Наши дети тем умнее, чем больше возможностей быть умными мы им предоставляем.
Глен Доман.
В наше время вновь актуальна проблема развивающего обучения школьника. Вновь, потому что идея развития ребёнка была основной для русской народной школы второй половины XIX - начала XX вв.
“Ребенок, окончивший курс начальной школы, должен уметь работать не только памятью, он должен приобрести некоторое развитие, которое даст ему возможность… пользоваться книгой и через неё приобретать знания…. Не даст начальная школа развития, а даст только запас сведений – эти сведения непременно будут бесполезно заученными: если школа не заставит думать…” [1].
Внимание к проблеме интеллектуального развития ребенка диктуется условиями современной жизни.
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения “и наполнить сосуд, и зажечь факел”, от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность.
Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л.Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.
Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская и др.
Хотя данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы должного внимания не получила.
Система развивающего обучения направлена на развитие у детей интеллектуальных способностей, желаний и умения учиться, навыков делового сотрудничества со сверстниками. В младшем школьном возрасте у ребёнка происходит интенсивное развитие интеллекта. При этом необходимо помнить и о том, что интеллектуальные способности развиваются в деятельности и что для их развития нужна высокая познавательная активность детей. Причём не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.
Еще Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог считает необходимым, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.
Эффективность интеллектуального развития младших школьников зависит от деятельности учителя, его творческого подхода к обучению детей, когда учитель отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество. Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач педагогического процесса.
Учебный материал должен носить проблемный характер. Задания, предлагаемые учащимся, должны представлять проблемную задачу. Такая задача является искусственной педагогической конструкцией, поскольку в учебном процессе используются те проблемные задачи, которые уже решены обществом и это решение уже знает учитель. Для ученика же задача выступает как субъективная проблема.
Если учебный материал имеет проблемный характер, а у детей нет базы для решения абстрактно-мыслительной творческой задачи, то в этом случае учитель так должен построить задание, чтобы условия задачи стали доступны непосредственному восприятию учащихся или могли быть ими зрительно представлены.
Правописание безударных гласных в корне слова
2 класс (1 - 4)
Цели:
- Закрепить знания учащихся в правописании слов с безударной гласной в корне.
- Формировать умение обосновывать выбор безударных гласных при написании слов.
- Развивать речь, мышление, внимание, память учащихся.
- Воспитывать интерес к русскому языку.
I. Разминка.
Упражнения выполняются под фонограмму пения птиц. Выполнение упражнений для мозговой деятельности и профилактики нарушения зрения является важной частью занятий. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы [7]. (см. Приложение)
II. Формулирование темы урока.
Весна – это особенное время года. Разбуженная теплом и светом, просыпается природа. Жизнь как бы зарождается вновь. Весну ждут с нетерпением! На Руси весну звали и пели ей песни. Весна – утро года!
– О чём вы прочитали? Как вы понимаете
последние строчки?
– Какое слово чаще других встретилось вам в
тексте? (Весна)
– Почему в слове весна слышится один звук, а
пишется другая гласная буква? (Буква находится
в слабой позиции, её написание нужно проверить.)
– Определите, в какой части слова пропущена
буква? Докажите. (Веснушка, весенний)
– Сформулируйте тему нашего урока.
– Как же проверить безударный гласный в корне
слова?
На доске: ВЕСНА – ВЁСНЫ.
III. Повторение изученного материала.
На доске: Р..ДОК, В..ДРО, БЕРЁЗА, ПОВ..Р, ГР..ЗА, СПОС..Б, СТ…НАЛ, МАЛИНА, ЗЕЛ..НЬ.
– Прочитайте слова, разделите их на две группы
по двум признакам одновременно.
– Какие группы у вас получились?
– Почему буквы в словах первого столбика
пропущены, а во втором столбике нет?
– В какой части слова пропущены буквы?
– Что нужно делать, чтобы правильно написать
безударную гласную в корне слова?
– Посмотрите на алгоритм подбора родственных
слов.
- Один – много
- Много – один
- Назови ласково
- Найди корень
- Подбери другую часть речи.
IV. Работа с сигнальными карточками.
Какую безударную гласную вставим в корне слова РЯДОК? ВЕДРО? ПОВАР? ГРОЗА? СПОСОБ? СТОНАЛ? ЗЕЛЕНЬ? Докажите, используя алгоритм подбора родственных слов.
V. Минутка чистописания.
– На минутке чистописания мы напишем буквы,
которые являются непроверяемыми безударными
гласными в данных словах. Какие это буквы? (е,
а)
– Определите порядок следования букв в каждой
цепочке: аае, абе, аве, аге, …
– Напишите данную цепочку букв в указанном
порядке до конца строки.
– Выпишите в тетрадь слова с непроверяемой
безударной гласной.(берёза, малина)
VI. Словарно-орфографическая работа.
– Слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы
назовёте сами. Для этого соедините последние
буквы слов с проверяемой безударной гласной в
корне, с которыми вы работали во время повторения
изученного. Какое это слово? (КОРАБЛЬ).
