Эстетическое воспитание детей средствами вокального искусства

Разделы: Работа с дошкольниками


Модифицированная программа “Эстетическое воспитание детей средствами вокального искусства” предусматривает максимальное развитие вокальных способностей детей в возрасте 5-6 лет. Протяженность индивидуальных занятий составляет 30 минут, два раза в неделю.

Цель программы – создание условий для выявления и развития творческого потенциала воспитанников, формирования музыкально-эстетического вкуса, развития эмоционально-волевой сферы.

Задачи программы

в области образования:

- научить анализировать и описывать воспринятое звучание;

- обеспечить и сформировать у воспитанников оптимальные качества звучания голоса при исполнении вокальных произведений (выработка четкой дикции, владение певческим дыханием, знание правил звукообразования);

в области воспитания:

- воспитание музыкально-эстетического вкуса;

- формирование сценической культуры (культуры речи, движения);

в области развития:

- развитие вокального слуха, исполнительского мастерства, навыков эмоциональной выразительности;

Программа предполагает реализацию следующих принципов.

Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника. И чем больше хорошей музыки он будет слушать, тем отчетливее может провести грань между посредственным исполнением и высокохудожественным произведением.

Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.

Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.

Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.

Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям. В работе над художественным образом в исполняемых произведениях уже с первых упражнений рекомендуется вводить для воспитанника различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивленно и т.д. Выполняется двойная задача: в упражнение вносится разнообразие – развивается мимика, эмоциональная отзывчивость поющего.

В своей работе мы используем некоторые методы вокальной педагогики.

Концентрический метод, основоположником которого является русский композитор и вокальный педагог М.И. Глинка. На первом этапе обучения начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка.

Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.

Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, полетности, звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих согласных, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.

В своей педагогической деятельности мы применяем ряд методических приемов, направленных на поддержку интереса детей к певческой деятельности, осознанное и эмоциональное выразительное исполнение:

- прием вслушивания в показ преподавателя и анализ услышанного. Выразительное исполнение песен вызывает у детей эмоциональный отклик. Они могут охарактеризовать песню в целом (“яркая”, “сказочная”, “ласковая”);

- прием инсценирования песни. Исполнение любой песни предполагает мини-спектакль, и здесь важным моментом является эмоциональная отзывчивость и выразительное исполнение песни с элементами театрализации именно на ранних этапах обучения;

- прием произношения текста песни активным шепотом на крепком выдохе вызывает ощущение опоры на дыхание, активизирует дыхательную мускулатуру. Детям предлагается произносить несложные четверостишия на выдохе в ладошку, например:

“Вы коты, коты, коты,
У вас желтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты”;

- декламация текстов песен. Выразительное чтение текстов является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов (прием развития образного мышления).

Таким образом, методические приемы способствуют формированию слухового восприятия, творческим проявлениям детей, развитию воображения.

Одним из обязательных условий гармоничного развития детей мы считаем формирование у каждого ребенка установки на сохранение здоровья и здорового образа жизни. Нами используются звуковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика, элементы самомассажа.

В блок артикуляционной гимнастики входит комплекс упражнений В.В. Емельянова по подготовке речевого аппарат к дыхательным звуковым играм и элементы несложного самомассажа, которыми ребенок дошкольного возраста может овладеть и использовать.

Упражнение 1. Четыре раза прикусить зубами кончик языка. Повторите 4 раза (далее каждое задание исполняется 4 раза).

Упражнение 2. Высовывать язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.

Упражнение 3. Покусывать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

Упражнение 4. Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.

Упражнение 5. Упереться языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Упражнение 6. Пощелкать языком, изменяя форму рта.

Упражнение 7. Покусывать нижнюю губу, верхнюю губу, втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Упражнение 8. Пройти по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем.

Упражнение 9. Пройти по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев.

Упражнение 10. Поставить указательные пальцы на переносицу и проконтролировать “сморщенный” нос.

Упражнение 11. Массировать пальцами челюстно-височные суставы.

Для поддержания интереса детей к процессу обучения пению особая роль отводится занятиям-играм. Сознательная установка воспитанников формируется именно в игре, но не просто в воспроизведении заданных правил игры, а в самовыражении своего “Я” всеми возможными средствами.

В своей деятельности мы используем звуковые игры, направленные на развитие дыхания с участием голосового аппарата.

Занятие-игра “Прогулка” (для детей 5-6 лет)

Цели: развитие навыков эмоциональной выразительности, владение певческим аппаратом.

Методический материал: использованы вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева, В. Емельянова.

Ход занятия: дети образуют круг, внимательно слушают рассказ учителя, выполняют соответствующие упражнения.

Рассказ

Упражнение

Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. Дети быстро “щелкают” языком на полуулыбке (высоко).
Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. Дети медленно “щелкают” языком, вытянув губы (низко).
И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. Поочередно высоко-низко, быстро-медленно “щелкать” языком.
Но однажды подул сильный ветер. Активный долгий выдох через рот 4 раза.
Лошадка подошла к своей маме и спросила: “Можно мне погулять?” “Щелкать” высоко.

