Цели:
Задачи:
А. Вивальди;
Наглядность:
А. Вивальди “Весна”, С. Соснин “Солнечная капель”.
О борудование: магнитофон, кассеты с записью, видеомагнитофон, карандаши, фломастеры, тетради.
Методы: наблюдение, сопоставление, словесное рисование, активный диалог, ассоциативный поиск.
Художественно – педагогическая идея урока:
Природа щедро дарит чудеса,
И ждёт взамен труда и удивленья.
Константин Васильев, художник.
Вход: А.Вивальди “Весна”
Музыкальное приветствие.
Музыкальная посадка.
У.: Наш урок я хотела бы начать с особых слов. Внимательно вслушайтесь в них и выразите своё отношение: “Настоящий зритель, слушатель – это такой же творец, как и композитор, художник, поэт”. (Настоящий зритель, слушатель чувствует, сопереживает, мыслит вместе с творцом, тогда говорят, что зритель, слушатель начинает творить, глядя на произведение).
Я хочу, чтобы каждый из вас выбрал именно этот путь работы на уроке, работа души, сердца, трудиться, искать, сопереживать для того, чтобы наполнить в конечном счёте свою душу красотой и богатством.
Тема сегодняшнего урока – Образ весны в музыке и живописи.
О каком времени года пойдёт речь?
Д.: Время года - весна.
У.: Это чудесное время года. А “природа щедро дарит чудеса, и требует взамен труда и удивленья”. Не случайно вступлением к уроку я взяла эти слова. К ним мы ещё вернёмся. Помогут нам понять чудеса весенней природы музыка и живопись.
Распевка сегодня тоже будет весенняя.
Мы подготовили свой голос к пению и разучим новую песню. Послушайте её, какое настроение в ней? ( Соснин. "Солнечная капель").
Д.: Музыка весёлая ,звонкая, радостная, бодрая.
У.: Музыка звучала одинаково по характеру или нет?
Д.: В куплете плавно, в припеве – отрывисто.
У.: Что изображает припев?
Д.: Как падают капли.
У.: Эта песня называется “Солнечная капель”. Её композитор – Сергей Соснин (разучиваем 1 куплет и припев).
Такой показал нам весну композитор Сергей Соснин. Какую можно представить картину?
Д.: Солнечный, весёлый, радостный день, капают сосульки, звенят, бегут, журчат ручьи.
У.: Сейчас вы увидите другую картину – весенний пейзаж, который привёл в восторг и зрителей, и художников, и критиков, и до сих пор очаровывает всех, кто её видит. Что такое мог написать художник, что удивило и обрадовало всех?
Д.: …
У.: Алексей Кондратьевич Саврасов написал картину “Грачи прилетели” (показ). Есть ли в ней что – нибудь необыкновенное?
Д.: Нет. Окраина села.
У.: Берёзы ровные и стройные?
Д.: Нет, кривые, корявые.
У.: Что ещё видите на этой картине?
Д.: Тает снег, появились лужи, забор через всю картину, деревянные дома и сараи, облупившаяся церковь, поля, с которых сходит снег, грачи вьют гнёзда.
У.: День яркий, солнечный?
Д.: Пасмурный, серенький.
У.: Обыкновенные задворки. Что может быть здесь привлекательного? Но как украшает жизнь умение увидеть, почувствовать, как это увидел и почувствовал художник, дыхание весны!
У.: Мартовский тающий снег. Но заметьте, у забора снег какой? (белее). Он начал оседать, проваливаться, наполняться влагой. Влажный снег заголубел, чуткий глаз живописца заметил тени и прутики, выроненные грачами. Когда – то здесь пробегал мальчишка и его следы ещё видны на снегу. Грачи истоптали поверхность снега своими лапками. Становится талой водой снег. Разве это не чудо? У каждой лужи свой облик, своя жизнь, свой характер. Очертания большой лужи неровные, она расползается. Птицы что делают?
Д.: Хлопочут у своих гнёзд.
У.: Какого цвета птицы?
Д.: Почти чёрного.
