Методическая деятельность предполагает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по всем аспектам преподаваемых предметов и по всем видам педагогической деятельности. Существует много определений методической работы. Нам наиболее приемлемой кажется следующая:
“Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их… научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства”.
Если говорить о совершенствовании методической работы на современном этапе, то нужно, на наш взгляд, говорить в первую очередь об исследовательской деятельности учителя, т.е. о совмещении его практической работы и изучении новых методик и технологий.
В разные времена теория и практика образования взаимодействовали по-разному. Бывали периоды лидирующей роли науки, и тога школа строилась и действовала по предписаниям учёных. Бывало и наоборот, когда лидировала практика. Но ни один из этих периодов не был продолжительным.
Время показало, что наступает новый этап связи науки и практики. Он состоит в том, чтобы приобщить учительство к исследовательской деятельности, дать ему в руки “удочку” в виде технологии исследования и научить его самого решать научным способом текущие школьные проблемы.
Опыт многих школ убедительно доказал, что выживают те из них, которые овладели исследовательскими знаниями и умениями, ведут востребованные исследования, обслуживающие поставленные практикой задачи.
Исследовательская деятельность в школе может быть проведена успешно, если:
- её цели и задачи органично вытекают из реально существующих в практике школы противоречий и направлены на их решение;
- выполнение исследовательских функций педагогами-практиками имеет нормативно-правовое обеспечение;
- педагоги-практики имеют достаточно высокую инновационную готовность;
- руководство школы способно выполнять менеджерские функции по отношению к организации и проведению научного исследования.
В какой сфере деятельности школы можно проводить исследования? Практически в любой: управленческой, организационной, духовно-нравственной, дидактической, методической, технологической. Где возникли осознаваемые противоречия, от снятия которых зависит качество образования, там и можно проводить.
Вопрос, который волнует современного руководителя школы, заключается в том, что нужно сделать для того, чтобы исследовательская деятельность учителя стала важной и, на наш взгляд, обязательной для каждого учителя не только в год аттестации, но и ежегодно?
Во-первых, нужно научить педагога видеть результаты своей деятельности и уметь анализировать их. С этой целью нами разработаны:
- журнал учёта знаний и умений учащихся;
- журнал мониторинга учителя-предметника;
- журнал мониторинга руководителя МО.
Все эти документы позволяют учителю, используя прилагаемые памятки, проанализировать полученные результаты самому, увидеть результаты коллег, рассмотреть проблемы на МО.
Во-вторых, нужно создать систему самообразования, которая бы позволила расширить исследовательскую деятельность учителя. Данную систему можно представить следующей таблицей.
Положение о проекте “Работа учителя по самообразованию”.
1. Цели и задачи проекта.
- постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
- изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм уроков;
- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и оценка их;
- выявление передового опыта;
- повышение уровня методической культуры учителя;
- создание банка методических находок.
2. Организация работы.
Деятельность учителя по самообразованию организуется через участие:
- в научно-практической конференции учителей “Знание. Опыт. Поиск”;
- в проекте “Лучшая методическая разработка”;
- в проведении “Дня предмета”;
- в подготовке школьников к участию в “Дне науки и творчества”.
3. Участники проекта.
В проекте принимают участие все учителя МУО-СОШ № 6.
4.Форма подведения итогов.
Подведение итогов проводится поэтапно:
1. Оценка представленных работ и результатов
деятельности учителя и его учащихся на заседании
МО (Коллегиальное выставление оценок в
ведомости).
2. Сводная оценка деятельности учителя
методическим кабинетом школы с добавлением
оценки посещенных уроков.
5. Сроки проведения.
Работа ведется поэтапно:
1. Научно-практическая конференция учителей
“Знание. Опыт. Поиск” (март).
2. Проект “Лучшая методическая разработка” (январь).
3. Проведение Дня предмета (по графику).
4. “День науки и творчества” (март).
Общие результаты подводятся в мае.
