Роль дифференцированного обучения в развитии творческой личности ученика

Разделы: Общепедагогические технологии


Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать разные проекты – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь детям самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни. Поэтому, начиная с первых лет обучения, нужно приучить учащихся к самостоятельной работе, к поиску нетрадиционных решений, к творческой работе. Если учитель не будет постоянно заботиться о развитии мышления, поставляя “ пищу для ума”, то ученики не смогут состояться как творческие личности. Главная задача учителя – содействовать творческому восприятию учащимися учебного материала и их желанию самосовершенствоваться. Математика в этом плане обладает исключительными возможностями.

Опыт показывает, что уже в самом начале обучения дети способны испытывать удовлетворения от напряженной умственной деятельности, радость от решения поставленных учебных задач. Важно добиться такого положения, когда двигателем процесса познания является желание учащихся узнать новое, неизвестное. Итак, развитие творческих способностей учащихся нужно начинать как можно раньше с учётом возможностей возраста.

Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное обучение. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Реальностью, обусловливающей необходимость дифференцированного обучения математике, являются объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.

Выявить уровень интеллектуальной одарённости детей можно путём постановки специальных заданий (разной степени сложности). Их можно разделить на 2 вида:

  1. Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило, выполнять преобразования по формулам и следовать алгоритмам.
  2. Дополнительные задания. Эти задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующего сравнения, анализа, определенных выводов. Они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательными заданиями. Эти задания ставят своей целью привитие интереса к самостоятельной творческой деятельности.

По описанным выше критериям я выделила в 10-м классе 2 группы:

  • группа A – дети со средними способностями (20 учеников – 83%)
  • группа Б – учащиеся с высоким темпом продвижения в обучении (4 ученика – 17%).

В течение года учащимся предлагались задания творческого характера. Привычные способы решения у слабых учащихся навязчиво воспроизводятся, мешают вести поиск в разных направлениях, сковывают мышление, в конечном счёте тормозят развитие, поэтому задания предлагались учащимся обеих групп. В содержании уроков включались разбор нестандартных задач, проблемные ситуации, использовались элементы дискуссии, что способствовало к активизации учащихся всего класса. Домашние задания также давались дифференцированными. Предлагались выполнять дома или ряд тренировочных упражнений, или вместо них – дополнительное задание, содержащее элементы догадки. Оно по объему может быть меньшим основного. Не догадался – выполняет ряд тренировочных упражнений. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении математике помогла сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, умение самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных задач, логически мыслить, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении.

В конце этого экспериментального исследования наблюдался переход учащихся из группы А (17 учеников – 71%) в группу Б (7 учеников – 29%). Дети из группы А, постепенно справляясь с заданиями обязательного уровня, стали интересоваться дополнительными заданиями повышенной сложности. В 11-м классе подвела итоги дифференцированной работы по группам и сделала анализ полученных результатов, который показал, что успеваемость повысилась. В группе А средний балл обученности повысился на 0,2, в группе В на 0,3.

Таким образом, исследование показало, что использование в учебном процессе развивающих заданий, разработанных с учётом интеллектуальных способностей учащихся, развивает логическое мышление и творческие способности ученика, а также оказывает значительное влияние на спешность обучения в школе.

Мною была разработана анкета на изучение отношения учащихся к творческим заданиям, проводимых на уроках математики. (Приложение). Анкетирование было проведено в трех 10-х (математическом, гуманитарном, общеобразовательном) и трех 11-х (математическом, биологическом, общеобразовательном) классах. Анализируя отношение учащихся к творческим заданиям можно заметить, что в математических классах часто на уроках математики выполняют задания повышенного уровня сложности и интерес к творчеству в данных классах намного выше, чем в гуманитарном, биологическом и общеобразовательном классах. Следовательно, интеллектуально одаренные дети, обучающиеся в математических классах, отличаются и творческими способностями. Они реже испытывают трудности при решении задач, требующих творческой деятельности. В тех классах, где создавались условия, побуждающих ученика к активной творческой деятельности и обеспечивающих его участие в ней, и отношение учащихся к учебе другое. Большинство учащихся в этих классах учатся с интересом в школе.