У.: Чёрный цвет позволяет ощутить воздушность облаков, переливы оттенков голубого, серого, белого цветов. Небо проглядывает сквозь облака нежного бледно – голубого цвета. Так, даже ничем не приметные задворки могут показать всю поэтичность русской природы. Какой месяц весны? Почему?
Д.: Март. Грачи прилетели, вьют гнёзда.
У.: Кто знает, откуда пришло слово “март”? Это слово не русское и пришло к нам из Византии. Мартиус, март назван по имени бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая, скотоводства, мирного труда.
17 марта – день прилёта грачей. В давние времена новый год начинался весной. Грачи – первые вестники весны. Как встречали весну раньше? В эти дни дети бегали стайками по селу с птицами, сделанными из теста. Одних они разбрасывали в поле, чтобы земля дала богатый урожай. Других надевали на длинные шесты и раскачивали так, что птицы казались летящими. При этом ребята пели песни – заклички Как назывались такие песни?
Д.: Веснянки.
У.: Какие веснянки вы знаете?
Д.: …
У.: Одну из таких веснянок мы разучивали с вами в 1 четверти. Послушайте и скажите, что особенного в Веснянках? (слушание Веснянки)
Д.: В Веснянках много раз повторяются настойчивые, восклицательные интонации.
У.: Исполним эту Веснянку. Кто желает один её спеть? (исполнение)
У.: Я считаю, что вы устали и вам надо немного отдохнуть. Повторяйте за мной: (разминка)
Лес большой был полон звуков
Кто – то выл, а кто мяукал. (По-весеннему,
покажите)
Кто – то хрюкал, кто – то топал,
Кто – то крыльями захлопал,
Кто пищал, кто молчал.
Ну, а кто весенний аромат цветов вдыхал!
У.: Какие весенние цветы вы знаете? Что за первый весенний цветок, растущий прямо из – под снега?
Д.: Подснежник.
У.: Этот цветок можно назвать чудом, удивления которому нет предела. В каком месяце появляются подснежники?
Д.: Апрель.
У.: Композитор Пётр Ильич Чайковский написал пьесу, которую так и назвал “Апрель. Подснежник”. Послушайте произведение, насладитесь музыкой, ощутите краски весны, почувствуйте их у себя в душе. Время звучания музыки можно взять карандаши, фломастеры и нарисовать всё, что вам навеяла эта музыка. (слушание)
У.: Мы с вами сегодня говорили о весне русской. А вы знаете что – нибудь о весне в других странах мира, например, в Америке?
Д.: Там нет таких суровых морозов, нет столько снега.
У.: Значит и весна там не такая бурная, но тоже очень красивая. Сейчас посмотрим какая весна в Америке, и поможет нам лучше понять, почувствовать её музыка Антонио Вивальди “Весна”. Насладитесь музыкой и красотой природы. (видеофильм)
У.: Сливается ли музыка с пейзажем, звучит ли в один голос с природой? Докажите.
Д.: …
У.: Где вы слышали эту музыку?
Д.: В начале урока.
У.: Какие произведения музыки и живописи помогли нам проникнуться сердцем к природе, почувствовать образ весны?
У.: Как же вы понимаете слова, прозвучавшие в начале урока: “Природа щедро дарит чудеса и требует взамен труда и удивленья”?
Д.: Природа действительно дарит чудеса, а произведения искусства помогают нам их лучше понять.
У.: Но не всем дано увидеть эти чудеса. Для этого нужно трудиться. А как трудиться? Переносить тяжести, заниматься физическим трудом или трудиться душой и сердцем?
Д.: Чтобы понять, почувствовать нужно трудиться душой и сердцем.
У.: Я хочу отметить, что каждый из вас сегодня был настоящим своеобразным творцом, вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Приглядывайтесь к родникам –
Ничто не повториться.
За мигом – миг, за шагом – шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так, и всё не так через одно мгновенье.
У.: Сегодня, когда вы будете идти домой, посмотрите на ожившую природу глазами Вивальди, Чайковского, Саврасова (домашнее задание).
У.: На этом наш урок закончен, но хотелось бы доставить ещё одну маленькую радость всем присутствующим гостям вашей любимой песней. (Исполняется песня по желанию детей)
Музыкальное прощание.
Выход из класса А.Вивальди. "Весна".