Соавтор: Хуснутдинова Н.С.
Цели:
- ввести понятие “военная служба”,
- познакомить с содержанием статьи 59 Конституции РФ, статьи 58 Конституции Республики Татарстан,
- дать знания о необходимости прохождения военной службы,
- познакомить с основным содержанием законов РФ – “Об обороне”, “О воинской обязанности и военной службе”, “О статусе военнослужащих”.
Оборудование: компьютер, мультивидеопроектор, телевизор, видеомагнитофон, видеосюжет из фильма “Зона особого риска”, дидактический материал “Законодательная база ОВС”, учебники ОБЖ для 9 класса ( 15 шт. ) , лист рабочей тетради по данной теме ( на каждого ученика ).
Ход урока
I. Организационная часть
- До начала урока дневальный получает задание – раздать учебники, листы рабочей тетради, дидактический материал.
- Оформление доски: запись даты, темы урока (Правовые основы военной службы ).
- Со звонком на урок - построение уч-ся взвода, принятие рапорта, приветствие.
II. Актуализация темы урока
Преподаватель: Ребята, тема нашего урока называется “Правовые основы военной службы”. На уроке вы узнаете, что такое военная служба, определите основное содержание законов Российской Федерации, определяющих оборону и военную службу в нашем государстве. Сегодня будет заложена основа для последующих уроков по разделу “Основы военной службы”.
На экране высвечивается слайд № 1:
ТЕМА: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ |
Слайд № 2:
ВОЕННАЯ СЛУЖБА - ? |
Преподаватель: В первую очередь мы должны определить, что же такое военная служба и чем она отличается от обычной гражданской службы. Сейчас вы посмотрите видеосюжет, а затем должны будете ответить на вопрос: какая почетная обязанность есть у граждан Российской Федерации, достигших 18 лет?
На экране - слайд № 3:
КАКАЯ ПОЧЕТНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ЕСТЬ У ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДОСТИГШИХ 18 ЛЕТ? |
Демонстрация видеосюжета из фильма “Зона особого риска”.
Беседа по просмотренному видеосюжету:
1.1.Ответ на вопрос слайда № 1: какие мысли вызывает просмотренный видеосюжет? ( Показана мощь российской армии, ее боевые возможности, нелегкие и непростые будни армейской службы).
1.2. Вопрос уч-ся: как вы думаете, что такое военная служба, чем она отличается от обычной гражданской службы? (уч-ся дают свое представление военной службы, отмечая при этом признаки, характерные для военной службы – единая форма одежды, подчинение приказам и распоряжениям командиров и начальников, обязательное выполнение поставленных командиром задач ).
III. Изучение новой темы
Уч-ся предлагается выполнить задание № 1 рабочей тетради.
Проверка правильность нахождения определения “военная служба” в учебнике.
Дневальный зачитывает вслух данное определение.
Все уч-ся записывают его в свои листы рабочей тетради.
Преподаватель: Ребята, давайте вспомним, что такое право. ( Право – это закон ). В нашем государстве есть законы, которые определяют правовую основу военной службы. Как называется основной Закон нашей страны? ( Конституция Российской Федерации ).
На экране высвечивается слайд № 4
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 59… |
На экране высвечивается слайд № 5 ( звуковой ):
Статья 59 Конституции РФ: ( Основное содержание ) |
Уч-ся предлагается открыть Дидактические материалы на странице 3 и найти статью 59 Конституции РФ.
Учитель комментирует пункты 1-3 статьи 59 Конституции РФ.
Уч-ся предлагается выполнить задание № 2 рабочей тетради.
( Поочередно определяются ключевые фразы каждого пункта статьи, которые записываются в рабочую тетрадь):
- Долг и обязанность гражданина.
- Военная служба в соответствии с федеральным законом.
- Замена на альтернативную гражданскую службу.
Преподаватель: Мы с вами живем в республике, которая имеет свой Основной Закон. Как он называется? ( Конституция Республики Татарстан ).