– Подберите родовое понятие к слову КОРАБЛЬ. (Корабль
– это транспорт)
– Для чего он предназначен? (Для перевозки
людей и грузов по воде)
– Скажите полностью, что такое корабль? (Корабль
– это транспорт, предназначенный для перевозки
людей и грузов по воде.)
– Какие ещё бывают корабли? (Космические. На них
люди летают в космос)
– Посмотрите на слово КОРАБЛЬ. Что можете
сказать о его написании? (Непров. безударная
гласная О, на конце Ь).
– Проговорите орфографически.
– Напишите это слово в тетрадь в тетрадь.
Подчеркните непроверяемую безударную гласную.
– Прочитайте написанную на доске пословицу.
Объясните её смысл.
Большому кораблю – большое плаванье.
(Человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать больше возможности, чтобы он смог развивать их дальше и смог достигнуть больших успехов).
– Напишите пословицу по памяти.
– Какое задание вы можете предложить с данной
пословицей в соответствии с темой урока? (Найти
в пословице слова с проверяемой б/гл в корне и
проверить их написание)
VII. Физкультминутка.
Слова: вода, река, шаги, трава, леса, село, дела, ночной, метёт, земной, моря, семья.
VIII. Закрепление изученного.
Упражнение 1.
На доске: дом, домино, домовой, дома, домашний, домна, домовничать.
– Прочитайте слова. Какие слова здесь лишние?
Почему?
– Запишите эти слова. Что вы можете о них сказать?
– Какие слова называются однокоренными?
– Что можно сказать о словах дом и дома? (Это
форма одного и того же слова)
– Выделите в словах корень. Понаблюдаем за
гласным в корне. Одинаково ли он звучит во всех
словах?
– Когда гласный звучит ясно, отчётливо? (Под
ударением)
– А когда звук слышен нечётко? (Без ударения, в
слабой позиции)
– Почему в словах домовой, дома, домашний,
домовничать в корне без ударения пишется о?
(Корни однокоренных слов пишутся одинаково)
– Буква, обозначающая безударный звук в корне
слова, – это орфограмма. Подчеркиваем её одной
черточкой.
Упражнение 2.
Работа в парах.
– Перед вами две карточки. На одной слова с проверяемой безударной гласной, а на другой – записаны проверочные к ним слова. Один ученик читает слово, другой – ищет проверочное. Вместе записываете пару слов и выделяете орфограмму.
К – 1 Уд..вительно, м..нять, л..пить, л..нивый, скр..пучий, м..стерить. |
К – 2 Мост, мастер, дева, диво, мина, замена, липко, лепка, лень, линька, скрип, скрепка. |
Проверка написанного.
– О чём помнили, когда выполняли упражнение? Были ли у вас затруднения?
Упражнение 3.
Учебник А.В. Поляковой 2 класс, стр.179 , упр. 420.
– Найдите в тексте предложение, каждое слово
которого было бы с проверяемой безударной
гласной в корне слова.
– Как нужно проверить безударную гласную в корне
слова?
– Какие слова являются проверочными?
IX. Итог урока.
– Над какой орфограммой мы сегодня работали на
уроке?
– Что нужно помнить, чтобы правильно написать
безударную гласную в корне слова?
– Все ли родственные слова могут быть
проверочными?
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты немедленно её
Ставь под ударение.
– Какая из пословиц, по вашему мнению, подошла бы к сегодняшнему уроку?
(Cигнальные блокноты)
- Ум хорошо, а два лучше.
- Учиться – всегда пригодится.
- Без муки нет науки.
- Где хотенье да терпенье, там и уменье.
Х. Домашнее задание.
– Поделитесь своими впечатлениями об уроке с
родственниками.
– Всего вам доброго! Урок окончен.
Звучит фонограмма пения птиц.
Литература
- Русский начальный учитель. – СПб, 1901 № 1.– с. 5
- Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить.– М.: Просвещение, 1987.
- Доман Г., Доман Дж. Как развить интеллект ребёнка. – М., 2000.
- Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М., 2001.
- Холодова О. Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. – М., Росткнига, 2002.
- Развитие учащихся в процессе обучения: Под ред. Л.В.Занкова. – М., 1963.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. – М.,1959.
- Величковский Б.М. Как устроен естественный интеллект.//Природа. – 1988. – № 12.
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971 г.
Приложение
Качания головой. (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 сек. |
|
“Ленивые восьмёрки” (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающее запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмёрки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. |
|
“Шапка для размышлений” (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): “наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза. |
|
Упражнения для профилактики нарушений зрения. | |
“Зоркие глазки” Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. |
|
“Стрельба глазами” Двигайте глазами вправо-влево, вверх- вниз по 6 раз. |