Цель урока: вызвать у учащихся желание узнать историю возникновения своего имени.
Задачи:
- Познакомить учащихся с новыми словами: "тезка", "именины", святцы".
- Уточнить значение слова "имя" и словосочетания "день рождения".
- Показать на примерах влияние на имена отдельных эпох, принадлежность к разным народам.
- Воспитывать чувство взаимоуважения и самоуважения, коллективизма, товарищества, взаимовыручки.
Оборудование:
- Учебник "Введение в историю. 3 класс"
- Рабочая тетрадь к учебнику.
- Словари:
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т.
- Краткий толковый словарь русского языка / Под ред. В. В. Розановой. – М., 1982.
- Лапатухин М. С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся – М., 1981.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1986.
- Петровский Н. А. Словарь русских личных имен, 1980.
- 4000 наиболее употребительных слов русского языка, 1982.
- Святцы.
- Список имен, их лексическое значение и происхождение (см. приложение).
- Цветок ромашки каждому ученику.
- Рисунки с изображением людей различных эпох, принадлежности к разным народам.
- Изображение инопланетянина.
- Зеленый и синий жетоны каждому ученику.
Ход урока
I. Организация.
II. Актуализация знаний.
Разгадывание кроссворда
- Как называется промежуток времени в 100 лет?
- Как называется самый короткий промежуток времени?
- Как называется отрезок времени в 12 месяцев?
- Какая наука изучает родословную человека?
Учитель: Как при выполнении домашнего задания вы представляли всех своих родственников?
Дети: В виде генеалогического дерева.
Учитель: Почему в виде дерева? Что символизирует дерево?
Дети: Единое целое. Начало. Взаимосвязь.
Учитель: Какое значение имеет слово "корень"?
Работа в группах. (Мозговой штурм)
Дети: Часть слова. Часть растения. Начало всего.
Учитель: А теперь давайте найдем значение этого слова по "Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля". (Демонстрация словаря.)
Работа учащихся со словарем.
Учащиеся зачитывают найденное в словаре значение слова "корень".
Дети: (отвечает первый ряд) - Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.
Учитель: В какой отрасли знаний используется это определение?
Дети: В природоведении (в биологии).
Учитель: Есть ли другое значение у слова "корень"?
Дети: (отвечает второй ряд.)
- В грамматике: Основная часть слова без приставок и суффиксов.
Учитель: Какое значение слова "корень" нашел третий ряд?
Дети: Начало, источник чего-либо.
Учитель: Какое из определений подходит к нашему генеалогическому дереву?
Дети: Начало, источник чего-либо.
Учитель: Кто стоял у истоков, в начале вашего рода?
Дети: Наши дедушки и бабушки.
III. Определение темы и цели урока.
Учитель: Скажите, что отличает одного человека от другого человека?
Дети: Характер. Внешность. Фамилия. Имя.
Учитель: Как тебя выделяют в классе?
Дети: По имени.
Учитель: Как узнают, что это твоя тетрадь? Твои оценки?
Дети: По имени и фамилии.
Учитель: Как же тогда звучит тема сегодняшнего нашего урока?
Дети: Об имени.
Учитель: Как вы догадались?
Дети: Одного человека от другого отличает, прежде всего, имя.
Учитель: Правильно, мы будем говорить об именах.
Наша цель – найти ответы на вопросы:
- Что означает мое имя?
- Почему меня так назвали?
- Нельзя ли обойтись без имени?
IV. Работа по раскрытию темы урока.
Учитель: Когда дают имя человеку?
Дети: При рождении.
Учитель: Наши предки были суеверны. Они очень боялись"сглаза", вредоносного действия чужих или своих похвал; им казалось, назвать ребенка красивым, нежным или горделивым именем – это значит привлечь к нему гибельное внимание … злых духов… И поэтому детям давали "обманное имя". Иногда разыгрывался целый смешной спектакль. Отец, крадучись, под полой выносил младенца из избы, а потом с криком и шумом появлялся уже в открытую, уверяя, что нашел подкидыша. Все домашние поносили и того, кто подбросил ребенка, и самого малыша, и нарекали его соответственно, скажем, Найдёном или Ненашем. Бесам оставалось только отступиться: погубишь крошку, а взрослые только обрадуются – ведь им он чужой.
На Руси существовал обычай давать имена детям в честь деда и бабушки. Крестное имя давалось человеку при крещении. Оно обычно выбиралось священником из церковного календаря в соответствии с именем святого, память которого праздновалась в день рождения или крещения человека. (Демонстрация Святцев.)
Лишь в святцах перечень имен был единым. В действительности имена дворянок и крестьянок резко противопоставлялись друг другу. Невозможно представить в начале ХХ века графиню Матрену или Феклу, а также крестьянку Тамару.
Имя указывало на сословие. В современном языке такого разграничения уже нет. Однако считается, что каждый человек имеет своего ангела-хранителя, оберегающего его с самого рождения.
Как вы думаете, день рождения и именины – это одно и то же?
Дети: Нет.
