Урок словесности для учащихся 10-х классов на тему: "Звуковые средства художественной выразительности"

Разделы: Русский язык


Цели: 1) повторить известные учащимся звуковые средства языковой выразительности и продолжить работу по распознаванию их в тексте; 2) выявить их роль в организации художественного текста; 3) продолжить работу по комплексному анализу текста; 4)воспитывать у учащихся чувство уважения к родному языку.

Ход урока.

1.Проверка домашнего задания.

1. Беседа по тексту упр. 124 (отрывок из книги Вс Рождественского “Читая Пушкина”).

2. Индивидуальные задания (ученики зачитывают подобранные высказывания Ломоносова, Бальмонта, Замятина о текстообразующей роли слов с определёнными гласными и согласными).

В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубина и вышины; учащение письмен И, Е,Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей; через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность; через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль…(М. В, Ломоносов, “Риторика”.)

“О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: -Поле, Море, Простор. Все огромное проявляется через о, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром…Запоет, заноет, как колокол…Высокий свод вознесенного собора. Бездонное О”.(К. Бальмонт.)

“Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом…” (Е. Замятин.)

2.Объявление темы и цели урока.

-Сегодня на уроке мы продолжим работу со средствами художественной изобразительности. Наши цели – повторить звуковые средства языковой выразительности, продолжить работу по их распознаванию , выявить их роль в организации художественного текста и , конечно, продолжить работу по анализу художественного текста.

Начнём урок мы с терминологического диктанта (можно напомнить учащимся правила проведения такой работы: каждый термин проговаривается орфографически, потом даётся лексическое значение слова).

  • благозвучие
  • аллитерация ( повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи)
  • ассонанс (повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, усиливает выразительность поэтической речи)
  • звуковые повторы (повтор сочетаний звуков)
  • звуковой символизм (когда изолированный звук, взятый вне слова, наделяется особым значением)
  • ритм (повторение в стихотворной речи однородных звуковых особенностей)
  • интонация (основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чем он говорит)

-Один из самых сильных поэтических приемов – это звукопись. Она достигается искусной фонетической организацией речи: подбором слов близкого звучания, виртуозным сочетанием звуков, повторением одного и того же звука или сочетанием звуков, употреблением слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от воображаемого явления.

-Сравните представленные примеры. Определите, какие звуки настойчиво повторяются? Какие слуховые ассоциации и образы возникают у вас?

Люблю березу русскую, у-у-у-у-у-у
То светлую, то грустную. у-у-у-у-у
(А. Прокофьев)

Перед нами пример ассонанса (повторение одинаковых или сходных гласных звуков). Настойчивое повторение звука У может усилить настроение легкой грусти, нежности. Дело в том, что гласные звуки задают тон речи, наполняют ее звучанием, мелодичностью. Повышенная частотность гласных придает русской речи напевность.

По небу голубому
Проехал грохот грома. р-р-р
(С. Маршак)

Пирует Петр. И горд, и ясен р-р-р
И славы полон взор его. р
И царский пир его прекрасен. р-р-р-р
(А. Пушкин)

Это пример аллитерации (повторение одинаковых или сходных согласных звуков). Звонкий дрожащий упругий звук Р связывается в нашем сознании со значением активного шума, грома, грохота, раската, торжественного звона.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. В-в-в-в
Величавый возглас волн. В-в-в-в
Близко буря. В берег бьется б-б-б-б
Чуждый чарам черный челн. Ч-ч-ч-ч
(К. Бальмонт)

Повтор того или иного звука придает стихам выразительность и музыкальность. Это способствует созданию благозвучия. Такой прием очень часто применяют многие поэты, воспользовался им и Константин Бальмонт.

При использовании в стихотворениях таких приемов у слушающих возникают приблизительно одинаковые слуховые ассоциации и образы, потому что связь звука и смысла во многом определяется акустическими и артикуляционными свойствами звуков.

Повышенная частотность гласных придает русской речи напевность, а сочетание возможностей гласных и согласных создают необыкновенную красоту фонетического строя русского языка, чем умело пользовались и пользуются поэты. В. Г. Белинский так характеризовал язык Пушкина: “…все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря”.

-Давайте обратимся к художественному тексту. Я предлагаю вам произвести анализ стихотворения А. С. Пушкина “Буря”, выявить звуковые художественные средства и определить их роль в организации стихотворного текста.

3. Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Буря”

Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами,
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
С ее летучим покрывалом?
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури.

-Стихотворение А. С. Пушкина “Буря” (1825 г.), в котором описание бури переплетается с восторженным гимном деве “в одежде белой над волнами”, по лексическому составу и звуковой палитре очень выразительно.

-Назовите реальное время, место и действующих лиц. (Поздний вечер или ночь, скала над морем, лирический герой, дева)

-Рассмотрим лексический уровень стихотворения.

Почему Пушкин употребляет слово дева, а не девушка или девица? (Употребление традиционно-поэтической лексики придает строкам возвышенное звучание; это слово относится к словам высокого стиля)

-Выпишите из текста остальные слова высокого стиля, объясните их значение.

Всечасно (нар.) –постоянно, все время;

Мгла – завеса, пелена из тумана и капелек морской воды;

Бурная – созданная бурей

-Представьте эту картину зрительно. Что вы видите? (На сумрачном, бушующем фоне видится дева в белом летучем (т.е. летящем, “воздушном”) покрывале, которое сливается с белой пеной волн. И все это освещается алым блеском молний)

-Нельзя не обратить внимания на намеренную тавтологию: …летал с летучим покрывалом. Почему Пушкин оставил это? (Перед читателем возникает очень выразительный, словно написанный художником, образ “девы на скале”).

