Формирование мотивации у младших школьников

Разделы: Начальная школа


Темой методических недель выбрана: “Формирование учебной мотивации через стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности школьников”. Эта тема определена неслучайно. Как известно, для младших школьников наиболее характерными являются следующие учебные мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный), широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный); “позиционный” мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный); “внешние” по отношению к самой учебе мотивы, например подчинение требованиям взрослых и т.п. (внешний); игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу (игровой); мотив получения высокой отметки (отметка).

Эффективность усвоения знаний зависит от того, как эти знания подаются.

Четкое структурирование учебного материала облегчает его восприятие. Логичное, яркое, увлекательное изложение побуждает школьников слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в мир познания.

Своевременное чередование различных умственных занятий, более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособность детей и их желание овладевать знаниями.

Задача учителя — всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Обучение обязательно должно быть связано с практическими потребностями ученика. Необходимо находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Она показывает уровень успешности овладения знаниями. Отметка же фиксирует оценку в виде слова, цифры или какого-либо другого знака.

Нельзя преувеличивать роль оценок. Они не могут заменить собой все остальные стимулы и всю работу учителя. Если урок скучный, объяснение слабое или непонятное, если учебный процесс организован неразумно, то в классе постоянно шум и беспорядок. Если дети неимоверно перегружены, запуганы и задерганы авторитарными учителями, то нормализовать учение одними оценками невозможно.

При целесообразной организации учебного процесса в целом оценки становятся хорошим стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха — самый эффективный стимул познавательной деятельности.

Базой второй подгруппы специальных стимулов становятся возрастные потребности. Значительная часть потребностей детей отличается от потребностей взрослых, так же как интересы старших школьников отличаются от интересов подростков, а последних — от интересов младших школьников.

Младшие школьники весьма любознательны. Они тянутся ко всему новому. Учитель, который удовлетворяет эти потребности школьников, безусловно, влияет на их стремление учиться.

Школьники этого возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с ними игры или игровые элементы, давать пищу их воображению, чаще использовать небольшие экскурсии и выходы за пределы класса и школы.

Большое значение имеет опора на индивидуальные потребности школьников. Индивидуальных интересов у школьников бесчисленное множество, они есть у каждого, хотя у КОГО-ТО больше, а у КОГО-ТО меньше. Удовлетворение и использование этих интересов на занятиях отражается на учебной деятельности

  • дети устают от слишком большого учебного материала и от непомерно длительной умственной работы. Утомленная психика не воспринимает новых знаний. Кратковременный отдых от умственных занятий стимулирует дальнейшую познавательную деятельность.
  • разнообразие деятельности и полнокровная ЖИЗНЬ в классе и школе: масса интересных новых событий, клуб, ученическое само управление преодоление однообразной школьной рутины — положительно сказываются на учебном процессе.

Представления детей о том, для чего они учатся в школе (особенно в начальных классах), достаточно смутные. В основном и ответы касаются стандартных заученных фраз типа “чтобы уметь читать, писать, считать, чтобы много знать, быть умным”. Уточнение этих высказываний часто заводит детей в тупик. Наиболее смышленые высказывают предположение о возможности найти в будущем хорошую, интересную работу. Но подобная перспектива в силу своей отдаленности не может стать серьезным стимулом к учению.

Игровая мотивация, которая часто превалирует на занятиях, без особых затруднений перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как уже сейчас он может попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.

Известно, что даже самые совершенные методы и приемы активизации познавательной деятельности школьников по осмыслению и освоению изучаемого материала не всегда приводят к желаемой цели. Наблюдаются случаи, когда даже у хорошего учителя, владеющего методикой преподавания и знающего свой предмет, часть учеников не проявляет особого усердия в овладении знаниями и ведет себя на уроках пассивно.

Предлагаем разработки открытых уроков по данной теме данные учителями начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната г.Бодайбо.

Приложение 1.