Учитель: Давайте разберемся. Что такое именины?
Дети: Именины – праздник в день, когда Церковь отмечает память одного из святых. (Святцы) (Учитель показывает учащимся, дети находят, в честь какого святого они могли быть названы.)
Учитель: Что называют днем рождения?
Дети: День рождения – тот день, когда человек родился.
Учитель: Что такое имя? Раскройте значение этого слова при помощи словаря.
Работа в группах. Определение дают учащиеся.
Дети: Имя – это личное наименование человека, присвоенное ему при рождении и под которым он известен в обществе.
( Лексическое значение слова "имя" прочитывается по словарю. Затем учащиеся записывают его в тетрадь.)
V. Физкультминутка.
Дети стоят у парты.
Учитель называет имена, если имя распространенное у нас, то дети делают хлопок над головой, если редкое имя – учащиеся топают ногами.
Учитель: Вера, Анисья, Анна, Андрей, Глеб, Виктор, Варвара, Анастасия, Тарас, Екатерина, Георгий, Зоя, Фрол.
VI. Первичное закрепление.
Учитель: В стихотворении Юрия Благова описана ситуация выбора имени младенцу.
- В чем здесь проблема, и как она была решена?
(Инсценирование стихотворения)
Ученик:
Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих звонко;
Говий…, Муций…, Свен…, Орест…
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
- Назовем посовременней;
Гелий…, Атом…, Космодром…
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон.
С целым импортным набором
Эдвин…, Мельвин…, Сельвин…, Джон…
Бабка с нехристями знаться
Не желает. И сама
Вносит лепту, глядя в святцы;
Псой…, Сысой…, Кузьма…, Фома…
Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
Учитель: Почему спорщикам удалось договориться?
Дети: приводят такие ответы:
- Петр обозначает "камень" в переводе с греческого языка.
- Это имя довольно распространенное, одновременно старое и современное.
- И святой такой есть (в православном календаре отмечается день святых Петра и Павла).
- А бабушка рассказывала, что еще и пост называется Петровским, в честь святого Петра.
- Еще есть Петров день.
Учитель: Молодцы, ребята! Как много вспомнили об имени Петр!
VII. Самостоятельная работа. Применение знаний в знакомой ситуации.
Учитель: У каждого на столе есть ромашка с лепестками и список имен со значениями. На сердцевине ромашки вы должны из списка значений имен найти свое имя, написать, из какого языка оно к нам пришло.
Если знаете, то напишите, в честь кого вы названы (бабушка, дедушка, какой-то исторический или литературный герой).
На лепестках напишите, пожалуйста, как называют вас дома близкие люди (мама, папа, бабушка, дедушка, друг или подруга).
Проверка написанного материала.
Учитель: Ребята, есть желающие прочесть вслух свою запись на ромашке?
Несколько человек зачитывают содержание своих цветков.
VIII. Работа с учебником
.Учитель: Прочитайте статью из учебника (Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. Учебник для 3 класса. – М.: Дрофа, 2001. ) страница 19.
- О чем она рассказывает?
Дети: У каждого народа есть свои имена.
Учитель: Какое самое распространенное имя в Англии?
Дети: Джон.
Учитель: Найдите Джона на рисунке.
- Какое самое распространенное имя в Испании?
Дети: Хуан.
Учитель: Какое самое распространенное имя во Франции?
Дети: Жан.
Учитель: Какое самое распространенное имя в Германии?
Дети: Ханс.
Учитель: Какой известный сказочник носит такое же имя?
Дети: Ханс Христиан Андерсен. (Датский сказочник).
Учитель: Какое самое распространенное имя в Италии?
Дети: Джованни.
Учитель: А в нашем классе какие имена самые распространенные?
Дети: Екатерина.
Учитель: Что обозначает это имя?
- Посмотрите еще раз на листок со списком имен, который лежит у вас на партах (см. приложение).
Дети: Имя Екатерина произошло от греческого, что в переводе означает "всегда чистая".
Учитель: Как называют людей, имеющих с кем-либо одинаковое имя?
Дети: Тезка.
Учитель: Да. Это слово – тёзка.
- Что оно обозначает? Обратимся за помощью к "Толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова". (Учитель демонстрирует этот словарь учащимся.)
Дети работают со словарем в группах, затем зачитывают ответы, взятые из толкового словаря.
Дети: Тезка – человек, имеющий одинаковое с кем-нибудь имя.
Дети записывают слово "тезка" и его значение в тетрадь.
Учитель: У кого из ребят нет тезки в нашем классе? Встаньте, пожалуйста.
Встают те, у кого нет тезки.
Учитель: Что означает Ваше имя?
Дети: Ирина – в переводе с греческого языка означает мир.
Учитель: (добавляет) Согласие. Спокойствие.
- Посмотрите, какие красивые у вас имена!
IX. Игра-путешествие.
Учитель: Я приглашаю вас в путешествие. Но вот беда, у нас произошел сбой в компьютерной системе машины времени, и все перепуталось: времена, страны и народы.
