Интегрированный урок музыка + ИЗО по теме: "Россия всюду, что ты с ней ни делай, в сердцах людей раскинулась она…"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


…Россия всюду, что ты с ней ни делай,
В сердцах людей раскинулась она…

А. Дементьев

Цели:

  • создать у учащихся целостный образ Родины через восприятие и осмысление произведений искусства и ряда исторических фактов из жизни России, родного города;
  • развить у учащихся творческое воображение, понимание и уважение к истории и культуре России, привить интерес и любовь учащихся к стране, родному городу;
  • научить школьников понимать и правильно оценивать произведения искусства, используя средства выразительности и музыкальный язык;
  • создать условия для формирования представления учащихся о культуре России.

Оборудование: медиа-проектор, аудиомагнитофон, фортепиано.
В ходе урока использован дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP.

ХОД УРОКА

Звучит русская народная музыка (слайд №1).

Учитель. “Россия всюду, что ты с ней ни делай, В сердцах людей раскинулась она…”, так выразил своё отношение к России А. Дементьев. А для вас, ребята, что значит Россия?

Дети. Россия это – белые стройные берёзки, бескрайние просторы полей, золотые купола белокаменных соборов, родной дом, город и т.д.

Учитель. Да, Россия всюду. Россия – это и наш любимый город, это и наша гимназия с её прошлым и настоящим, Россию мы видим и на картинах художников и в произведениях русских поэтов, прозаиков, Россия звучит и в русской народной музыке и в произведениях композиторов. Ребята, а почему нам запоминаются произведения искусства?

Дети. Художники, поэты, композиторы в произведения вкладывают свою душу.

Учитель. Идут столетья, проносятся годы, но духовное достояние русского народа не утрачивает своей значимости и остаётся в сердцах людей навсегда. Сегодня мы заглянем в прошлое нашей родины, перелистаем страницы истории России, возможно, нам удастся почувствовать “аромат времени” различных эпох, соприкоснувшись с произведениями духовной культуры.

Учитель. А перенестись в прошлое нам помогут ребята (соведущие – девочка и мальчик, далее – Д. и М.), путешествующие на машине времени.

Под звуки, соответствующие работе Машины времени выходят Д. и М., в руках у мальчика прибор – машина, у девочки – большой бинокль.

М. Внимание! Готовность №1.Отправляемся в путешествие!

Д. Ой, где это мы? (Слайд №2)

М. Пока не знаю. Место тихое, водное, рыбное и охотницкое. Холм, обнесенный забором-тыном, ров вокруг вырыт…

Д. В центре выстроены дубовые княжеские палаты (слайд № 3). Помню из истории времена Ивана Калиты.

М. Вижу среди деревянных построек белокаменные церкви (слайд № 4). Именно при князе Дмитрии Донском поднялись стены и башни из белого камня.

Д. Смотри-ка! Красота какая!!! (Слайд № 5). Соборы белокаменные – один краше другого! Давай, подойдем поближе.

Учитель. Ребята, где оказались Д.и М.?

Дети. В Москве. На территории московского Кремля.

Учитель. Они увидели площадь трех соборов, находящуюся на территории Кремля. При каком московском князе она возникла?

Дети. Она возникла при князе Иване III, смелом, волевом и решительном человеке.

Учитель. За что московского князя Ивана III прозвали Великим?

Дети. Он объединил Русь, присоединив к Москве богатые и славные города – Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь. Иван Великий заботился о том, чтобы стольный град был и надежно укреплен и чтобы выглядел он торжественным, величавым.

Учитель. Назовите время возникновения Соборной площади в Кремле.

Дети. Примерно конец 15 века.

Учитель. Зябко укутав плечи в собольи меха, стоял на полуобтаявшем кремлевском холме высокий, стройный, седой человек. Вместе с ним изумленно глядели на загадочный северный город два черноволосых молодых человека. Из Италии в Москву архитектор и военный инженер Аристотель Фиорованти, взяв с собой сына Андрея и ученика Петра. Аристотель Фиорованти получил от князя почетный заказ – соорудить главный храм государства – УСПЕНСКИЙ (слайд № 6).
Зодчество – искусство строить здания, оно неотделимо от умения вписывать линии в небо. Аристотель Фиорованти понимал, что в России другое небо, чем в Италии,  –  северное, другие люди – спокойные и молчаливые, иные обычаи и вера. Древняя Русь – Русь деревянная, и строительство каменного здания было целым событием. Нередко в летописях появлялись восторженные записи о сооружениях, подобных которым на Руси прежде не бывало. Современники называли их “пречудными” и “предивными”, любовались их высотой и “светлостью”, а порой и “силой великой”.
Не случайно называют архитектуру летописью мира, ведь она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания. Из раскопок мы узнаём, что в древности на Руси простой люд жил в полуземлянках, а хоромы князей строились из нескольких деревянных срубов со сложными переходами и крышами (слайд № 7).
Русские мастера в течение веков возводили различные жилые и хозяйственные постройки, городские башни, стены, мосты, хоромы. С принятием христианства на Руси началось сооружение других построек. Назовите, какие постройки стали строить с принятием христианства на Руси?