На экране высвечивается слайд № 6:
КОНСТИТУЦИЯ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАНА
Статья 58…
На экране высвечивается слайд № 7 ( звуковой ):
Статья 58 Конституции РТ: ( Основное содержание )
Уч-ся предлагается найти статью 58 Конституции РТ в Дидактических материалах на странице 3.
Преподаватель: Определим ключевые фразы статьи 58 Конституции Республики Татарстан ( воинская служба в соответствии с законом; на территории Республики Татарстан или вне ее ).
Уч-ся предлагается выполнить задание № 3 рабочей тетради ( уч-ся записывают ключевые фразы ).
Преподаватель: На основе Конституции Российской Федерации разработаны законы – Федеральный Закон “Об обороне”, Законы Российской Федерации – “О воинской обязанности и военной службы”, “О статусе военнослужащих”. Сегодня вы узнаете основное содержание этих Законов, а на последующих уроках все упомянутые Законы вы будете изучать детально.
На экране высвечивается слайд №8 ( звуковой ):
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
“ОБ ОБОРОНЕ”
Принят Государственной Думой
24 апреля 1996 года
Статья 1. Основы обороны.
Статья 2. Организация обороны.
Статья 4. Полномочия Президента РФ в области обороны.
Уч-ся просматривают из дидактических материалов ФЗ “Об обороне” на странице 4. Определяются ключевые фразы основного содержания закона ( основы и организация обороны, полномочия органов власти, права и обязанности граждан РФ в области обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны ).
Уч-ся предлагается начать выполнение задания № 4 рабочей тетради.
Проверка сделанной записи.
На экране высвечивается слайд № 9 ( звуковой ):
ЗАКОН РФ “О ВОИНСКОЙ ОБЗАННОСТИ
И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ”
Принят Государственной Думой
6 марта 1998 года
Уч-ся просматривают из дидактических материалов Закон “О воинской обязанности и военной службе” (страница 10 ).
Преподаватель: основное содержание закона – это название глав. Оформите в рабочих тетрадях записи по данному Закону.
Уч-ся предлагается продолжить выполнение задания № 4 рабочей тетради.
Проверка сделанной записи.
На экране высвечивается слайд № 10 ( звуковой ):
ЗАКОН РФ “ О СТАТУСЕ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ”
Принят Государственной Думой
6 марта 1998 года
Уч-ся предлагается по аналогии с предыдущим законом выделить основное содержание Закона “О статусе военнослужащих”.
Уч-ся предлагается закончить выполнение задания № 4 рабочей тетради.
Проверка сделанной записи.
Преподаватель: Ребята, а вы знаете, кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами нашего государства. ( Уч-ся дают варианты ответа ). В Законе “Об обороне” содержатся статья, которая государственного служащего, на которого возлагаются обязанности Верховного Главнокомандующего Российской Федерации.
На экране высвечивается слайд № 11 ( звуковой ):
ФЗ “ОБ ОБОРОНЕ”
Ст.4. п.1. Президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Уч-ся предлагается выполнить задание 5 рабочей тетради. ( президент РФ ).
IV. Закрепление темы урока.
Преподаватель: Сегодня мы с вами изучили тему… ( преподаватель озвучивает последовательно сменяющие друг друга слайды №№ 11-13):
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
ЗАКОНЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ:
КОНСТИТУЦИЯ РФ, ФЗ “ОБ ОБОРОНЕ”,
“О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ”,
“О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ”.
Фронтальная устная беседа по вопросам:
- что такое “военная служба”?
- что сказано в Конституции РФ относительно обязанности граждан РФ по защите Отечества?
- что сказано в Конституции РТ относительно воинской обязанности граждан РТ?
- что определено в ФЗ “Об обороне”?
- каково основное содержание Закона РФ “О воинской обязанности и военной службе”?
V. Заключительная часть.
- Задание на дом: учить конспект в рабочей тетради.
- Подведение итогов урока.
- Построение.
- Дневальный собирает учебники и дидактические материалы.