Урок-путешествие по математике в 4-м классе: "Моя Югория"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • повторение и обобщение изученного материала;
  • развитие познавательного интереса к родному краю.

Задачи:

  • закрепить навыки деления и умножения многозначных чисел;
  • закрепить навыки решения уравнений, текстовых задач в косвенной форме на нахождении неизвестной части, примеров на порядок действий;
  • развивать мышление, творческую активность, речь, интерес к математике;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • карточки к устному счету;
  • иллюстрации и схемы к задаче;
  • листки к игре;
  • таблицы с изображением леса, бобра;
  • гербарий растений;
  • карточки с уравнениями.

Ход урока

1. Организационный момент

Вводная беседа.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит необычный урок, а урок-путешествие. Куда же сегодня мы отправимся. Это вы сможете узнать, выполнив следующее задание:

2. Устный счет

(Приготовлены карточки с примерами, на обратной стороне карточки – буква. По мере решения примеров, карточки переворачиваются.)

(17 + 28) : 9

60 – 32 : 4

80 – 50 : 15

20 х 8 : 40

600 : 10 х 3

75 : 3 х 2

Работа может проводиться разными способами, в зависимости от подготовленности класса. Начиная от простого поэтапного вычисления, до усложненных заданий: “Найдите выражение, значение которого равно 40”, или “Найдите значение выражения, где сумму надо разделить на число” и т.д.)

Из букв составлено слово “ЮБИЛЕЙ”

– Что означает слово? Как вы его понимаете?

3. Сообщение темы и цели урока

Правильно, юбилей это круглая дата, годовщина. В этом году мы отмечаем 410-летие города Сургута и 75-летие со дня образования нашего Ханты-Мансийского округа. Я приглашаю вас в путешествие по нашему краю, для этого нам понадобится вспомнить все, что мы изучали. Вы готовы отправляться?

Старое название нашего округа Югория, Югра. Это древний и суровый, удивительно красивый и щедрый край известный издавна. Проблема сохранения природы сегодня является одной из самых важных. С целью сохранения растительного и животного мира на территории нашего округа созданы заповедники и заказники. Какие заповедники на территории нашего округа вы знаете? (Беседа с детьми о заповедниках, их роли.)

4. Решение задачи

Площадь Юганского, Кондинского и Елизаровского заповедников – 939 тыс. га. Елизаровский и Кондинский занимают 317 тыс. га. Найдите площадь каждого заповедника, если известно, что Юганский заповедник занимает на 381 тыс. га больше, чем Кондинский.

Схема и условие задачи раздается на заранее приготовленных листах, схема без чисел, необходимо закончить схему.

Разбор задачи. (На усмотрение учителя, исходя из уровня подготовленности класса, наименования “тыс.га” могут также заранее быть написаны на подготовленных листах со схемой.)

Решение:

  1. 939 – 317 = 622 (тыс. га) – площадь Юганского заповедника;
  2. 622 – 381 = 241 (тыс. га) – площадь Кондинского заповедника;
  3. 317 – 24 1= 76 (тыс. га) – площадь Елизаровского заповедника.

Ответ: Елизаровский 76 тыс. га, Кондинский 241 тыс.га, Юганский – 622 тыс. га.

Учитель: Сейчас только в Кондинском заказнике можно встретить североазиатского бобра (показ иллюстрации), и там он уже почти исчез, а ведь всего 40 лет назад их там было около 1000! Бобр – самый крупный грызун нашей фауны.

5. Устные упражнения

59 63 36
23 27 0
37 41 14

Узнайте длину тела бобра (в сантиметрах), выполнив действия по программе:

  • выбери из первой строки наименьшее число,
  • выбери из 2 строки наибольшее число,
  • из 3 строки выбери не наименьшее и не наибольшее число,
  • найди сумму выбранных 3-х чисел.

Длина тела бобра около 100 сантиметров, сколько это будет в дециметрах? В метрах?

Игра “Кто быстрее?”

Хотите узнать сколько весит бобр? Для этого надо выполнить следующее задание, подумайте, с какого выражения надо начать выполнять действия? (Раздаются листки с напечатанным заданием.)

Тот, кто правильно выполнил, получил ответ 25. Бобр, в среднем, весит около 25 килограммов.

6. Действия с многозначными числами

– Где живут бобры?

Вся территория Ханты-Мансийского округа располагается в лесной таежной зоне. Какие у нас преобладают леса? Какие хвойные деревья вы знаете?

А вы знаете, что существует около 100 видов сосен? Я хочу вам рассказать о кедровой сибирской сосне. Это дерево часто зовут сибирским кедром, но прямого отношения к настоящим кедрам не имеет. У обыкновенной сосны хвоинки собраны в пучки по две, а у сибирской – по пять. (Показ либо настоящей ветки, либо из гербария). Кедровая сосна может вырастать до 45 метров. Но у нас она значительно ниже. Среднюю высоту этого древа в метрах вы узнаете, решив пример:

2750 * 7 : 2 – 9597 (28 м)

Но главное отличие кедровой сосны от обычной – в семенах, ведь семена сибирской это всем известные “кедровые орешки”. 70 видов зверей и 200 видов птиц лакомятся орехами этой сосны. Чтобы вырастить урожай кедровых орехов дереву приходится немало потрудиться. Сколько же месяцев созревают шишки с семенами? Ответ спрятался в следующем примере:

23710 * 4 – (93017 + 1796) = (27)

Да, 27 месяцев зреют семена, так что из 10 лет только 3 урожайных на орех года. При сборе орехов надо помнить об этом, необходимо беречь дерево.

7. Решение уравнений

Но не только орехами ценна эта сосна, но и древесиной. Что необычного делают из этой древесины, как люди раньше ее использовали? Хотите узнать?

Решите уравнения: (уравнения написаны на листах бумаги, с обратной стороны напечатаны слова, по мере решения листы переворачиваются, и учитель рассказывает интересные сведения об этих предметах.)

Х * 80 = 640

4200 : х = 6

х : 50 = 500

8. Слова

Сундуки, шкафы. В сундуках, сделанных из душистой древесины этого дерева, не заводится моль, можно долго хранить ценные вещи.

Посуда. В кедровой посуде долго не скисает молоко, а ведь раньше холодильников не было.

Музыкальные инструменты. Это обнаружили немецкие торговые фирмы, закупавшие в России кедровое масло. Они потребовали поставлять им емкости с маслом в таре из кедровых досок. Разбирая эту тару и продавая ее на заводы музыкальных инструментов, торговцы значительно увеличивали свой доход.

9. Итог

Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Что нового вы узнали? Что для вас было самым интересным, о чем еще хотите узнать?

Живая природа всегда была для человека источником его существования. Взаимоотношения человека с природой сегодня находятся у запретной черты, переступить которую человечество не имеет право. Природа беззащитна, ее сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму! Я уверена, что после сегодняшнего урока, вы будете гораздо бережнее относиться к природе.

Литература

  1. Л.Г. Петерсон, “Математика 3 кл. (1-3)”.
  2. Учебное пособие: География Ханты-Мансийского автономного округа. 8-9 класс.
  3. А.Байкалова. Юганский заповедник.
  4. Энциклопедия для детей. Изд-во “Росмен”.