Сравнивая отношения к творческим заданиям учащихся 10-х и 11-х классов можно заметить, что учащиеся 11-х классов чаще выполняют нестандартные задания во внеурочное время, чем учащиеся 10-х классов и считают, что выполнения творческих заданий способствуют к успешной сдаче выпускных экзаменов. Большинство учащихся как профильных, так и общеобразовательных классов считают, что при создании творческой ситуации на уроках нужно учитывать индивидуальную особенность ученика, и согласны с тем, что развитие интеллектуальности в стенах школы помогает в будущем в достижении жизненных целей. Первым этапом учебной деятельности, влияющей на весь дальнейший ее ход и результаты, является мотивация. Следовательно, при дифференцированном обучении математике очень важно уже на этом этапе осуществлять учет индивидуальных особенностей учащихся.

Каждый учитель готовит своих учеников к выпускному экзамену по-своему. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по математике содержат от 30 до 40% заданий повышенного уровня сложности, требующих применения нестандартных рассуждений. Задания ЕГЭ составлены так, что по результатам экзамена можно судить о наличии у выпускников базовых знаний и выявить среди участников тех, чей уровень знаний весьма высок. К сожалению, в большинстве учебников для средней школы практически отсутствуют задачи, которые способствовали бы подготовке учеников к деятельности творческого характера и формированию у них соответствующих интеллектуальных умений. Использованию логических приемов в преподавании уделяется очень мало внимания. Попросим ученика решить, допустим, такое уравнение: |х2 + х – 2| + х2 + х – 2 = 0. С чего начинает решение ученик? – С того, о чем ему все время твердил учитель, с раскрытия модуля. Очень важно, чтобы учащиеся увидели в уравнении два трехчлена, один из которых может отличаться от другого только знаком. Сумма двух “почти одинаковых” слагаемых, из которых одно слагаемое неотрицательно, может равняться нулю тогда, когда второе не положительно, т.е. когда х2 + х – 2 <= 0. Отсюда –2 <= х <= 1. Математические знания учащихся слишком часто оказываются формальными, у основной массы учащихся не формируется разумный подход к поиску способа решения незнакомых задач. Поэтому важным становятся не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

В классах, где последовательно и целенаправленно осуществляется работа по развитию умений и навыков самостоятельной деятельности, создавались условия, побуждающих ученика к активной и творческой деятельности, качество знаний выше. Дети легче преодолевают такие трудности, как зачёт, сдача ЕГЭ, становятся конкурентоспособными при поступлении в высшие учебные заведения и в дальнейшем легко привыкают к студенческой жизни.


Приложение

Анкета на изучение отношения учащихся к творческим заданиям

№ п/п Вопросы Ответы        
       
1 Часто ли Вы решаете на уроках математики задачи повышенного уровня сложности? А) постоянно        
Б) часто        
В) редко        
Г) нет        
2 Нравится ли Вам решать на уроках задачи творческого характера? А) да, это так        
Б) в основном да        
В) в основном нет        
Г) нет        
3 Испытываете ли Вы трудности при решении задач, требующих творческой деятельности? А) постоянно        
Б) часто        
В) редко        
Г) нет        
4 Выполняете ли Вы нестандартные задачи во внеурочное время? А) постоянно        
Б) часто        
В) иногда        
Г) нет        
5 Нужно ли учитывать уровень интеллектуального развития ученика при создании творческой ситуации на уроках? А) да        
Б) в основном да        
В) в основном нет        
Г) нет        

6

Удается ли использовать Ваши математические знания на других уроках? А) постоянно        
Б) часто        
В) редко        
Г) нет        
7 Способствуют ли выполнения творческих задач на уроках к успешной сдаче выпускных экзаменов? А) да        
Б) недостаточно        
В) плохо        
Г) нет        
8 Согласны ли Вы с тем, что развитие интеллектуальности в стенах школы помогает Вам в будущем в достижении жизненных целей? А) да        
Б) не совсем согласен        
В) не согласен        
Г) не знаю        
9 Ваше отношение к учебе в школе А) учусь с интересом        
Б) без особого интереса        
В) не интересно        
Г) сомневаюсь в полезности учебы