Дети. Культовых построек  –  храмов, монастырей, церквей, соборов.

Учитель. Какие общие черты имели культовые каменные постройки на Руси?

Дети. Крестово-купольная основа, апсиды, барабан, купол (слайд № 8).

Учитель. Oснову построек представляет прямоугольный объём с крестово-купольной композицией, на стенах имеются полуокружные выступы апсиды, венчают постройки купола установленные на мощных барабанах. Но вместе с тем в разных частях Руси складываются местные особенности стиля, которые определяют архитектурный облик многих русских княжеств и городов (слайд № 9).
Так Новгородские постройки отличаются строгими пропорциями, простотой, они лишены всяких украшений и поэтому кажутся мощными, суровыми и неприступными как крепость (слайд № 10).
Ростово-суздальские церкви, Владимирские храмы наоборот – спокойные, стройные, искусно украшенные каменной резьбой. Они строились из белого известняка, что и придавало сооружению светлый, нарядный вид (слайд № 11).
Культовые храмы на Руси возводились и как памятники значительных событий. Как правило, это были храмы в честь славных побед русского оружия, в которых поминали в молебне павших на полях сражений. Здесь храм был воплощением силы церкви и государственной власти, поэтому в каждое время русские соборы и церкви возводились во всём великолепии (слайд № 12).
Успенский собор тоже соответствует политическим замыслам заказчика, князя Ивана III – стремившегося подчеркнуть преемственность великого княжения владимирского и московского. Собор замышлялся не только как главный храм московской епископии, но и как символ московской независимости – центр всей жизни русских земель. Летопись с гордостью подчёркивает, что для построения этого собора “бог привёл мастеров из всех земель”.
Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны. В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царство цари.
Представьте что мы, ступая по белокаменным ступеням Успенского собора, попадаем в храм, где проходит коронация самого Ивана Грозного. (Видеофрагмент фильма С.Эйзенштейна “Иван Грозный”).

Учитель. Ребята, мы увидели фрагмент художественного фильма С.Эйзенштейна “Иван Грозный”. Что вы можете сказать о музыкальном сопровождении сцены коронации?

Дети. Пение a capella и колокольный звон.

Учитель. Итак, коронация происходила в Успенском соборе на территории Кремля, а откуда слышен звон?

Дети. Это звон колоколов Ивана Великого.

Учитель. Верно. Куда ни пойдешь по улицам старой Москвы, отовсюду увидишь золотую шапку Ивана Великого. Бело-золотую кремлевскую звонницу знал каждый, а про рослого человека в народе говорили: “Вырос детинушка с Ивана Великого” (слайд № 13). Ребята, а кто знает ее первоначальное предназначение?

Дети. Эта колокольня была дозорной башней.

Учитель. Высоко над Москвой в небо поднималась ярусами дозорная башня. На самой выси, на боевой площадке, сидел караульщик и зорко смотрел вдаль: не покажутся ли за рекой враги? Заметив опасность, ударял воин в гулкие звоны колокола, разводила стража подъемные мосты над рвом и наглухо запирала кремлевские ворота. Иван Великий спасал не только Кремль, но и всю Москву.
Колокола на Руси были излюбленным и демократичным музыкальным инструментом. Их любили все – и простой люд, и царские вельможи. Особенно благоволили к колоколам русские цари. Иван Грозный, хорошо знавший церковное пение и сам сочинявший песнопения, был большим знатоком колоколов и, находясь в Александровой Слободе, в четыре часа утра ходил на колокольню к заутрене (фоновая музыка  –  колокольный звон). Как на Западе, так и в России с колоколом обращались как с человеком. У колокола, как и у человека, имеются язык, губа, уши, плечо, корона. Колоколам, как людям давались имена, и отношение к ним было как к живым существам (слайд № 14).
Что касается числа колоколов, то Россия удерживает первенство перед всеми странами земли. Отливка колоколов в древнерусском государстве считалась делом такой же государственной важности, как и производство оружия, пушек.
За провинность же колокола наказывали, отправляли в ссылку, секли розгами. Первым ссыльным колоколом был угличский, возвестивший о смерти царевича Дмитрия в 1593 г. За это он был высечен и сослан вместе с угличанами в Сибирь, в Тобольск. В наказание у колокола был вырезан язык.
С древнейших времен колокольный звон был неотъемлемой частью русской жизни. Ребята, где в повседневной жизни русский человек мог встретиться с колокольным звоном?

