Устный журнал: "Добро в твоем сердце"

Разделы: Начальная школа


Интегрированный урок чтения, развития речи.

Цели урока:

  • совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения.
  • развивать творчество, воображение, обогащать словарный запас.
  • воспитывать ответственное отношение за судьбу четвероногого друга, нравственные качества.

Оборудование: магнитофон, художественно – познавательные книги, мягкие игрушки, рисунки детей, иллюстрации животных с календарей, музыкальные произведения.

Ход урока:

I. Организационный момент

    Здравствуйте!
    Поклонившись мы, друг другу сказали,
    Хотя были совсем не знакомы,
    Здравствуйте!
    Что особого тем мы друг другу сказали?
    Просто “здравствуйте”, больше ведь
    Мы ничего не сказали
    Отчего же на капельку солнца
    Прибавилось в мире?
    Отчего же на капельку радостней
    Сделалась жизнь?
    Здравствуйте!
    Поклонившись мы друг другу сказали.

II. Жужжащее чтение

    Как обычно открываем читальный зал. Читаем с заданием:

- Подчеркиваем красивые слова.

III. Сообщение темы, цели урока

Сегодня мы будем говорить о тех, кто просто живет рядом с нами и своим присутствием приносит счастье и радость в наши дома.

Тема нашей встречи…

Разгадайте ее, пожалуйста, сами. Перед Вами буквенное лото.

Д О Б Р О   В   Т В О Е М   С Е Р Д Ц Е

I. Первое слово – это существительное, лексическое значение которого – нечто положительное, хорошее, несущее благо, полезное, противоположное злу.
Качество, украшающее человека изнутри.
Д О Б Р О

II. Второе слово – предлог: буква стоит в алфавите третьей по счету.
В

III. Дайте развернутое определение следующему слову (местоимение, начальная форма которого “ты”).
Т В О Е М

IV. Последнее слово – главный внутренний орган человека.
С Е Р Д Ц Е

Что же получилось?

Д О Б Р О    В    Т В О Е М     С Е Р Д Ц Е. Это предложение и будет девизом нашего урока. Мы с Вами закончили раздел, который называется “Животные в нашем доме”. Сегодня обобщение по данному разделу, где встретились с добрыми людьми, их бескорыстными поступками. Заслушаем историческую справку о братьях наших меньших. Продолжим ориентироваться в тексте, многократно обращаться к нему, выявляя новые подробности, развивать устную речь.

Урок проведем в виде устного урока. Открываем 1-ю страничку. Она называется: “Легко ли быть добрым”.

Работа по развитию речи.

- Ребята, а как Вы думаете: легко ли быть добрым?

- Подберите смысловые ассоциации к слову “ДОБРО”

ДОБРО – это красота,
душевность,
ласка,
тепло,
счастье.
веселье,
жизнь,
отзывчивость,
любовь,
праздник,
мама,
смех,
улыбка,
семья

- Выделение понравившегося слова. Почему?

- Составление устного рассказа с данными словами.

Учитель:

Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник , ни конфета.

Ученик:

Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей
Если будем мы с тобой добрей.

Учитель:

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Какие замечательные слова!

2-я страничка нашего журнала называется “Лучший друг человека

- Как звали собак у Юрия Коринца? (Ханг и Чанг).

- А у Виктора Драгунского? (Дымка, Антон).

- Что объединяет эти два рассказа? Общность сюжетов: пение животных под аккомпонемент хозяев).

- В каких словах заключена идея рассказа “Ханг и Чанг” (“Не такой человек был мой дядя, чтобы продавать своих друзей”).

Вот какие наши четвероногие друзья.

Друг – приятель – это одно и то же? (Нет).

Дети поясняют значение слов “друг”, “приятель”.

Не путайте эти понятия.

Четвероногие друзья!
Их не любить никак нельзя.
Они помощники в труде –
Надежные, примерные,
Они и выручат в беде,
И в дружбе очень верные.

Историческая справка.

Считается, что предок домашней собаки – волк – был первым животным, которого человек принял в свой дом. Это произошло 20 тысяч лет назад. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом, помогать на охоте, охранять скот.

Ученик 1: На Руси с древних времен собаки помогали охотникам.

У Петра I была собака – связная. Она разносила его письма и распоряжения.

Ученик 2: В Санкт – Петербургской полиции служил пес по кличке Султан. Он вернул пострадавшим людям украденные у них ценности на общую сумму в 2 миллиона рублей.

Ученик 3: Сенбернар по кличке Барри спас в альпийских горах 40 человек. В метель и пургу выходила эта собака, чтобы отыскать людей, сбившихся с пути.

Ученик 4: Л.Н. Толстой написал рассказ о пожарной собаке по кличке Боб, которая вынесла из огня 12 маленьких детей.

Ученик 5: Собаки – таможенники научились находить взрывчатку,

и даже оружие, которым могут воспользоваться бандиты, террористы, также они находят наркотики.