Давайте поможем Вашим героям определить, откуда они родом, и дать им имена, глядя на их одежду, орудия труда.
(Работа в группах. У каждой группы детей рисунки людей с характерными признаками времени и страны. Защита группами своих заданий.)
Дети зачитывают свои ответы.
Учитель: К нам прилетел инопланетянин. Пусть каждая группа даст ему свое имя.
- При этом первая группа даст такое имя, чтобы был доволен папа из стихотворения Юрия Благова, которое было инсценировано.
- Вторая группа постарается дать такое имя, чтобы была довольна мама из этого же стихотворения.
- Третья группа постарается дать такое имя, чтобы была довольна бабушка из этого стихотворения.
- Четвертая группа постарается дать такое имя, чтобы был доволен дедушка из этого стихотворения.
- Пятая группа постарается дать имя жителя следующего, XXII века.
(Работа в группах. Защита группами своих заданий.)
X. Итог урока.
Учитель: Для чего служит имя?
Дети: Имя отличает одного человека от другого.
Учитель: Для чего нужно знать историю своего имени?
Дети: - Я узнал, из какого языка пришло мое имя.
- Я узнала, что обозначает мое имя.
XI. Объяснение домашнего задания.
Учитель: Записать в рабочую тетрадь, в честь кого названы ты, твоя мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка.
Прочесть в учебнике (Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. Учебник для 3 класса. – М.: Дрофа, 2001) материал об именах на страницах 18-23 .
XII. Мониторинг эмоционально-психологической атмосферы урока.
Рефлексия учеников на занятии – ретроспективная оценка занятия (эмоциональный уровень – понравилось или нет, было хорошо или плохо и почему, смысло-аксиологический уровень – почему это важно, зачем это нужно знать или уметь делать).
Учитель: Если вам на уроке было интересно, поднимите зеленый жетон, лежащий у вас на парте.
Если вам на уроке было неинтересно, поднимите, пожалуйста, синий жетон, лежащий у вас на парте.
Дети поднимают жетон определенного цвета по своему усмотрению. Учитель сразу может видеть, насколько урок понравился детям. Учитель предлагает учащимся аргументировать свой выбор.
Учитель: Что вам понравилось на уроке? Почему?
- В чем испытывали затруднение?
Конец урока: релаксация, позитивные оценки личности и деятельности.
Учитель благодарит учащихся за сотрудничество на уроке.
Список литературы
- Избранные жития святых / Сост. Афанасий, архиеп. Пермский и Соликамский. – СПб.: Сатистъ, 1998. – 477 с.
- Имя, характер, судьба. Сборник. – М.: Яуза, Омега, 1995. – 384 с.
- Казанская В. Г. Личность ученика и учителя в начальной школе. – СПб.: КАРО, 2004. – 208 с. (Модернизация общего образования)
- Костомаров В. Г. Жизнь языка: От вятичей до москвичей. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 240 с.: с ил.
- Православный церковный календарь. – М., 1998.
- Пронштейн А. П., Данилевский И. А. Вопросы теории и методики исторического исследования. – М.: Просвещение, 1986.
- Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. 3 кл.: Книга для учителя. – 5- е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.
- Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. Учебник для 3 класса. – М.: Дрофа, 2001.
- Успенский Л. В. Ты и твое имя. – Волгоград: Нижн.-Волж. кн. изд-во, 1994. – 288 с.
Словари
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. – М.: Русский язык, 1999.
- Краткий толковый словарь русского языка / Сост. И. Л. Городецкая, Т. Н. Поповцева, М. Н. Судоплатова, Т. А. Фоменко; Под ред. В. В. Розановой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1982. – 245 с.: с ил.
- Лапатухин М. С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова; Под ред. Ф. П. Филина. – М.: Просвещение, 1981. – 463 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 18 –е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с.
- Петровский Н. А. Словарь русских личных имен: Ок.2600 имен / Спец. науч. ред. О. Д. Митрофанова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1980. – 384 с.
- 4000 наиболее употребительных слов русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. – 3-е изд., исправл. – М.: Русский язык, 1982. – 367 с.: с ил.
Приложение
Краткий список имен и их значение
Александр – защитник людей (греч.).
Алексей – защитник (греч.).
Анастасия – воскресенье (греч.).
Андрей – мужественный (греч.).
Анжелика – от русского имени Ангелина, в переводе с греческого означает "вестник".
Анна – благодать, милость (еврейское).
Екатерина – всегда чистая (греч.).
Игорь – герой (сканд.).
Ирина – мир, мирная (греч.).
Лидия – родом из Лидии (в Малой Азии).
Любовь – старославянское имя, перевод с греч. слова "любовь".
Максим – самый большой, величайший (лат.).
Михаил – равный Богу (древнееврейское).
Наталья – природная (лат.).
Никита – победитель (греч.).
Павел – малый (лат.).
Петр – камень, утес, скала (греч.)
Татьяна (Татиана) – имя легендарного Сабинского царя (лат.).
Тимур – имя среднеазиатского полководца, в переводе с тюркского языка означает "железо".