Дети. Он звучал и в дни больших торжеств, и в малые праздники. Колоколом созывали народ на вече, звали на помощь, защиту отечества, приветствовали возвращение полков с поля брани. Колокольным звоном давали знак заблудившемуся путнику, это был так называемый спасительный метельный звон.

Учитель. Да, звон колоколов сопровождал человека всю жизнь, от колыбели до могилы. Также всю жизнь сопровождала русского человека и песня и музыка, в создание которой он вкладывал свою душу (слайд № 15).
Ребята, что-то давно мы не видели наших помощников, интересно, где они?

М. Готовность №1! Продолжаем путешествие!

Д. Ой, М., мы, кажется, не туда попали!

М. Действительно! Наверное, я не ту кнопку нажал! Детей-то сколько! Да все  –  важные какие!

Д. Да не важные, а серьезные! Интересно все-таки, куда же мы попали?

М. А давай у ребят спросим! Ребята, где мы?

Дети. В гимназии.

Д. А вы – гимназисты, стало быть?

М. На сколько мне известно, в гимназии учат хорошим манерам, правилам поведения в обществе и дают прочные знания по многим предметам.

Учитель. Вы абсолютно правы!

Д. Интересно, а выдержат ли наше испытание нынешние гимназисты?

М. Смогут ли справиться с нашими вопросами?

Учитель. Ребята, вы готовы к испытаниям?

Дети. Да!

Учитель (обращается к путешественникам). Ну, что ж, задавайте свои вопросы!

Мальчик и девочка устраивают блиц-опрос.

Д. Молодцы, ребята!

М. Молодцы-то, молодцы! Но хотелось бы мне, чтоб у нас с тобой осталось что-нибудь на память от встречи с гимназистами.

Учитель. Дорогие ребята, не расстраивайтесь! Мы сейчас что-нибудь придумаем! Чтобы сегодняшняя наша встреча вам запомнилась, мы с ребятами выполним и подарим свои творческие работы.

Перед учащимися лежат альбомные листы, покрытые акварельными красками, воском и тушью, деревянные заострённые палочки для процарапывания рисунка.

Ребята, вам предлагается выполнить работу на тему: “Милая сердцу Россия” в технике “Граттаж”, к какому виду изобразительного искусства относится этот вид работы?

Дети. К графике.

Дети выполняют работу, во время которой звучит русская народная музыка.

Д. Какие замечательные работы.

М. Посмотри, какие они разные, хотя и выполнены в одной графической технике.

Д. Спасибо вам, ребята! Со всеми испытаниями справились!

М. Вы действительно достойны носить звание гимназистов!

Учитель. Спасибо за высокую оценку! Рисунки получились очень интересные. Не ошибусь, если скажу, что каждый из ребят вложил в свой рисунок частичку своего сердца, своей души, поэтому и получились такие замечательные рисунки.

Д. К сожаленью, нам пора прощаться. Мы отправляемся в путь, ведь это так интересно – путешествовать во времени.

М. А на прощание, мы хотим вам предложить путешествие в прошлое нашей гимназии.

Д. Итак, представьте что мы в XIX веке (слайд №16).

Звучит музыка. Исполняется танец.

Учитель. Какую картину оживили девочки?

Дети. Серафимы Блонской “Девочки. Вербное воскресенье” (слайд №17).

Учитель. Верно ребята. Имя С. Блонской неразрывно связано с историей нашей гимназии. Представьте себе, что когда-то будущая художница поднималась по тем же ступеням, которые до сих пор служат нам с вами, познавала азы науки в тех же классных комнатах что и мы, не раз бывала в этом актовом зале, где проходили и торжественные акты и церковные службы, поскольку актовый зал был и домовой церковью. Под впечатлением прожитой здесь жизни и появилась у С.Блонской картина “Девочки. Вербное воскресенье”. С течением времени актовый зал не утратил своего назначения. Актовый зал и музей школы по-прежнему остаются достойными хранителями истории и традиций. Богата традициями история нашей гимназии. Богата традициями история нашей страны и нашего города.

Дети читают стихи, на экране сменяют друг друга разные виды города Таганрога – слайд № 18.

1.

Где степи приазовские
Встречаются с волной,
Во времена петровские
Встал южный город мой.
Стоит он и красуется
И зелен, и лучист.
Ходил по этим улицам
Здесь Чехов-гимназист.

