Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- закрепить основные навыки решения квадратных уравнений по формуле; формировать умение применять эти навыки при решении квадратных уравнений с буквенными коэффициентами (параметрами);
- развитие логического мышления и способности решать учебные задачи;
- воспитывать стремление к достижению поставленной цели; воспитывать чувство сопереживания успехам и неудачам своих одноклассников.
Формы обучения: групповая, фронтальная работа.
Методы: практические методы обучения.
План урока
- Организационный момент.
- Математическая эстафета.
- Фронтальная работа с классом.
- Решение уравнений.
- Работа в группах.
- Итог урока.
- Занимательная задача.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Оргмомент
- Сообщить тему урока.
- Цель урока.
- Раздать карточки-задания.
- Сообщить план урока.
- Рассадить учащихся в группы (по уровню подготовленности).
2. Математическая эстафета (по кругу в группах, ответы на карточках письменно)
Карточка 1.
Цель: повторить основные навыки применения свойств квадратных уравнений.
Задания | Ответы для учителя |
8 | |
10 | |
10 | |
–28 | |
Найти сумму ответов | 0 |
Карточка 1.
Задания | Ответы для учителя |
8 | |
10 | |
10 | |
–28 | |
Найти сумму ответов | 0 |
Карточка 2.
Цель: повторить навыки решения неполных квадратных уравнений.
Задания | Ответы для учителя |
0; 2,5 | |
0; –1 | |
Найти произведение корней всех уравнений | 0 |
Карточка 2.
Задания | Ответы для учителя |
0 | |
Найти произведение корней всех уравнений | 0 |
Итог: раздать “талантики” за верные ответы (“Талантики” – яркие полоски бумаги).
3. Фронтальная работа с классом
- Дать определение квадратного уравнения.
- Записать неполные квадратные уравнения в общем виде.
- Исследовать по D.
- Формулы D и D1.
- Формулы корней квадратного уравнения.
- Определение модуля.
Итог: раздать “талантики” за верные ответы.
4. Решение упражнения (коллективная работа с учащимися)
При каких a уравнение имеет один корень.
Решение:
При уравнение не является квадратным, но является линейным.
При уравнение является квадратным , четное , .
Если D1 = 0, то уравнение имеет 1 корень .
Ответ: при при (Решение оставить на доске.)
Дополнительный вопрос: При каких a уравнение имеет 2 корня? При каких a уравнение не имеет корней?
Таким образом, ставим проблему перед учащимися: как решать квадратное уравнение, содержащее параметры, по формуле?
Итог: раздать “талантики” за верно предложенные шаги решения.
5. Работа в группах (их 5, но заданию раздаю по 3 уровням сложности)
I уровень.
Цель: отработать навыки применения формул корней квадратного уравнения при числовых коэффициентах.
II, III уровни.
Цель: отработать навыки применения формул корней квадратного уравнения при наличии буквенных коэффициентов (параметов).
Карточка для группы I уровня (обязательный минимум или стандарт).
Задания | Ответы для учителя |
0; 2,4 | |
2; –2 | |
-7; -13 | |
В уравнении один из его корней равен –4. Найдите другой корень этого уравнения и коэффициент p. |
Карточка для группы II уровня (повышенный уровень).
Решите уравнение:
При каком значении a уравнение имеет один корень?
При каком значении m один из корней уравнения имеет значение –3?
Карточка для группы III уровня (высокий уровень).
Для каких b уравнение имеет один корень?
При каких a один из корней уравнения равен 2? Для найденного значения a найдите остальные корни уравнения.
Для всякого значения a решите уравнение
(Для данной группы необходима помощь учителя в виде памятки-алгоритма)
Собираем тетради с вложенными “талантиками” и карточками и анализируем работу учащихся в группах, при фронтальной и устной работе.
6. Итог урока
Как решить квадратное уравнение с буквенными коэффициентами (параметрами) по формуле? (по алгоритму)?
Проверить определение квадратного уравнения .
Назвать a, b, c.
D или D1 .
Исследование по D (D1).
Записать ответ.
7. Занимательная задача
Задача знаменитого индийского математика XII века Бхаскары.
Обезъянок резвых стая,
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась,А 12 по лианам
Стали прыгать повисая…
Сколько было обезъянок,
Ты скажи мне в этой стае?
Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузначности корней квадратного уравнения (XII века).
8. Домашнее задание (учащиеся сами определяют себе карточки по уровню сложности)
Карточка 1.
Решите уравнение:
Найдите корни уравнения:
Карточка 2.
Решите уравнение:
Для всякого значения a решите уравнение:
Карточка 3.
Для всякого значения m решите уравнение
При каких b уравнение имеет один корень? Для каждого такого b найдите этот корень.