Спешит могучий сенбернар
К вершине перевала
Там снежный прогремел обвал,
Метель отбушевала…
На помощь человек зовет,
Он там погибнуть может,
Но сенбернар его найдет,
В беде ему поможет.

К. Паустовский писал: “Однажды хозяин собаки отправился в путешествие и не взял с собой собаку. Пес не смог этого перенести, убежал на берег, бросился в воду и утонул…”

IV. (Беседа о брошенных животных).

- Почему многие ребята хотят иметь собачку или котенка?

(Рядом с ними чувствуешь себя взрослым и сильным).

- А сколько брошенных домашних животных – кошек и собак… Особенно осенью и зимой после того, как дачники из пригородных поселков возвращаются к себе домой! И бросают беззащитных животных. Страшно и больно смотреть на них.

V.

3-я страничка посвящена загадочным животным.

VI. Театральная пауза.

Инсценирование стихотворения “Сиамская кошка”.

- Вопрос всем: что бы Вы посоветовали герою сценки, чего он не понимает?

- Итак, Ваши советы герою этой сценки.

- А теперь подарок всем. Посмотрите на танец, чтоб веселее стало.

VII. Рекламная заставка. “Танец котят”.

VIII. И снова обратимся к истории.

В разные времена и в разных странах к кошке относились по – разному. В Древнем Египте ее боготворили, оказывали всякие почести. Смертная казнь карала того, кто преднамеренно убьет хотя бы одного из стражей хлебных амбаров. Если же кошка умирала своей смертью, ее оплакивали, осыпали дарами в виде высушенных мышей.

В Европе в средние века кошку преследовали, так как считали, что в ней поселился дьявол. Особенно не везло черным котам, считалось, что они приносят в дом несчастье.

В Японии в XVII веке существовала легенда: владельцу небольшой чайной лавки, чьи дела шли плохо, подарили статуэтку кошки. Она ожила и стала работать за кассой магазина. Это стало сенсацией, все больше людей заходили в чайную, чтобы увидеть такое чудо. Благодаря этому торговля пошла хорошо, и с тех пор во всех чайных Японии держат кошек.

Может быть, все это выдумка, но так или иначе, кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет и до сих пор остается загадочным и таинственным существом.

“Сиамская кошка”.

Сиамская кошка
По имени Сима,
Плутовка, проказница-
Невыносима!
Проделки ее
Предсказать невозможно –
Характер у кошки
И трудный, и сложный,

А теперь я Вас всех приглашаю в “Книжную лавку” Здесь собрано много произведений, героями которых являются наши друзья животные.

Продавец “Книжной лавки” ознакомит Вас, ребята с новинками литературы.

1. “Ключи от природы” (А.П.Симанова)

Здесь вы ознакомитесь с законами природы, побываете на приеме у доктора Айболита, совершите путешествие в мир красоты, узнаете, о чем поют птицы. Одним словом научитесь истинной доброте.

2. “Волшебные сказки о животных”.

А сказки о животных возникли с глубокой древности. Сюжеты сказок о животных разных народов вроде бы схожи, но каждый имеет неповторимую национальную красоту. Если в сказках европейских народов чаще действуют - волок, лиса, заяц, медведь, собака, то у восточных народов – тигр, обезьяна, крокодил, черепаха.

3. “Тайны живой природы”.

Само название говорит о себе. “Тайны живой природы” - книга необычайно загадочна и посвящена необъяснимым явлениям жизни океана, где ученые каждый год открывают все новые и новые виды неведомых прежде животных и растений.

4. “Живой мир” – о среде обитания различных животных, о регулярных изменениях в их жизни.

XIX. Итог урока.

Помните строки из книги А. Экзюпери “Маленький принц”. “…Мы в ответе за тех, кого приручили…”

Защищая природу, человек защищает себя. Кто в детстве спас птицу, защитил муравья, во взрослой жизни тоже будет защищать все живое, не позволит срубить лес, не нарушит тишину заповедных лесов, озер. Человек в этом мире – старший по разуму и по старшинству – должен заботиться обо всем на Земле.

А вот сейчас слово Вам. Пусть каждый из Вас скажет, напишет свое слово о доброте. Вспомните, когда Вы сделали что-то хорошее другому человеку бескорыстно, не ради награды. Пусть что-то маленькое, но такое. От чего другому человеку стало приятно, а у Вас на душе светлее не может быть, чтобы Вы никогда никому не сделали ничего доброго – ни человеку, ни растению, ни животному.

Перед каждым из Вас волшебный листок. Напишите на нем кратко, какое доброе дело Вы совершили за свою жизнь, от которого Вам и окружающим Вас людям стало радостно.

Зачитывать мы не будем, кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как гласит английская пословица:Кто добр поистине, добро творит в молчании”.

Посмотрите, доброта – это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас.

(Из разноцветных лепестков на доске складывается цветок).

В заключение нашей встречи я хочу поблагодарить Вас за работу, за творчество и пожелать вырасти добрыми и надежными людьми.