2.

Весною открываются
Пути для кораблей.
На море льды ломаются,
И город ждет гостей.
Люблю порой весеннею
Приморский город мой,
Сады его в цветении
Под белою фатой.

3.

Мне каменная лестница
Мила со школьных лет:
Сюда когда-то с песнями
Мы шли встречать рассвет.
Везде мне снилась милая,
Родная сторона,
И чайка белокрылая,
И шумная волна.

4.

КРЕПОСТЬ-ПОРТ

Ни дожди, ни солнца ярость,
Ни туманы по утру,
Ни предутренняя вялость
Не могли мешать Петру.
Обходил мысы и косы,
Не гордясь мочил ботфорт.
Знали шкипер и матросы:
Здесь задуман крепость-порт.

5.

Родной мой город, как тебя зовут?
Тот первый ты, откуда был я родом.
Или последний, где меня убьют,
А может промахнуться мимоходом?..
Родной мой город, скольких их, родных,
От Дона и до Эльбы, на дороге!
И все же есть один, и нет иных,  –
Я это говорю о Таганроге.

6.

Здесь качалась полынь и ковыль
В допетровскую девственность поля.
Жаркий ветер и терпкая пыль,
И просторы, где вольному воля.

Но теперь утопает в садах
Южный город у самого моря.
И идут в океан на судах
Его люди, с природою споря.

7.

Он заложен как южный форпост.
Возводили его, разоряли,
Но он снова вставал во весь рост.
Звуки жизни его наполняли.

Возвращаясь из дальних дорог,
Я сквозь ветра веселого пенье
Слышу в стуке колес “Таганрог”.
И без явной причины волненье.

8.

О, Таганрог, как я горжусь тобой,
Твоими милыми, старинными домами,
В котором каждый камень, словно стих,
Твоими белыми, священными церквями,
Вокруг которых воздух чист и тих…

9.

ГИМНАЗИЯ (с 1875 г.)

Кирпичное старое здание
Я бережно в сердце храню,
В нем сала и тайна познанья
Судьбу окрылило мою.
Уроки плывут чередою,
Рядом учитель и друг,
Рождается истина в спорах,
Поддержат тебя сотни рук.
Оглянуться почти не успели,
Ах, как быстро несутся года,
Сто лет над тобой пролетели,
Но по-прежнему ты молода!

10.

Могуч, прекрасен Петра город,
Богат историей своей,
Он тих и скромен, вечно молод,
Отрада для души моей.
Мой милый город, край любимый,
Среди лесов, полей, степей
Ты уголок неповторимый
России – Родины моей.

Финальная песня:

ЗЕМЛЯ МОЯ

I.

Даль великая, даль бескрайняя
За околицей, и в судьбе,
Я тебе, земля, низко кланяюсь,
В пояс кланяюсь тебе.

Припев:

Мой родимый край, место отчее,
Ты и праздник мой, и броня.
Сердце общее, и песня общая
У земли, и у меня.
Сердце общее, и песня общая
У земли, и у меня.

II.

Я качал тебя на своих руках,
То кляня судьбу, то моля,
Друг без друга нам не прожить и дня,
Будем дальше жить земля.

Припев.

III.

В свой последний час.
Я вдохну, скорбя,
И на жизнь свою оглянусь,
Малым зёрнышком упаду в тебя,
Спелым колосом вернусь.

Припев.

Приложение.

Презентация (объем 3 Мб)

Список литературы:

  • http://www.km.ru/pc/ (электронная версия энциклопедии “Кирилл и Мефодий”).
  • Энциклопедия для детей (том 7, искусство), ЗАО Издательский дом “Аванта+”, 2000 г.
  • Энциклопедия для детей (том 5 ч.1, история России), ЗАО Издательский дом “Аванта+”, 2000 г.
  • Энциклопедия Российской монархии, Москва, “Эксмо”, 2002 г.
  • Вл.Бутромеев “Великие и знаменитые” (средние века), Минск, “Алкиона”-“Деконт”, 1995 г.
  • П.П.Гнедич “Всемирная история искусств”, Москва, “Современник”, 1996 г.
  • Е.Осетров “Твой Кремль”, Москва, издательство “Малыш”, 1974 г.
  • Т.И.Балакина “История русской культуры”, ТОО “Издательский и книготорговый центр АЗ”, Москва, 1996 г.
  • Ирина Бусева-Давыдова “Каменное зодчество Древней Руси”, Москва, “Детская литература”, 1989 г.
  • Книга для учителя “Очерки истории русской культуры IX-XVII вв.”, Москва, “Просвещение”, 1984 г.