Роль системы развивающего обучения в развитии интеллектуальных способностей младших школьников

Разделы: Начальная школа


Наши дети тем умнее, чем больше возможностей быть умными мы им предоставляем.

Глен Доман.

В наше время вновь актуальна проблема развивающего обучения школьника. Вновь, потому что идея развития ребёнка была основной для русской народной школы второй половины XIX - начала XX вв.

“Ребенок, окончивший курс начальной школы, должен уметь работать не только памятью, он должен приобрести некоторое развитие, которое даст ему возможность… пользоваться книгой и через неё приобретать знания…. Не даст начальная школа развития, а даст только запас сведений – эти сведения непременно будут бесполезно заученными: если школа не заставит думать…” [1].

Внимание к проблеме интеллектуального развития ребенка диктуется условиями современной жизни.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения “и наполнить сосуд, и зажечь факел”, от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность.

Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л.Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.

Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская и др.

Хотя данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы должного внимания не получила.

Система развивающего обучения направлена на развитие у детей интеллектуальных способностей, желаний и умения учиться, навыков делового сотрудничества со сверстниками. В младшем школьном возрасте у ребёнка происходит интенсивное развитие интеллекта. При этом необходимо помнить и о том, что интеллектуальные способности развиваются в деятельности и что для их развития нужна высокая познавательная активность детей. Причём не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.

Еще Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог считает необходимым, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.

Эффективность интеллектуального развития младших школьников зависит от деятельности учителя, его творческого подхода к обучению детей, когда учитель отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество. Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач педагогического процесса.

Учебный материал должен носить проблемный характер. Задания, предлагаемые учащимся, должны представлять проблемную задачу. Такая задача является искусственной педагогической конструкцией, поскольку в учебном процессе используются те проблемные задачи, которые уже решены обществом и это решение уже знает учитель. Для ученика же задача выступает как субъективная проблема.

Если учебный материал имеет проблемный характер, а у детей нет базы для решения абстрактно-мыслительной творческой задачи, то в этом случае учитель так должен построить задание, чтобы условия задачи стали доступны непосредственному восприятию учащихся или могли быть ими зрительно представлены.

Правописание безударных гласных в корне слова

2 класс (1 - 4)

Цели:

  • Закрепить знания учащихся в правописании слов с безударной гласной в корне.
  • Формировать умение обосновывать выбор безударных гласных при написании слов.
  • Развивать речь, мышление, внимание, память учащихся.
  • Воспитывать интерес к русскому языку.

I. Разминка.

Упражнения выполняются под фонограмму пения птиц. Выполнение упражнений для мозговой деятельности и профилактики нарушения зрения является важной частью занятий. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы [7]. (см. Приложение)

II. Формулирование темы урока.

Весна – это особенное время года. Разбуженная теплом и светом, просыпается природа. Жизнь как бы зарождается вновь. Весну ждут с нетерпением! На Руси весну звали и пели ей песни. Весна – утро года!

– О чём вы прочитали? Как вы понимаете последние строчки?
– Какое слово чаще других встретилось вам в тексте? (Весна)
– Почему в слове весна слышится один звук, а пишется другая гласная буква? (Буква находится в слабой позиции, её написание нужно проверить.)
– Определите, в какой части слова пропущена буква? Докажите. (Веснушка, весенний)
– Сформулируйте тему нашего урока.
– Как же проверить безударный гласный в корне слова?

На доске: ВЕСНА – ВЁСНЫ.

III. Повторение изученного материала.

На доске: Р..ДОК, В..ДРО, БЕРЁЗА, ПОВ..Р, ГР..ЗА, СПОС..Б, СТ…НАЛ, МАЛИНА, ЗЕЛ..НЬ.

– Прочитайте слова, разделите их на две группы по двум признакам одновременно.
– Какие группы у вас получились?
– Почему буквы в словах первого столбика пропущены, а во втором столбике нет?
– В какой части слова пропущены буквы?
– Что нужно делать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?
– Посмотрите на алгоритм подбора родственных слов.

  • Один – много
  • Много – один
  • Назови ласково
  • Найди корень
  • Подбери другую часть речи.

IV. Работа с сигнальными карточками.

Какую безударную гласную вставим в корне слова РЯДОК? ВЕДРО? ПОВАР? ГРОЗА? СПОСОБ? СТОНАЛ? ЗЕЛЕНЬ? Докажите, используя алгоритм подбора родственных слов.