Математика. 3-й класс

Учитель Шарыгина Л.Г.

Тема: "Вычитание в пределах 20 с переходом через разряд"

Цели:

  • познакомить с приемом вычитания числа 9 из двузначного числа в пределах 20 с переходом через разряд на основе состава числа 9, объединения 1 и 2 вычитаемых;
  • развитие логического мышления и памяти при усвоении приема вычитаний;
  • привитие навыков культуры учебного труда, интереса к предмету через разнообразные виды работ.

Оборудование: таблицы состава чисел первого десятка, счеты, предметные картинки, краткая запись задачи, материал к устному счету, карандаши, линейки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1. Разминка: из стоящих учеников сядится тот, кто назовет числа, состоящие из одного десятка и нескольких единиц (один десяток и три единицы, один десяток и девять единиц и т.д.)

2. Вступительное слово учителя о предстоящей работе, условия оценивания.

II. Устный счет.

1. Отложить на счетах двузначные числа в пределах 20, вычесть все отдельные единицы – сделать вывод, какое число получится.

2. Вычитание однозначных чисел из 10.

Состав числа 9

10 –

1 =
3 =
4 =
5 =
8 =
9 =
7 =
6 =
2 =

9 –

+
+
+
+
+
+
   

Учитель раздает жетоны за устный счет.

III. Анализ работ в тетрадях.

1. Правильное оформление записей (число, классная работа).

2. Чистописание однозначного и двузначного числа по образцу учителя.

Учитель раздает жетоны за чистописание.

IV. Этап усвоения новых знаний.

1. Повторить название компонентов вычитания.

2. На доске – примеры на вычитание в два действия и в одно (1-е и 2-е вычитаемые закрыты предметными картинками).

13 – =

13 – =

Учитель. Посмотрите на примеры на доске и скажите, над каким действием мы будем работать на уроке? (Вычитанием)
– Как догадались?
– А вот какое число мы будем отнимать, мы узнаем после того, когда решим примеры на доске, открывая постепенно картинки, за которыми спряталось наше число.
– Итак тема урока: “Вычитание числа”. Число в окошке запишем, когда найдем его.

V. Работа с заданиями на доске.

Надя 11 – =
11 – =
Коля 13 – =
13 – =
Алеша 14 – =
14 – =
Андрей 12 – =
12 – =
Люба 16 – =
16 – =
Катя С. 15 – =
15 – =
Вова 17 – =
17 – =
Ксюша 18 – =
Катя В. 18 – =

Каждый из учащихся подходит к своему заданию, открывает по одной карточке, смотрит число на обратной стороне и решает пример в 2 действия, получает жетон.

Учитель. А теперь каждый сложите числа, которые написаны на обратной стороне карточки, какое число у вас получилось?

Каждый ученик называет, сколько получилось, записывают его в пример в одно действие.

Учитель. Какое число спряталось от нас?
Дети. 9.
Учитель. А как мы его получили?
Дети. Сложили 1-е и 2-е вычитаемые.

VI. Физкультминутка.

Упражнения для глаз, и снятие утомления плечевого пояса.

VII. Этап усвоения новых знаний (продолжение).

Ученики записывают примеры в тетради (ответы оставить только в первых двух примерах, остальные стереть). Отдельные ученики записывают по 4 примера у доски. Учитель раздает жетоны за работу в тетрадях.

1. Составить и решить задачу по данной опорной краткой записи с предметными картинками:

Тетрадь – 7 р.
Карандаш – 2 р.
Шар ? остальные

17 рублей

По желанию один из учащихся составляет условие задачи, ставит вопрос, 1-2 ученика повторяют.

Решение:

17р.___7р.___2р.

Учитель. Какой знак поставим между числами и почему?

Проверка:

8р.+ 2р.+ 7р.

2. Построить отрезки заданной длины:

1 отрезок – 11 см;
2 отрезок – на 1 см меньше.