Положение
о проектной деятельности учителей по
самообразованию “Научно-практическая
конференция учителей
“Знания. Опыт. Поиск”
Проект “Научно-практическая конференция учителей “Знания. Опыт. Поиск” (далее – проект) проводится методическим советом школы.
1. Основные цели проекта:
- выявление передового опыта учителей по созданию планов, сценариев, методических разработок уроков (занятий, праздников); поддержка, поощрение и распространение этого опыта;
- повышение уровня методической культуры учителя;
- создание банка методических находок в помощь учителям-предметникам.
2. Участники проекта.
В проекте принимают участие все учителя СОШ№6. Стаж педагогической работы, возраст учеников не ограничивается.
3. Организация проекта.
3.1 Для подготовки проведения проекта создается
оргкомитет, в состав которого входят
администрация школы, руководители МО,
председатель профкома школы.
3.2 Персональный состав оргкомитета определяется
приказом директора школы.
3.3Победители конкурса получают премию. Лучшая
работа будет издана.
4. Форма подведения итогов
На конференцию могут быть представлены:
- Реферат
- Доклад
- Статья в журнал
- Программа
- Дидактический материал с обоснованием и описанием
5.Сроки проведения
День проведения устанавливается оргкомитетом в весенние каникулы.
Положение о школьном предметном дне
1. Общие положения
1.1.Школьные предметные дни проводятся
ежегодными методическими объединениями с целью
повышения профессиональной компетентности
учителей в рамках плана методической и научно
методической работы, а также для развития
познавательной и творческой активности
обучающихся.
1.2.Задачи предметного дня:
– совершенствование профессионального
мастерства педагогов через подготовку,
организацию и проведение открытых уроков и
внеклассных мероприятий;
– вовлечение обучающихся в самостоятельную
творческую деятельность, повышение их интереса к
изучаемым учебным дисциплинам;
– выявление обучающихся, которые обладают
творческими способностями, стремятся к
углубленному изучению определенной учебной
дисциплины или образовательной области.
2. Организация и порядок проведения предметного дня.
2.1.Преметный день проводится в соответствии с
планом работы школы.
2.2.план подготовки и проведения предметного дня
утверждается директором школы не позднее, чем за
две недели до начала ее проведения.
2.3.Организатором предметного дня является
методическое объединение.
2.4.Участниками предметного дня являются:
– все учителя, преподающие предмет или группу
дисциплин образовательной области, по которой
проводится предметный день.
– ученики школы, изучающие предмет или
образовательную область, по которым поводится
предметный день.
2.5.В рамках предметного дня могут проводиться:
– предметные олимпиады;
– нетрадиционные уроки по предмету;
– внеклассные мероприятия на параллели учебных
классов и между параллелями;
– общешкольные мероприятия.
2.6.Проведене предметного дня должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы.
2.7.По итогам предметного дня наиболее активные ее участники (как учителя, так и обучающиеся) награждаются памятными призами или грамотами.
2.8. По итогам предметного дня может быть определен состав команды школы для участия в районных предметных олимпиадах, проведен набор в школьное научное общество учащихся.
2.9.По окончанию предметного дня на заседании методического объединения проводится анализ мероприятий, организованных в ходе дня.
2.10.По итогам предметного дня заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе, который курирует его проведение, сдаются следующие документы:
– план дня;
– тексты заданий для проведения предметных
олимпиад и протоколы с их результатами;
– планы или сценарии открытых мероприятий;
– анализ итогов дня.
Положение о проектной деятельности учителей по самообразованию “Методическая разработка по предмету”.
Проект “Методическая разработка по предмету” (далее – проект) поводится методическим кабинетом школы.
1. Цели и задачи проекта.
Основные цели проекта:
– выявление передового опыта учителей по
созданию планов, сценариев, методических
разработок уроков (занятий, праздников);
– поддержка, поощрение и распространение этого
опыта;
– повышение уровня методической культуры
учителя;
– создание банка методических разработок в
помощь учителям-предметникам.
