Тема:
- слова – близнецы (омонимы);
- слова – друзья (синонимы);
- антонимы.
Цели:
- познакомить с понятиями омонимы, синонимы, антонимы;
- расширить знания детей о русском языке;
- прививать интерес к изучению русского языка.
– Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие, навестим слова – близнецы, слова – братья и слова, которые имеют противоположное значение и разное звучание. Как называются эти слова, вы узнаете из нашего путешествия.
– Сейчас мы перенесёмся на лесную полянку. Если мы посидим тихо, то услышим такой разговор,
– Кто вы?
– Мы лисички
Дружные сестрички.
Ну, а вы-то кто же?
– Мы лисички тоже!
– Как, с одной-то лапкой?
Нет, ещё – со шляпкой…
(А.Шибаев)
– Чей разговор мы подслушали?
Что интересного вы заметили в словах? (Слово одно, а значения разные.)
– А теперь послушайте ещё стихотворение Б.Гильберга и скажите, какое многозначное слово услышите.
В море суши полоса
Называется коса.
И у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса, –
Косит травушку коса.
У меня один вопрос
Сколько есть на свете кос?
(После ответа учащиеся выполняют задание в тетрадях для внеклассных занятий.)
пеночка – птица
норка – животное
пеночка – …
норка – …
овсянка – каша
бокс – стрижка
овсянка – …
бокс – …
– А теперь отгадайте загадку и скажите, какие значения ещё есть у слов – отгадок?
Кто самый первый входит в дом,
А все за ним идут хвостом? (Ключ)
Два стекла, два ободка,
Крутая дужка и две, как клюшка. (Очки)
– А сейчас послушайте рассказ Н. Сладкова “Овсянка”.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей.
– Она жёлтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком!
– Как это – вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка.
– Да так. А ещё хороша с маслом или с сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела? – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? –
рассердился Сашка и добавил:
– Айда ко мне – мою овсянку слушать!
– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
– Почему мальчики долго не понимали друг друга?
Посмотрите на рисунок, это овсянка, которая жила у Сашки дома.
– Вот, ребята, все эти слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют несколько значений, называются омонимы.
А мы с вами отправляемся дальше к словам-друзьям.
В русском языке есть много слов разных по звучанию, но обозначающих одно и то же.
Попробуйте сами отыскать такие слова в стихотворениях И.Токмаковой.
1.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
2.
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный,
Значит, дуб выносливый,
Значит закалённый.
(На доске записаны в два столбика слова. Детям предлагается к каждому слову первого столбика подобрать близкие по смыслу слова из второго столбика и записать пары).
Алфавит аккуратный огонь алый шалун скакать чистый азбука конница пламя прыгать озорник бросать кавалерия красный кидать
– Слова близкие по значению, но различные по звучанию, называются синонимы.
Я прочитаю вам четверостишия, где последнее слово заменено синонимом, а вы постарайтесь восстановить авторский текст, указав нужное слово.
Весёлый вестник ливней вешних,
Промчался в небе первый гром,
И вот открыл глаза подснежник
И озирается (вокруг).
(Н.Рыленков)
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснеет не от масла,
Хлеб вкуснеет от (работы).
(И.Демьянов)
– Погостив у слов-друзей – синонимов мы отправляемся дальше. Познакомимся с третьей группой слов – антонимами.
Это, ребята, слова, которые разные по звучанию с противоположным значением.
Например:
враг – друг
жара – стужа
конец – начало
– Придумайте сами такие слова.
– А сейчас послушайте стихотворение Г.Сапгира “Яблоко” и определите слова – антонимы.
У прохожих на виду
Весело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко,
А Мышонок –
Высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Телёнок – озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыплёнок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котёнку всё равно:
– Кислое – зачем оно?
– Что вы? –
Шепчет Червячок, –
Сладкий у него бочок.
(После ответа учеников проводится игра “Наоборот”.)
– Я буду читать стихотворение, а вы, как только я замолчу, вставляете слово – антоним.
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь?
…Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь?
…Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты
…Теперь начало
Я скажу, –
Ну, отвечай:
…
– Вот и закончилось наше путешествие.
У каких слов мы сегодня гостили?