VIII. Итог урока.

Учитель. Какое число мы учились отнимать из двузначного?

Учитель еще раз закрепляет материал примером на вычитание. Ученики подсчитывают свои жетоны и ставят себе оценку.

IX. Домашнее задание.

Стр. 44 № 12 (б), обратить внимание на образец выполнения задания.

Приложение 2.

Урок обучения грамоте в 1 классе

Учитель Филиппова Л.М.

Тема: Звук и буква Х, х.

Цели:

  • познакомить учащихся со звуком (Х) и буквой Х, х;
  • научить выделять звук (Х) в разных позициях в слове;
  • соотносить звук и букву, читать слоги с данной буквой;
  • развивать фонематический слух и целенаправленное внимание;
  • воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: счётные палочки, таблица для корр. упр., разрезная азбука, карточки со слогами, рисунки с предметами, в названиях которых встречается звук (х), каравай хлеба.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II. Разминка.

1. Коррекционное упражнение.

  • назвать буквы, которые учили;
  • назвать синие буквы, красные;
  • показать незнакомую букву.

2. Артикуляционная гимнастика: “вкусное варенье”, “лошадка”, “сосание конфеты”, высовывание языка “лопаткой”, “чашечкой”, “трубочкой”.

3. Угадывание звука по артикуляции: а, о, у, м, с.

III. Повторение пройденного.

Чтение слогов по карточкам, выставленных на доске слогов из разрезной азбуки: ам, мо, ум, са, со, му, ма, су, ом, ос, ас, ус.

IV. Изучение нового материала.

1. Встреча гостьи Хаврошечки с заданием.

Загадка о хлебе:

Отгадать легко и быстро:
Мягкий пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.

(показать каравай хлеба, который приготовила для ребят Хаврошечка, обещав угостить тех ребят, которые хорошо будут работать на уроке.)

2. Беседа о хлебе.

Итог: Хлеб – всему голова!

3. Составить схему этого предложения. Назвать первое слово в предложении. Выделить первый звук в данном слове.

Описать артикуляцию звука (х), используя зеркала: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. Язычок закрывает свободное прохождение воздуха, создаёт преграду.

Вывод: если есть преграда – значит звук согласный. Если голосовые связки не работают, значит звук глухой.

4. Упражнение в нахождении звука в словах, обозначающих предметные картинки (хлеб, халат, сахар, черепаха, сухари, мох и др.) Определение позиции звука (х).

5. Игра на формирование фонематического слуха: “Хлопай”. Если услышите в слове звук (х.), хлопните в ладоши.

(Холод, чепуха, каравай, холодильник, хоккей, хлопушка, брат, трос, хор, хлеб, муха, запах, рост, храм.).

6. Прослушивание сказки. Называние слов со звуком Х, определение позиции данного звука. Назвать фамилии учащихся, в которых встречается звук (х).

7. Знакомство с буквой Х и её закрепление:

  • показать букву;
  • выложить букву из счётных палочек;
  • найти букву в кассе, в ленте букв;
  • напечатать букву в специальных тетрадях;
  • указать на что похожа буква Х.

V. Физминутка.

Игра “Хлопай-топай”.

Мы танцуем “Хлопай-топай” Кем бы ни был ты – отличник,
Утром, днём и вечером! Иль совсем наоборот,
Лучший танец “Хлопай-топай” Разучите танец этот
Когда делать нечего! И танцуйте целый год!

VI.

Упражнения на чтение слогов с буквой Х, выкладывание слогов из букв разрезной азбуки, составление схем к этим слогам и работа с индивидуальными кассами.

VII. Разыгрывание сценки “Ха-ха-ха!”.

VIII. Работа над предложением “Ха-ха-ха!”.

  • Составление схемы предложения.
  • Составление из букв разрезной азбуки.
  • Чтение предложения.

IX. Итог урока.

– С каким звуком мы познакомились? Какую букву узнали?

Угощение всех детей хлебом.