Литературное чтение в 3-м классе. Бунин И.А. "Листопад"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить знакомство с творчеством И.А. Бунина;
  • познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть тему и идею стихотворения;
  • продолжить работу над выразительным чтением стихотворного произведения, над развитием умения учащихся своим чтением передавать настроение и чувства автора;
  • учить выразительности чтения;
  • организовать знакомство с литературоведческими терминами.

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня на нашем уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков осени. А поможет нам в этом Иван Алексеевич Бунин. Мы прочитаем только отрывок из его замечательной поэмы “Листопад”, которую он посвятил писателю А.М. Горькому.

Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна того, чтобы о ней было рассказано доброжелательно и красиво. Вот так, как в произведении И.А. Бунина “Листопад”.

– Расскажите, какие происходят изменения в природе осенью?

II. Словарная работа.

– Прежде чем вы услышите стихотворение, давайте познакомимся с новыми словами, которые нам там встретятся.

На доске:

  • терем
  • лиловый
  • багряный
  • лазурь
  • золотой
  • просветы
  • вдова
  • мотылёк
  • пёстрый

Терем – в Древней Руси жилое помещение в верхней части дома в виде башни.
Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый.
Багряный – красный густого, тёмного оттенка.
Лазурь – светло-синий цвет, синева.
Просветы – светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву.
Вдова – женщина, у которой умер муж.
Мотылёк – небольшая бабочка.
Пёстрый – состоящий из разноцветных пятен, полос, разноцветный.

Практическая работа № 1 по определению цвета.

У ребят – полоски цветной бумаги.

III. Чтение стихотворения подготовленным учеником.

– Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)
– С каким чувством поэт описывает лес? (С восторгом)

IV. Самостоятельное чтение детьми стихотворения.

– Почему осень для писателя праздничная, нарядная?
– Как изменился наряд осеннего леса по сравнению с летним?
– Как мы называем период осени, когда листья на деревьях становятся разноцветными? (Золотая осень)
– Почему?
– Какие звуки и запахи наполняют осенний лес? Прочитайте.
– А теперь почувствуйте.

Практическая работа № 2. Кора дуба и сосновая почка.

– Разотрите в руках кору и почку и ощутите запах.

V. Анализ содержания стихотворения.

– Какое настроение рождает у поэта вид осеннего леса? Докажите строками стихов.
– Какие строки повторяются? Прочитайте. (Анафора)
– Как вы думаете, одинаково ли их надо читать?
– Почему?
– А как именно?
– А как надо читать само стихотворение? (Медленно, плавно)
– Какие слова, выражения передают сказочность осеннего леса?

  • “терем расписной”;
  • “осень вступает в пёстрый терем свой”;
  • “заворожённый тишиной”.

– Найдите слова, в которых поэт передаёт нежность, теплоту чувств, изображая осень.

  • оконца;
  • белый лепесток;
  • воздушная паутина.

– А только ли на праздничную нарядную осень указывает автор?

  • чувствуется грусть: “тихою вдовой”, подготовка к зиме, щедрость.
  • “последний мотылёк”;
  • “мёртвое молчание”.

– Какие картины предстают перед вами, когда вы читаете это стихотворение? Подтвердите текстом.
– Какие слова и выражения помогают нарисовать лес? берёзы? ёлочки? клёны?
– Какие краски понадобились бы вам, чтобы нарисовать осень, изображённую Буниным?

VI. Работа по картине И. Левитана “Золотая осень”.

– Что вы видите на переднем плане картины? (Течёт спокойная неширокая речка среди пологих осенних берегов. Трава уже пожелтела, краснеют кусты у самого берега.)
– Какие краски вы заметили вдали? (Голубеет небо, оно отражается в реке. “Сливается небесное и земное”.)
– Что вы видите на пригорке? (Парами стоят стройные деревья: две осинки, две берёзки. В траве между ними виден желтовато-красный ковёр осенней травы.)
– А что изобразил художник на заднем плане картины? (На берегу реки справа стоит пышная нарядная берёзка, а слева видна берёзовая роща. А ещё дальше – зелёные озимые поля.)
– Какие краски сочетаются на картине? (Больше тёплых тонов, чтобы действительно показать золотую осень.)
– Как называется эта картина? (“Золотая осень”.)
– Что общего в картине Левитана и в стихотворении Бунина? (Художник Левитан и поэт Бунин любят осень, воспевают её в своих произведениях.)
– Какие слова из стихотворения вы бы взяли, чтобы подписать под картиной Левитана?

VII. Упражнение в выразительном, правильном чтении.

  1. Чтение за учителем.
  2. Чтение друг другу в паре, чередуясь (от точки до точки).
  3. Чтение в паре вслух.
  4. Чтение вполголоса, выразительно, красиво.
  5. Индивидуальное чтение (два-три человека).

VIII. Итог урока.

– Что показалось удивительным вам сегодня на уроке?
– Что восхитило вас?
– Почему Осень с большой буквы?

IX. Домашнее задание.

Задание по выбору:

  1. Выучить наизусть всё стихотворение.
  2. Выучить отрывок наизусть по желанию.
  3. Выразительное чтение.