2. Участники проекта.
В проекте принимают участие все учителя СОШ№6. Стаж педагогической работы, возраст участников не ограничивается.
3. Организация проекта.
3.1. Для подготовки и проведения проекта создаётся оргкомитет, в состав которого входят администрация школы, руководители МО, председатель профкома школы.
3.2. Персональный состав оргкомитета определяется приказом директора школы.
4. Общие требования к методической разработке.
Представляемый материал может содержать
описание используемых автором приёмов обучения,
разработку системы уроков, учебных тестовых
заданий, методики педагогической диагностики,
методические разработки внеклассных
мероприятий по предмету, образцы дидактических
материалов к урокам, обучающие и тестирующие
программы и др.
Разработка должна быть представлена в виде текстового файла, созданного в Word.
5. Сроки проведения проекта.
До 20.01. – предоставление конкурсных работ в методический кабинет школы.
01.02. – подведение итогов.
Положение о проведение школьной научной конференции
Школьная научная конференция “Знание – сила” является ежегодной конференцией учащихся старших классов.
Организаторами конференции выступают администрация СОШ№6, методический совет школы.
Конференция направлена на всестороннее развитие личности ученика и преследует цели:
- выявление талантливых детей;
- активизация учебного процесса;
- формирование у учащихся интереса к научной работе;
- формирование навыков публичного выступления;
- профессиональной ориентации учащихся старших классов;
- повышение уровня научной и методической работы.
Конференция ориентирована на участие учащихся 9 - 11-х классов. Участники конференции выступают с сообщением по теме своих учебных научных и общественных интересов. Регламент работы конференции сообщается дополнительно.
Тематика научных работ должна отражать интересы учеников не выходить за рамки предложенных направлений:
- филология;
- история;
- естествознания;
- языкознание;
- обществоведение;
- экология;
- технология;
- здоровый образ жизни.
При оценке работ отдается предпочтение региональным проблемам. Работа экспертной комиссии конференции строиться на принципах демократизма, плюрализма мнений, учета специфики представленных работ и следующих критерий оценке:
- четкость и доступность материала;
- соответствие темы работы ее содержанию;
- актуальность и практическая значимость работы;
- эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;
- наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;
- умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;
- оформление работы;
- культура выступления на конференции.
Объем работ не должен превышать 15 страниц
печатного текста (14 кегль, полуторный интервал,
формат А4).
Конференция проходит в марте.
Положение о Дне науки, творчества и спорта
1. Общие положения
1.1. День науки, творчества и спорта проводится ежегодными методическими объединениями с целью повышения профессиональной компетентности учителей в рамках плана методической и научно методической работы, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.
1.2. Задачи дня науки, творчества и спорта:
– совершенствование профессионального
мастерства педагогов через подготовку,
организацию и проведение открытых уроков и
внеклассных мероприятий.
– вовлечение обучающихся в самостоятельную
творческую деятельность, повышение их интереса к
изучаемым учебным дисциплинам.
– выявление обучающихся, которые обладают
творческими способностями, стремятся к
углубленному изучению определенной учебной
дисциплины или образовательной области.
2. Организация и порядок проведения дня науки, творчества и спорта.
2.1. День науки, творчества и спорта проводится в соответствии с планом работы школы.
2.2. План подготовки и проведения дня утверждается директором школы не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.
2.3. Организатором является методический кабинет школы.
2.4. Участниками дня науки, творчества и спорта являются:
– все учителя.
– ученики школы.
2.5.В рамках дня могут проводиться:
– интеллектуальные марафоны, защита
творческих проектов, мини-конференций в
начальной школе;
– защита творческих проектов, школьные
олимпийские игры в среднем звене школы;
– научная конференция “Знание – сила” в
старших классах.
2.6. Проведене дня должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы.
2.7. По итогам дня наиболее активные ее участники (как учителя, так и обучающиеся) награждаются памятными призами или грамотами.