-Выделите ключевые слова, охарактеризуйте их с эмоциональной стороны. (С одной стороны, “ласковые” слова дева и волны, а с другой стороны – “суровые” буря, море и ветер. Уже в самых первых строках мы эту бурю слышим – в “завывании” гласных И и Е)

Здесь слово дева как бы растворяется в остальных словах: четырежды повторяется слог де- и столько же – ви(дел) – (де)вув о(дежде) – во(лнами).

Третья и четвертая строки – это уже другая стихия:

Когда, бушуя в бурной мгле, у – у - у
Играло море с берегами… р – р – р

В третьей строке звук у как бы повторяет звук бушующего, завывающего моря (ассонанс); в четвертой строке, напротив, использована аллитерация: настойчиво повторяется звук р ( так и слышишь рокот бьющихся о скалу валов!).

Кроме того, звук Р в этих двух строках составляет 10% от общего количества звуков, что почти в три раза больше нормы (3,7 % по данным А. М. Пешковского). Звук Р характеризуется обычно как сильный, мужественный, грубый.

Во втором четверостишии музыка гласных разного образования рисует нам, как ветер “бился и летал”:

Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С ее летучим покрывалом?

Слоги с гласным Е и здесь в изобилии. Они связаны с ключевыми словами море и ветер.

Но всепоглощающей стихией эти образы становятся в третьем, заключительном четверостишии:

Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, прекрасней бури.

Слова дева и волны органически вплетаются в общую картину. Одновременно каждая строка стихотворения пронизана мягким Л, частотность которого составила 8% при средней языковой частотности этого звука – 3,75% (по тем же данным Пешковского). Такая опора на “нежный” сонорный сообщает всему стихотворению плавность и легкость.

Вячеслав Иванов отмечал в этом стихотворении “красочные” сочетания со звуком Б, которые представлялись ему раскрытием звукообраза: буря – белое – блеск, белое в буре. И в самом деле, частотность этого звука превышает среднюю языковую: в стихотворении она составляет около 4% при норме 1,73% (по данным А. М. Пешковского).

-Какую же роль играют звуковые средства выразительности в стихотворении А.С. Пушкина “Буря”?

У Пушкина звукопись перестаёт быть внешним средством “украшения” стиха, она рождается из мысли, чувства и сливается с живыми интонациями поэтической речи. А. С. Пушкин широко использует в своем стихотворении такие яркие звуковые средства художественной выразительности, как благозвучие, аллитерацию, ассонанс, звуковые повторы. Это одни из сильных поэтических приемов, так как позволяют автору настроить читателя на особый, эмоциональный лад, будят остроту восприятия.

-Еще одно яркое средство художественной выразительности в этом стихотворении – рифма.

О классической рифме написано много – ведь она является одной из сильных позиций стихотворного текста: рифмующиеся слова выделены самим своим положением, они запоминаются, иногда между ними возникают семантические (смысловые) связи.

-Какова рифмовка стихотворения?

В первом и последнем четверостишии, где дается романтическое описание прекрасной девы, каждая строка оканчивается открытым слогом. Такие окончания считаются плавными, напевными

Второе четверостишие – описание бури с молнией и ветром – содержит только закрытые рифмы: озарял – летал, алым – с… покрывалом. Последние признаются резкими, отрывистыми, энергичными. Как видим, и здесь звуковое оформление соответствует содержанию.

Большинство рифмующихся слов (десять из двенадцати) содержат “нежный” сонорный Л. А во втором четверостишии мужские и женские рифмы совпадали в едином –ал-: озарял –алым – летал – покрывалом. Субъективно это –ал- может ассоциироваться с трепетанием белого покрывала.

-В чем особенность синтаксического строя стихотворения? Чем это можно объяснить?

Первые восемь строк составляют одно вопросительное предложение с анафористически построенными придаточными (Когда… Когда) и деепричастным оборотом.

Заключительные четыре строки передают восхищение поэта девой. Зрительная картина “бурной мглы” дополняется здесь изображением “неба в блесках без лазури”, т.е. не безмятежного голубого (лазурного) небосвода, а темного неба с яркими вспышками молний. Для описания такой картины как нельзя лучше подходит сложное бессоюзное предложение.

4. Подведение итогов урока.

Проанализировав стихотворение А. С. Пушкина “Буря”, мы увидели, что содержание пушкинского шедевра воплотилось в совершенной языковой форме. В основе звуковой организации поэтической речи поэта лежит стремление найти для каждого художественного образа определенное реалистическое выражение. А. С. Пушкин широко использует в своем стихотворении такие яркие звуковые средства художественной выразительности, как благозвучие, аллитерацию, ассонанс, звуковые повторы. Это одни из сильных поэтических приемов, так как позволяют автору настроить читателя на особый, эмоциональный лад, будят остроту восприятия.

5. Домашнее задание.

Справочные материалы о средствах художественной изобразительности учебника на с.57, анализ поэтических отрывков в упр. 132, 133, 134, 135 (по выбору учащегося).

Использованная литература:

  1. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Под ред. И. Б. Голуб. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001.
  2. Тимофеева О. В. Стихотворение А. С. Пушкина “Буря”. “Русский язык в школе” №1, 2002.
  3. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Учебник-практикум “Русский язык для старших классов”. – М.: Вербум-М, 2002.
  4. Дейкина А.Д., Пахнова Т. М. Тематическое планирование на основе учебника-практикума “Русский язык для старших классов”. – М.: Вербум-М, 2002.