские! /мальчикам/
Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! /девочкам/
В ярком, праздничном наряде, околица красуется, и невольно на нее весь народ любуется! Сегодня за околицей собрался русский народ-сибиряки.
Нижний край /показывает на сидящих слева/ да Верхний край /сидящие справа/
В почете у нас народная мудрость, русские обычаи и традиции. Сибиряки – народ суровый, гостеприимный и трудовой. Но умеют они не только хорошо работать, но и здорово веселиться. И сходятся по праздникам за околицей два деревенских края, показать свою удаль молодецкую, поразмяться в шуточных состязаниях – тут уж не зевай!
Как правило, в каждом краю есть свой мужик – заводила “Староста”. В знак особого доверия повязывают ему праздничный “Гашник” - пояс. Выберем старосту, да повяжем ему гашник /повязывает красный – верхнему краю, синий – нижнему краю/. Задачи старосты не просты, он следит за порядком в своем крае.
- Старосты, прошу вас, поздоровайтесь друг с другом и назовите свои имена /старосты знакомятся/.
- А теперь можно и силой помериться, а ну-ка попробуйте, за каким краем победа будет? /ставит пенек, старосты присев на колено, ставят локти на пенек, правыми руками смыкают ладони в замок/.
- А теперь у меня вопрос к гостям. Как принято десятки считать? Давайте все хором посчитаем 10, 20, 30, 40. Почему сорок? Не подскажете? Тогда я вам напомню. 40 – соответствует старинному слову “Сорок”, это охотничий мешок, в котором помещалось ровно 40 соболиннных шкурок. В народе его еще называют “Остаток”. Вот такой остаток каждому краю положим, и будем туда складывать шишки, которые вы будете зарабатывать своей смекалкой, ловкостью. К концу соревнований посмотрим, чей мешок будет тяжелее.
- Гуляние, как обычно, начиналось с “Задирок”.
А мы начнем с пословиц и поговорок. А как же, ведь пословица: душа и ум русского народа, в ней и к Родине любовь и хвала труду, и мудрость русского народа.
- Я скажу два слова из пословицы, а вы назовете ее полностью.
1. Лес рубят, … /щепки летят/;
2. Волков бояться, … /в лес не ходить/;
3. Шила в мешке … /не утаишь/;
4. Сделал дело, … /гуляй смело/
5. Без труда … /не вынешь рыбку из пруда/;
6. Делу время, … /потехе час/.
/раздает призы/
- Верно, молвится в пословице: “Делу время – потехе час”. Так давайте веселиться, хоровод водить, петь, плясать. Только сначало скажите мне, что в старину называлось красным товаром? /Ткани, кружева, ленты/.
Звучит музыка, входит “Коробейник”.
- А вот и коробейник идет, ленты разноцветные несет, яркие да приметные.
Коробейник: Молодцы, выходите, да беритесь за синюю ленту,
А девицы – за красную ленту /строят два круга/.
Ведущая: Прошу водить хоровод с прерыванием, /мальчики идут в одну сторону, а девочки в другую, звучит музыка, как только музыка прервется, хороводы останавливаются – дети стоящие напротив друг друга называют свои имена, первой произносит свое имя девочка/.
- А ну-ка молодцы, сейчас будем выбирать себе девицу, которая глянется.
/Все встают в большой общий круг, молодец выводит девицу, ей дается в руки колокольчик, у молодца глаза закрыты, по звуку колокольчика молодец ищет девицу, если отыскал, целует/
- Поцеловал парень девушку, косу ей плести должен.
От каждого края участвуют по одной паре, молодец, одевает девице на голову венок с лентами, выбирает двух дружек, которые будут помогать ему, заплетать косу.
/Нужно взять концы лент и, не выпуская из рук, меняясь местами, заплести косу, чей край быстрее заплетет, тому и шишка/.
Игра: “Заплети косу”.
Ведущая: По русскому обычаю, прежде чем заслать сватов в дом невесты, девицу проверяли в работе. Вот вам задание, девицы любезные: “Кто быстрее смотает нитки в клубочек”.
/Дает по клубочку ниток, самой проворной - гостинец в мешок/.
- И невеста есть, да женихи с чужого края. Неохотно дружки и подружки отдают своих девиц во чужую сторону, препятствия разные чинят, “стенка на стенку” выходят, чья возьмет! Выходите, своих невест защищать!
/ Все встают, стенкой взявшись за руки один край напротив другого края, “невеста” за “стеной”/.
Задача: Взять невесту в чужом краю. Сходятся со словами:
“ - Нам хотели запретить, во деревеньку ходить,
- Запретить не запретили, стенку камену сложили
- Стенку камену пробьем, и невесту заберем!”
Игра: “Похищение невесты”, /победителям призы/.
- И невесту забрали, значит, свадьбе скоро быть, а мы на ней будем зваными гостями. А подарки молодым у вас есть?
Коробейник: А вот у меня есть игрушки славные, забавные на любой вкус, дешево продаю, за смекалку отдаю, я вам загадку, а вы мне ответ. Кто отвечает, тот и получает.
Загадки: 1. Курочка пустодом, свила гнездо за двором. Сама - в гнезде, яички – наружу? /Картофель/
2. На крайчике, на сарайчике две куклы сидят, обе врозь глядят? /Рога у коровы/
3. Полно корыто пузырей намыто? /Соленые огурцы/
4. Ни свет, ни заря пошел, согнувшись со двора? /Коромысло/
5. На сковородку наливай, да вчетверо сбивай? /Блин/
6. Росло – повыросло, из штанов повылезло? /Мак/
- Что ж, люди добрые, да смекалистые, а чай и певуньи у вас есть? Не зря в народе говорят “Без песни, хоть тресни”. А народных песен видимо невидимо. Кто смелый, запевай!
Верхний край – “Во кузнице”, русская народная песня /с.30, сборник “Кот Мурлыка”/
Нижний край - “Было у матушки семь дочерей”, музыкально-игровая композиция /с. 13, сборник “Кот Мурлыка”/. /призы/.
- А какое гулянье без задорных, смешных частушек, посмотрим, чей край их больше знает? Запевайте! Частушки!
Частушки!
Все дети: А гармошка заиграла
И пустились ноги в пляс,
Мы про лапти – лапоточки,
Пропоем сейчас для Вас.
Мальчик: Ой, лапти мои, лапотушечки
До чего же хороши, как игрушечки.
Девочка: Подарил Матвей пять пар лаптей,
А куда же их девать?
Все: На вечорку одевать!
Мальчик: Ой, лапти мои, лапти ходики,
Попляшите лапоточки в хороводике.
Девочка: Ой, лапти мои носки выстрочены,
Не хотела, я плясать сами выскочили.
Мальчик: Что с лаптями не пойму - вправо, влево носятся,
Не стоят они на месте, так плясать и просятся.
Девочка: Ой, бей дробней не жалей лаптей
Лапти хода не дают
От гармошки отстают.
Ведущая: Что ж спели и сплясали славно, пора ваши доходы подсчитывать, чей край больше шишек добыл, да добру славу заработал.
/Подсчитывают в мешке шишки/.
Ведущая: Благодарю душевно всех, люди добрые. Желаю вам хлебушка в дом, да сало в ладонь!
Коробейник: До свидания, вам всем жить, да не тужить… До ста лет дожить! /Русский поклон/
Ведущая: А какой праздник без русского самовара, блинов да пирогов, проходите, попейте чайку! /Угощает/.