2.10. По итогам предметного дня заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе, который курирует его проведение, сдаются следующие документы:
– план дня;
– тексты заданий для проведения предметных
олимпиад и протоколы с их результатами;
– планы или сценарии открытых мероприятий;
– анализ итогов дня.
Ведомость оценки работ учителей
(рефераты, доклады, статьи), представленных на
школьной научной конференции учителей
“Знания. Опыт. Поиск”
№ | Ф.И.О. учителя |
Тема работы |
Четкость изложения материала |
Соответствие темы работы проблеме, над которой работает школа |
Актуальность и практическая значимость работы |
Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме |
Общий балл |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 |
Оценка:
– параметры присутствуют в полной мере – 2
балла;
– параметры присутствуют, но недостаточно – 1
балл;
– параметры отсутствуют – 0 баллов.
Сводная ведомость работы учителя в 200__ - 200__ учебном году.
№ |
Ф.И.О учителя |
Кол-во мероприятий в предметный день |
Лучшая метод. Разработка (в баллах) |
Конференция “Знание.Опыт.Поиск” (в баллах) |
Олимпиады кол-во победителей (ш+р) |
Кол-во учащихся принявших участие в конференции “Знание – слила” |
Кол-во посещен. Уроков админ. (из них на высок. уровн и норма) |
Общей балл |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 | ||||||||
14 | ||||||||
15 | ||||||||
16 | ||||||||
17 | ||||||||
18 | ||||||||
19 | ||||||||
20 | ||||||||
21 | ||||||||
22 | ||||||||
23 | ||||||||
24 | ||||||||
25 | ||||||||
26 | ||||||||
27 | ||||||||
28 | ||||||||
29 | ||||||||
30 |
Оценка:
получил самый высокий балл, большее число
мероприятий, посещенных уроков , – 2б.
принял участие – 1б
не принял участие – 0б
Сводная ведомость работы ШМО
№ |
ШМО |
Посещено уроков админ. из них на высоком уровне % |
Проведено нестанд. уроков, мероприятий в предметный день |
Приняли участие в “Методической разработке” % |
В учительской конференции % |
Участие в городских, районных конкурсах |
“Знание – сила” (кол-во учащихся) |
Самооценка членами МО |
Общий балл |
1 | Начальная школа | ||||||||
2 | Иностранный язык | ||||||||
3 | Русский язык и литература | ||||||||
4 | Математика | ||||||||
5 | Обществознание | ||||||||
6 | Естествознание | ||||||||
7 | Технология | ||||||||
8 | Физкультура и ОБЖ |
Графы 1, 2, 3, 4, 6 оцениваются по следующим баллам:
большее количество % (или баллы) – 2.
приняли участие – 1
не приняли участие – 0
Выводы и
предложения.______________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Ведомость оценки работ на школьном конкурсе методических разработок.
Ф.И.О. учителя |
Тип работы |
Тема |
Критерии оценки |
Общее количество баллов |
|||||
Соответствие работы проблеме, над которой работает учитель |
Деятельность ученика на уроке |
Новизна предложения |
Практическая направленность урока |
Самост. |
КСО на уроке |
||||
Выводы и
предложения:______________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:
параметры присутствуют в полной мере – 2 балла;
параметры присутствуют, но недостаточно – 1 балл;
параметры отсутствуют – 0 баллов.
Ведомость оценки исследовательских
работ, рефератов учащихся,
представленных на школьной научной конференции
“Знание – сила”
№ | Ф.И. ученика | Ф.И.О. учителя | Тема работы |
Четкость и доступность изложения материала |
Соответствие темы работы ее содержанию |
Актуальность и практическая значимость работы |
Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы |
Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме |
Умение использовать специальную терминологию и литературу по теме |
Оформление работы |
Культура выступления на конференции |
Общий балл |
1 | 2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 |
Оценка:
параметры присутствуют в полной мере – 2 балла;
параметры присутствуют, но недостаточно – 1 балл;
параметры отсутствуют – 0 баллов.