V. Минутка чистописания.

– На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются непроверяемыми безударными гласными в данных словах. Какие это буквы? (е, а)
– Определите порядок следования букв в каждой цепочке: аае, абе, аве, аге, …
– Напишите данную цепочку букв в указанном порядке до конца строки.
– Выпишите в тетрадь слова с непроверяемой безударной гласной.(берёза, малина)

VI. Словарно-орфографическая работа.

– Слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы назовёте сами. Для этого соедините последние буквы слов с проверяемой безударной гласной в корне, с которыми вы работали во время повторения изученного. Какое это слово? (КОРАБЛЬ).
– Подберите родовое понятие к слову КОРАБЛЬ. (Корабль – это транспорт)
– Для чего он предназначен? (Для перевозки людей и грузов по воде)
– Скажите полностью, что такое корабль? (Корабль – это транспорт, предназначенный для перевозки людей и грузов по воде.)
– Какие ещё бывают корабли? (Космические. На них люди летают в космос)
– Посмотрите на слово КОРАБЛЬ. Что можете сказать о его написании? (Непров. безударная гласная О, на конце Ь).
– Проговорите орфографически.
– Напишите это слово в тетрадь в тетрадь. Подчеркните непроверяемую безударную гласную.
– Прочитайте написанную на доске пословицу. Объясните её смысл.

Большому кораблю – большое плаванье.

(Человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать больше возможности, чтобы он смог развивать их дальше и смог достигнуть больших успехов).

– Напишите пословицу по памяти.
– Какое задание вы можете предложить с данной пословицей в соответствии с темой урока? (Найти в пословице слова с проверяемой б/гл в корне и проверить их написание)

VII. Физкультминутка.

Слова: вода, река, шаги, трава, леса, село, дела, ночной, метёт, земной, моря, семья.

VIII. Закрепление изученного.

Упражнение 1.

На доске: дом, домино, домовой, дома, домашний, домна, домовничать.

– Прочитайте слова. Какие слова здесь лишние? Почему?
– Запишите эти слова. Что вы можете о них сказать?
– Какие слова называются однокоренными?
– Что можно сказать о словах дом и дома? (Это форма одного и того же слова)
– Выделите в словах корень. Понаблюдаем за гласным в корне. Одинаково ли он звучит во всех словах?
– Когда гласный звучит ясно, отчётливо? (Под ударением)
– А когда звук слышен нечётко? (Без ударения, в слабой позиции)
– Почему в словах домовой, дома, домашний, домовничать в корне без ударения пишется о? (Корни однокоренных слов пишутся одинаково)
– Буква, обозначающая безударный звук в корне слова, – это орфограмма. Подчеркиваем её одной черточкой.

Упражнение 2.

Работа в парах.

– Перед вами две карточки. На одной слова с проверяемой безударной гласной, а на другой – записаны проверочные к ним слова. Один ученик читает слово, другой – ищет проверочное. Вместе записываете пару слов и выделяете орфограмму.

К – 1

Уд..вительно, м..нять, л..пить, л..нивый, скр..пучий, м..стерить.

 

К – 2

Мост, мастер, дева, диво, мина, замена, липко, лепка, лень, линька, скрип, скрепка.

Проверка написанного.

– О чём помнили, когда выполняли упражнение? Были ли у вас затруднения?

Упражнение 3.

Учебник А.В. Поляковой 2 класс, стр.179 , упр. 420.

– Найдите в тексте предложение, каждое слово которого было бы с проверяемой безударной гласной в корне слова.
– Как нужно проверить безударную гласную в корне слова?
– Какие слова являются проверочными?

IX. Итог урока.

– Над какой орфограммой мы сегодня работали на уроке?
– Что нужно помнить, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?
– Все ли родственные слова могут быть проверочными?

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты немедленно её
Ставь под ударение.

– Какая из пословиц, по вашему мнению, подошла бы к сегодняшнему уроку?

(Cигнальные блокноты)

  • Ум хорошо, а два лучше.
  • Учиться – всегда пригодится.
  • Без муки нет науки.
  • Где хотенье да терпенье, там и уменье.

Х. Домашнее задание.

– Поделитесь своими впечатлениями об уроке с родственниками.
– Всего вам доброго! Урок окончен.

Звучит фонограмма пения птиц.

Литература

  1. Русский начальный учитель. – СПб, 1901 № 1. с. 5
  2. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987.
  3. Доман Г., Доман Дж. Как развить интеллект ребёнка. – М., 2000.
  4. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М., 2001.
  5. Холодова О. Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. М., Росткнига, 2002.
  6. Развитие учащихся в процессе обучения: Под ред. Л.В.Занкова. М., 1963.
  7. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.,1959.
  8. Величковский Б.М. Как устроен естественный интеллект.//Природа. 1988. № 12.
  9. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971 г.

Приложение

Качания головой.

(упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 сек.

“Ленивые восьмёрки”

(упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающее запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмёрки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

“Шапка для размышлений”

(улучшает внимание, ясность восприятия и речь): “наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Упражнения для профилактики нарушений зрения.

“Зоркие глазки”

Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

“Стрельба глазами”

Двигайте глазами вправо-влево, вверх- вниз по 6 раз.