Цели:
- продолжить знакомство с творчеством И.А. Бунина;
- познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть тему и идею стихотворения;
- продолжить работу над выразительным чтением стихотворного произведения, над развитием умения учащихся своим чтением передавать настроение и чувства автора;
- учить выразительности чтения;
- организовать знакомство с литературоведческими терминами.
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня на нашем уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков осени. А поможет нам в этом Иван Алексеевич Бунин. Мы прочитаем только отрывок из его замечательной поэмы “Листопад”, которую он посвятил писателю А.М. Горькому.
Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна того, чтобы о ней было рассказано доброжелательно и красиво. Вот так, как в произведении И.А. Бунина “Листопад”.
– Расскажите, какие происходят изменения в природе осенью?
II. Словарная работа.
– Прежде чем вы услышите стихотворение, давайте познакомимся с новыми словами, которые нам там встретятся.
На доске:
- терем
- лиловый
- багряный
- лазурь
- золотой
- просветы
- вдова
- мотылёк
- пёстрый
Терем – в Древней Руси жилое помещение в
верхней части дома в виде башни.
Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий
сирени, фиолетовый.
Багряный – красный густого, тёмного оттенка.
Лазурь – светло-синий цвет, синева.
Просветы – светлые полоски или лучи света,
пробивающиеся сквозь листву.
Вдова – женщина, у которой умер муж.
Мотылёк – небольшая бабочка.
Пёстрый – состоящий из разноцветных пятен,
полос, разноцветный.
Практическая работа № 1 по определению цвета.
У ребят – полоски цветной бумаги.
III. Чтение стихотворения подготовленным учеником.
– Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)
– С каким чувством поэт описывает лес? (С
восторгом)
IV. Самостоятельное чтение детьми стихотворения.
– Почему осень для писателя праздничная,
нарядная?
– Как изменился наряд осеннего леса по сравнению
с летним?
– Как мы называем период осени, когда листья на
деревьях становятся разноцветными? (Золотая
осень)
– Почему?
– Какие звуки и запахи наполняют осенний лес?
Прочитайте.
– А теперь почувствуйте.
Практическая работа № 2. Кора дуба и сосновая почка.
– Разотрите в руках кору и почку и ощутите запах.
V. Анализ содержания стихотворения.
– Какое настроение рождает у поэта вид
осеннего леса? Докажите строками стихов.
– Какие строки повторяются? Прочитайте. (Анафора)
– Как вы думаете, одинаково ли их надо читать?
– Почему?
– А как именно?
– А как надо читать само стихотворение? (Медленно,
плавно)
– Какие слова, выражения передают сказочность
осеннего леса?
- “терем расписной”;
- “осень вступает в пёстрый терем свой”;
- “заворожённый тишиной”.
– Найдите слова, в которых поэт передаёт нежность, теплоту чувств, изображая осень.
- оконца;
- белый лепесток;
- воздушная паутина.
– А только ли на праздничную нарядную осень указывает автор?
- чувствуется грусть: “тихою вдовой”, подготовка к зиме, щедрость.
- “последний мотылёк”;
- “мёртвое молчание”.
– Какие картины предстают перед вами, когда вы
читаете это стихотворение? Подтвердите текстом.
– Какие слова и выражения помогают нарисовать
лес? берёзы? ёлочки? клёны?
– Какие краски понадобились бы вам, чтобы
нарисовать осень, изображённую Буниным?
VI. Работа по картине И. Левитана “Золотая осень”.
– Что вы видите на переднем плане картины? (Течёт
спокойная неширокая речка среди пологих осенних
берегов. Трава уже пожелтела, краснеют кусты у
самого берега.)
– Какие краски вы заметили вдали? (Голубеет
небо, оно отражается в реке. “Сливается небесное
и земное”.)
– Что вы видите на пригорке? (Парами стоят
стройные деревья: две осинки, две берёзки. В траве
между ними виден желтовато-красный ковёр осенней
травы.)
– А что изобразил художник на заднем плане
картины? (На берегу реки справа стоит пышная
нарядная берёзка, а слева видна берёзовая роща. А
ещё дальше – зелёные озимые поля.)
– Какие краски сочетаются на картине? (Больше
тёплых тонов, чтобы действительно показать
золотую осень.)
– Как называется эта картина? (“Золотая
осень”.)
– Что общего в картине Левитана и в
стихотворении Бунина? (Художник Левитан и поэт
Бунин любят осень, воспевают её в своих
произведениях.)
– Какие слова из стихотворения вы бы взяли, чтобы
подписать под картиной Левитана?
VII. Упражнение в выразительном, правильном чтении.
- Чтение за учителем.
- Чтение друг другу в паре, чередуясь (от точки до точки).
- Чтение в паре вслух.
- Чтение вполголоса, выразительно, красиво.
- Индивидуальное чтение (два-три человека).
VIII. Итог урока.
– Что показалось удивительным вам сегодня на
уроке?
– Что восхитило вас?
– Почему Осень с большой буквы?
IX. Домашнее задание.
Задание по выбору:
- Выучить наизусть всё стихотворение.
- Выучить отрывок наизусть по желанию.
- Выразительное чтение.