Цели урока:
- образовательные:
- изучить особенности отдела "Покрытосеменные растения";
- формировать навыки работы с учебником и раздаточным материалом;
- развивающие:
- развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;
- воспитательные:
- прививать навыки коммуникативного общения;
- совершенствовать навыки работы с гербарием и по инструктивным карточкам.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-путешествие.
Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.
Средства обучения: гербарные экземпляры цветковых растений, рисунки с изображением разных видов покрытосеменных, строения цветка.
Учитель. Сегодня мы совершим путешествие по страницам устного журнала в “Отдел Покрытосеменные растения”. Каждая страница устного журнала нам даст возможность еще раз проникнуть в тайны этого удивительного отдела. Цветковые растения (покрыто семенные) – самый обширный отдел растительного мира, к которому относятся больше половины всех видов растений на Земле. Цветковые насчитывают 533 семейства, примерное 13.000 родов и не менее 350.000 видов. Я вам предлагаю сделать остановку на первой странице устного журнала. 1 страница: “Признаки покрытосеменных”.
Учитель предлагает определить правильную последовательность эволюции растений (рис. 1).
Рис. 1
Учитель. Чем был определён расцвет цветковых?
Ответы учащихся:
– Способностью переносить яркое освещение и
сухость воздуха.
– Высокая приспособляемость и выносливость, в
различных климатических и почвенных условиях, в
том числе и на засоленных почвах.
Учитель. Покрытосеменные характеризуются рядом чётких признаков, отличающих только эту группу растений.
Ответы учащихся:
– Среди Покрытосеменных в отличие от
голосеменных есть не только деревья и
кустарники, но и травы.
– Вегетативные органы цветковых растений
достигают наибольшей сложности и разнообразия.
– Цветковые обладают более совершенной
проводящей системой, что обеспечивает лучшее
водоснабжение растения.
– У цветковых впервые появился новый орган –
цветок. Семязачатки заключены в замкнутую
полость завязи, образованную одним или
несколькими сросшимися плодолистиками. Семена
заключены в плод. Появилось двойное
оплодотворение, что резко отличает их от всех
остальных групп растительного мира.
– Изменения проявились в особенностях
жилкования листьев, характере
побегообразования, где стало преобладать
симподиальное ветвление. Важнейшие
преобразования произошли в проводящей системе.
Основными проводящими элементами ксилемы взамен
трахеид становятся сосуды, что значительно
ускоряет движение восходящего тока. Во флоэме
ситовидные клетки, обычно у прочих отделов
высших растений, заменяются члениками
ситовидных трубок. Одновременно появляются и
клетки-спутницы, в известной степени
регулирующие функции ситовидных трубок.
Учитель. Таким образом, покрытосеменные получили дополнительные возможности в конкурентной борьбе и в конечном итоге стали, по выражению известного ботаника М.И. Голенкина, “победителями в борьбе за существование”. Однако их принято делить на 2 класса: двудольные и однодольные.
2-я страница “Классы покрытосеменных”.
Учитель предлагает учащимся выполнить работу в рабочей тетради №38. На рисунке соедините линиями признаки, характерные для растений класса двудольных и однодольных (рис. 2).
Рис. 2
Затем всему классу предлагается работа по инструктивной карточке №1 (10 мин.)
Учитель. Из приведенных ниже признаков выберите характерные для растений класса – однодольных и двудольных каждого класса, выпишите в таблицу.
А. В семени две семядоли.
Б. В семени одна семядоля.
В. Корневая система стержневая.
Г. Корневая система мочковатая.
Д. Жилкование листьев сетчатое.
Е. Жилкование листьев параллельное.
Ж. Запас питательных веществ расположен в эндосперме.
З. Запас питательных веществ находится в семядолях.
Класс однодольные | |
Класс двудольные |
Проверка выполнения задания.
3-я страница “Семейство Покрытосеменных”.
Учащихся парами работают с гербарием.
Задание №1. Определить предложенные растения и результаты работы записать в тетрадь.
Задание №2. Индивидуальная работа по инструктивной карточке “формулы цветков” (рис. 3).
Рис. 3
Учитель. Самым многочисленным по числу
видов является семейство сложноцветных. Оно
насчитывает около 25.000 видов. Самым
немногочисленным является семейство березовых,
объединяющих около 130 видов растений.
Наше путешествие нас привело на заключительную 4-ю
страницу, которая называется “Закрепление”.
Учитель предлагает учащимся выполнить
компьютерный тест.
В конце путешествия по страницам устного журнала
подводятся результаты работ учащихся.