От нижнего звука “у” до верхнего “о” - “у – о”?

“Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер”. От верхнего “о” к нижнему “у”

“о – у”.

Но Лошадка не послушалась и побежала “Щелкать” высоко
Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. “Ах, какая прелесть”, - подумала Лошадка, подбежала к цветки и стала его нюхать. Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком “а”, медленно 4 раза
Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. “Щелкать” высоко.
Вдруг Лошадка услыхала странный звук. Долгий звук “ш-ш-ш”
“Подойду-ка я поближе”, - решила Лошадка “Щелкать” высоко
Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку Звук “ш” короткий по 4 раза
Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик.  

Звук “ф” по 4 раза

Застрекотал кузнечик. Звук “ц” по 4 раза
Пролетел жук Звук “ж” продолжительный
За ним – комар Звук “з” продолжительный
А ветер дул все сильнее и сильнее Продолжительный выдох
Лошадка замерзла Звук “брр” 4 раза
И побежала домой “Щелкать” высоко
Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама “Щелкать” низко медленно
Она стала согревать Лошадку Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза

Дикционные упражнения способствуют чистоте интонирования, красоте звучания голоса, исправлению речевых дефектов. С огромным удовольствием дети произносят скороговорки в различных вариантах говорения – от шепота до громкого звучания, от медленного темпа до быстрого, от коллективного проговаривания до распределения текста по ролям, при этом учитывается и эмоциональный аспект, чтобы текст не был “сухим”.

Для развития у ребенка выразительности и воображения при передаче различных эмоциональных состояний нами используются лаконичные игровые упражнения М.И. Чистяковой.

Лисичка подслушивает (для детей 3-4 лет).

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительные движения. Голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.

Поза. Ногу выставить вперед, корпус тела слегка наклонить вперед.

Цветок (для детей 4-5 лет).

Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны-вверх – цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Примечание. Содержание игровых заданий детям читать не следует. Взрослый должен эмоционально пересказать предложенную в упражнении ситуацию. Она является лишь основой для создания множества вариантов на заданную тему, с учетом эмоциональных особенностей каждого конкретного ребенка.

Таким образом, игровые занятия, направленные на развитие эстетических эмоций, формирование культуры речи, движения являются необходимым элементом решения задач по эстетическому воспитанию детей.

Большое значение для формирования эстетических чувств детей, их духовного развития мы отводим подбору репертуара. Главным критерием значимости любого произведения является его содержательная сторона, доступная пониманию детей. Сила эмоционального воздействия исполняемой песни во многом зависит от того, как мы сумеем подать ее, что скажем о ней, как направим внимание детей, чтобы произведение дошло до их сердца, вызвало заинтересованность. Для развития музыкальности, общей культуры ребенка в репертуар включается разножанровая вокальная музыка: русские народные песни в обработке, произведения русских и современных авторов, западных композиторов-классиков. Темпы усваиваемости репертуарных произведений зависят от индивидуальных особенностей воспитанников. В прохождении нотного материала главным критерием результативности является качество исполнения - осознанное, художественно-эстетическое.

Таким образом, используемые принципы, методы, приемы и формы организации музыкальной деятельности детей взаимодополняют друг друга, обогащая процесс эстетического воспитания, создают максимально благоприятные условия для развития музыкальных способностей детей, эстетического вкуса, потребности в музыке.

Для изучения и оценки результативности педагогической деятельности нами использовался метод экспресс-анализа, разработанный О.А. Сафоновой, позволяющий при минимальных затратах времени и усилий получить достоверную информацию о достижениях и продвижениях детей в плане их соответствия некоторому среднему уровню развития музыкальности, установленному для детей дошкольного возраста.

Для определения направлений и форм индивидуальной работы с детьми мы используем некоторые виды контроля как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников.

Предварительный контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявление исходного уровня подготовки воспитанников.

Формы контроля:

- собеседование – выявляются интересы и творческий уровень детей;

- прослушивание – выявляются музыкальные данные ребенка: музыкальная память, музыкальный слух, ритм; вокальные данные ребенка – тембр, диапазон, четкость произношения.

Текущий контроль определяет степень усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала.

Форма контроля:

- индивидуальный план воспитанника, в котором фиксируются стартовые возможности, творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанника на конец года и рекомендации на следующий год.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение.

Форма контроля:

- отчетный концерт в конце учебного года, который способствует развитию музыкальных способностей детей, демонстрирует творческий рост, являлся видом поощрения и стимулирования воспитанников.

Самоконтроль воспитанника выражается в самодисциплине, четкой организации выполнения домашнего задания, ответственности перед выступлением.

Используемые нами формы, методы, приемы организации музыкально-эстетической деятельности позволили создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса, эстетической культуры воспитанников, обогатить процесс эстетического воспитания в целом.

И если подлинно поется,
И полной грудью, наконец,
Все исчезает – остается
Пространство, звезды и певец!

О. Мандельштам